Рынок финансовой аренды специальной техники имеет ряд особенностей, без учета которых невозможно успешное освоение этого сектора.
Ежегодное увеличение объемов жилищного, дорожного и промышленного строительства, реализация национальных и региональных программ по реформированию ЖКХ определяют устойчивый спрос на спецтехмику. Крупные лизинговые компании (ЛК) фиксируют возрастающий интерес клиентов к этому виду оборудования — совокупный объем заключенных контрактов ежегодно растет на 45-50%. В целом же за последние пять лет он вырос более чем в семь раз.
В то же время почти все строительное и строительно-монтажное оборудование относится к категории источников повышенной опасности, поэтому не только эксплуатация, но и приобретение таких механизмов требует особого подхода. Котлы, турбины, компрессоры, генераторы и многое другое должны регистрироваться в Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзоре).
Оформлять предмет лизинга можно как на лизингополучателя, так и на ЛК. Каждый из вариантов имеет свои достоинства и недостатки. В первом случае клиент полностью оплачивает транспортный и иные налоги, а также пошлины, необходимые для постановки и снятия с учета в Ростехнадзоре. Кроме того, лизингополучатель несет затраты на экспертизу и технический осмотр, а также на все риски, связанные с владением источником повышенной опасности. Клиент свободно эксплуатирует арендуемую технику, ц помешать ему в этом ЛК не может. Второй вариант - регистрация на имя лизингодателя обязывает его брать на себя ответственность за использование опасного механизма, но при этом есть возможность оперативного вмешательства. Например, в случае задержки платежей по договору ЛК в состоянии запретить использовать оборудование.
Также для ввода в эксплуатацию строительной и другой техники часто требуются очень сложные и дорогостоящие монтажные и пуско-наладочные работы которые тоже финансируются за счет лизинга. Однако началом действия договора считается дата подписания акта о вводе в эксплуатацию, и до этого момента лизингодатель несет риски.
Очень часто механизмы приобретаются для выполнения конкретного объема работ по вполне определенному проекту (например, строительство дороги) имеющему утвержденную заказчиком схему финансирования. В этом случае ЛК учитывают динамику платежей в договоре и предоставляют своим клиентам довольно длительные отсрочки порой до полугода. Кроме того, застройшику нет нужды приобретать оборудование в собственность: достаточно воспользоваться оперативным лизингом и после окончания работ вернуть ЛК имущество. Следует отметить, что оперативный лизинг несколько дороже классической финансовой аренды (примерно на 1-2 процентных пункта в год), но скорость поставки и возможность возврата порой гораздо важнее, чем экономия.
Однако с оперативным лизингом пока не все так просто. Дело в том, что в России совершенно неразвит вторичный рынок дорожной и строительной техники. К тому же отсутствует статистика, отражающая динамику изменения цен после окончания срока действия гарантии.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|