Крупнейшие лизинговые компании Северо-Запада окрепли настолько, что готовы развивать непрофильные направления бизнеса. Диверсификация лизингового портфеля повышает устойчивость компании, как следствие – растет ее привлекательность в глазах иностранных инвесторов и партнеров.
Xотя еще не все лизинговые компании Северо-Запада России подвели итоги минувшего года, уже понятно, что 2007 год оказался как минимум столь же успешным для рынка лизинга, как и 2006−й. В целом существенно не изменилась и структура сделок. В числе лидеров – автолизинг и лизинг специальной техники. Наличие у большинства лизинговых компаний партнерских отношений с автопроизводителями (что позволяет предлагать автомобили с минимальным удорожанием) делает ощутимыми конкурентные преимущества лизинга по сравнению с кредитом. А спрос на лизинг спецтехники, по свидетельству участников рынка, за год вырос втрое. Двигателем этого сегмента является лизинг строительной техники, который, в свою очередь, подталкивает реализация национального проекта «Доступное жилье».
Рост без границ
В России доля лизинга в общем объеме инвестиций в основные средства производства начинает приближаться к европейским нормам (в 2006 году доля лизинга в ВВП, по подсчетам разных аналитиков, составила порядка 1,5−1,7%, а по итогам прошлого года должна превысить 2%).
Генеральный директор компании «Прогресс-Нева Лизинг» Станислав Ким считает, что, хотя рынок лизинга в Северо-Западном регионе далек от насыщения, его уже можно считать сложившимся, поскольку новые компании не появляются. Вместе с тем лизинг на Северо-Западе, как и в стране в целом, по-прежнему развивается неравномерно. Наблюдается большая концентрация лизинговых компаний в крупных городах, а в провинции – повышенный спрос на лизинговые услуги и пока еще недостаточное предложение. Но массового желания активно наращивать присутствие в регионах у лизингодателей пока не наблюдается.
«Опыт минувшего года показывает, что у компаний, присутствующих только на петербургском рынке лизинга, перспективы развития не уменьшаются», – говорит генеральный директор Петербургской Лизинговой Компании Дмитрий Горизонтов. При этом, как отмечает коммерческий директор группы компаний «Зест» Константин Ефимов, высокий уровень конкуренции характерен лишь для самых массовых сегментов лизинга (многие привычные для западного рынка финансовой аренды сегменты в России считаются едва ли не экзотикой). Кстати, сама группа «Зест» может похвастаться тем, что в минувшем году заключила контракты на лизинг телекоммуникационного и энергетического оборудования, а также авиатехники. А, к примеру, компания «Петроконсалт» активно развивает лизинг лабораторного и медицинского оборудования.
Скоринг пришел и в лизинг
Но все же ключевым фактором успеха лизинговых компаний в 2007 году стало развитие ими программ упрощенной оценки лизингополучателя (так называемых скоринговых программ), что позволило поставить на поток заключение небольших по стоимости договоров. У компаний, начавших развивать лизинговую розницу еще в конце 2005 года (таких как «Глобус-Лизинг» или «Интерлизинг»), в 2007−м рост количества договоров составил порядка 50%. У компании «Прогресс-Нева Лизинг», традиционно ориентированной на работу с малым бизнесом, он был порядка 80%. А, например, у Петербургской лизинговой компании, начавшей применять скоринг-методы только в прошлом году, количество лизинговых договоров выросло почти в шесть раз.
Диверсификация лизингового портфеля, как отмечает генеральный директор компании «Глобус-Лизинг» Борис Курцман, повышает устойчивость компании, как следствие – растет ее привлекательность в глазах иностранных инвесторов и партнеров. Начальник казначейства группы компаний «Интерлизинг» Михаил Демченко рассказывает, что одна из ключевых стратегических задач группы на 2008−2010 годы – снижение доли контрактов 20 крупнейших клиентов до 30−35% лизингового портфеля, а доли клиентов, обеспечивающих группе 80% портфеля, – до 20−25% от общего числа контрактов.
Аренда, да не та
В минувшем году наметилась еще одна тенденция – крупные лизинговые компании начали диверсифицировать свои портфели и бизнес в целом. Они готовы использовать собственные средства (заемные, впрочем, тоже) для развития непрофильных направлений, например занимаясь не только лизингом, но и обычной арендой отдельных видов техники и даже арендой недвижимости.
В принципе, развитие аренды знакомо многим лизинговым компаниям. Правда, это направление обычно возникало, что называется, не от хорошей жизни: большинство предметов аренды появилось вследствие того, что клиент оказывался не в состоянии осуществлять лизинговые платежи и возвращал имущество, приобретенное в лизинг. Заниматься арендой лизингодатель может, что называется, разово, а может – системно. В последнем случае в развитие аренды необходимо вложение средств и даже, если угодно, души. «Когда мы говорим о финансовой аренде, то подразумеваем деньги. Когда же говорим просто об аренде, подразумеваем сервис», – поясняет Дмитрий Горизонтов.
Если лизинговая компания принимает стратегическое решение о специализации в определенной отрасли, у нее возникает необходимость выделиться из общей массы. Один из очевидных путей к достижению этого, как показывает рынок, – целенаправленное вложение собственных средств в будущие продажи. Так, еще в 2006 году некоторые компании, специализирующиеся на автолизинге, сочли приемлемым закупить на собственные средства автомобили с прицелом на сделки 2007−го. «Если вы ясно представляете, сколько стоит имущество сегодня и сколько оно будет стоить завтра, – объясняет поведение компаний, склонных к специализации, Дмитрий Горизонтов, – вы можете предлагать продукт, который с точки зрения финансовых условий удовлетворит клиента больше, чем такой же продукт у конкурентов. Хорошо представляя, какова ликвидная стоимость объекта, вы можете свою прибыль закладывать не в проценты, а в стоимость самого объекта».
Необходимо также отметить, что в сегменте автолизинга достаточно давно существует возможность арендовать транспортное средство (в частности, компания Europlan предлагает подобную услугу с конца 2004 года). Однако в большей степени это было обусловлено наличием сложившегося вторичного рынка, нежели целенаправленной политикой компании по развитию аренды.
Курс – на полную линейку
Более любопытным в этом плане выглядит опыт группы «Интерлизинг», которая своим приоритетным направлением избрала лизинг строительной и специальной техники. С 2006 года группа развивает аренду стройтехники. Вложив около 500 млн рублей в развитие дочерних предприятий (они объединены под брендом Rental Group), «Интерлизинг» планирует значительные инвестиции и в будущем: уже началось строительство нового сервис-центра, открытие которого запланировано на начало 2009−го. Помимо этого группа заявила о желании в 2008−2009 годах заметно увеличить автопарк «дочек».
«Вообще, арендный бизнес является более прибыльным, чем лизинговый», – объясняет политику своей группы Михаил Демченко. Также очевидно, что подобный шаг в значительной степени обусловлен стремлением занять лидирующие позиции как по количеству заключенных с поставщиками эксклюзивных соглашений, так и по количеству предоставляемых услуг. В планах «Интерлизинга» – создание полной линейки: финансового лизинга, аренды и полнооперационного лизинга спецтехники.
От лизинга к девелопменту
И уж совсем неожиданный сегмент выбрала компания «Глобус-Лизинг», которая в 2007 году приступила к активному освоению рынка девелопмента коммерческой недвижимости. Компании принадлежат два недавно построенных бизнес-центра в Пскове и Петрозаводске, инвестиции в которые составили 200 млн и 60 млн рублей соответственно. В 2008 году будут введены в эксплуатацию еще два бизнес-центра – в Калининграде и Великом Новгороде. Объем вложений «Глобус-Лизинга» в эти проекты составил порядка 350 млн рублей.
По словам Бориса Курцмана, основной критерий выбора данного направления – очевидный экономический расчет: «Если в первые годы прибыль от аренды меньше прибыли от лизинговых операций, то с учетом роста арендных ставок в среднем на 10−15% в год на четвертом-пятом году эксплуатации объекта прибыльность вложений в недвижимость превосходит прибыльность от лизинговых операций. А поскольку темпы роста цен на коммерческую недвижимость в Санкт-Петербурге и других городах Северо-Запада на протяжении последних лет высоки, это серьезно увеличивает перспективность таких вложений».
Свои деньги чужим не дадим
В «Глобус-Лизинге» четко разделяют заемные ресурсы и собственные средства. Как отмечает Борис Курцман, в компании обозначен принцип «финансирование лизинговой деятельности – только за счет привлеченных ресурсов».
Использование большинством лизинговых компаний Северо-Запада собственных средств для осуществления профильной деятельности отчасти обусловлено тем, что их финансовая база несовершенна (например, у компании есть всего один крупный кредитор). Далеко не все лизинговые компании могут похвастаться такой степенью диверсификации источников финансирования, какой обладает «Глобус-Лизинг» (более трети средств привлечено на организованном рынке ценных бумаг – за счет облигационных займов, а доля крупнейшего кредитора составляет менее 33%).
Опрос участников рынка показывает, что большинство региональных лизинговых компаний значительную часть собственных средств (в среднем порядка 30%) используют для финансирования срочных лизинговых сделок с последующим их рефинансированием. Отчасти это связано с тем, что многие компании начали развивать это направление не так давно, и с тем, что снижение ликвидности в банковском секторе затруднило привлечение ресурсов кредитных организаций, прежде всего для финансирования розничного лизинга.
Кроме того, значительная часть собственных средств (до 30%) используется лизинговыми компаниями для досрочного погашения банковских кредитов. Это во многом помогает привлекать последующие займы, особенно если речь идет о новых банках-партнерах.
Дорожка проторена
Наблюдая сжатие банковской ликвидности, некоторые аналитики пророчили проблемы независимым лизинговым компаниям. Однако, как замечает Станислав Ким, повышение процентной ставки в пользу банков в определенной степени было нивелировано тем, что ряд кредитных организаций запустили специальные программы финансирования лизинговой деятельности с вполне приемлемыми для лизингодателей условиями.
Логично ожидать, что в 2008 году все больше лизинговых компаний, выстраивая отношения с банками по новым принципам, смогут с большей свободой распоряжаться собственными средствами. Не исключено, что часть компаний пойдут по дорожке, проторенной «Интерлизингом» и «Глобус-Лизингом».
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|