На рынке лизинга оборудования для топливных и энергетических компаний есть место как для независимых лизингодателей, так и для дочерних фирм, принадлежащих крупным игрокам отрасли. Несмотря на ряд проблем, у лизинговых компаний в топливно-энергетическом комплексе неплохие перспективы для развития, если, конечно, не произойдет резкого падения цен на энергоресурсы.
Лизинг в российском топливно-энергетическом комплексе (ТЭК) используется давно. Но возможности финансовой аренды в этой отрасли не исчерпаны. Например, в США и Европе лизинговую схему используют около 40% инвесторов, в России — всего около 10%. И проблема тут не в том, что отечественный ТЭК медленно развивается и не приобретает нового оборудования, а в специфике работы топливных и энергетических компаний. «Лизинг — это рыночный инструмент инвестирования в реальный сектор экономики, и он, естественно, сталкивается с трудностями в ТЭК, где царят естественные монополии и бюджетное финансирование», — объясняет руководитель управления стратегического развития лизинговой компании «Центр-Капитал» Валерий Ярован.
Однако позитивные сдвиги для лизинга в сфере ТЭК уже наметились. Государство ставит перед топливными и энергетическими компаниями задачу по привлечению рыночных инвестиций. Поэтому перед предприятиями уже не стоит цель «загрузить» собственную лизинговую компанию и получить налоговую экономию на лизинговой схеме. Раньше фирмы стремились взять деньги под собственные гарантии, поэтому механизм лизинга использовался отдельно от поиска финансирования. То есть сначала организации получали деньги с помощью кредитов и других каких-то внутренних схем, а потом лизинг просто использовался с целью налоговой экономии. Теперь предприятия ТЭК используют лизинг как способ привлечения финансирования на более выгодных условиях.
«Дочки» отделяются
Тендерные процедуры по выбору лизингодателя становятся все более популярными, более того — холдинги стали избавляться от «карманных» лизинговых компаний. Эта практика пошла от ЮКОСа, который первым начал продавать непрофильные активы, исходя из принципа, что нефтяная компания должна заниматься лишь добычей, переработкой и реализацией, а остальной бизнес нужно вывести за пределы корпоративной структуры. По той же причине позднее компания ЛУКОЙЛ продала свое буровое подразделение, банк «Петрокоммерц» и компанию «ЛК-Лизинг».
На фоне этих событий активизировались независимые лизингодатели, которые были не прочь начать сотрудничать с «богатыми» предприятиями ТЭК. Ведь в этой сфере крутятся очень большие деньги, а значит, лизинговые компании могут рассчитывать на крупные и выгодные контракты.
Однако далеко не всем лизингодателям по зубам подобные сделки. У предприятия ТЭК специфичные запросы, и удовлетворить их в состоянии лишь те партнеры, у которых уже есть опыт работы в данной области, а также достаточно отлаженные бизнес-процессы и финансовые возможности для выхода на рынок ТЭК. Именно поэтому до сих пор в сфере лизинга оборудования для ТЭК значительную долю занимают фирмы, созданные при крупных холдингах этой отрасли — ведь они изначально были «заточены» на предоставление услуг именно топливно-энергетическим компаниям. Однако «профильное» происхождение одновременно и мешает развиваться лизинговым «дочкам» предприятий ТЭК. В период становления лизинговой отрасли крупные структуры часто относились к финансовой аренде как к предоставленному государством инструменту оптимизации налогообложения при приобретении основных средств, поэтому головные организации не рассматривали дочерние лизинговые компании как источник финансирования из-за их относительно скромных возможностей.
Теперь вчерашние «карманные» лизинговые компании значительно выросли и постепенно начинают отделяться от материнских структур. Одновременно крупные универсальные лизинговые операторы смогли вклиниться в стройные ряды аффилированных лизингодателей. Универсальные операторы обладают значительными собственными ресурсами, опытом и возможностями по организации финансирования, чтобы достойно обслуживать крупные контракты топливных и энергетических компаний. «По сравнению с использованием услуг крупной самостоятельной компании, лизинг через «карманную» фирму выглядит всего лишь перекладыванием денег из одного кармана в другой, не открывающим новых финансовых возможностей, — рассказывает Валерий Ярован. — Поэтому процесс передачи крупными холдингами лизинговых услуг на аутсорсинг выглядит вполне закономерно».
Родственные узы
Впрочем, хотя многие компании, работающие в сфере ТЭК, уходят от использования «карманных» лизинговых фирм, но связи с аффилированными лизингодателями тоже до конца не обрывают. «Основная масса закупок по лизингу осуществляется через конкурсы, и эта процедура достаточно открыта, — считает генеральный директор лизинговой компании «Стоун-ХХI» Вячеслав Кудрин. — Но шансов на победу в этих тендерах больше, естественно, у лизинговых компаний, принадлежащих каким-либо крупным финансово-промышленным группам, имеющих возможность предложить более низкую стоимость ресурсов и услуг, специализирующихся на лизинге подобного оборудования. Таких лизингодателей немного, но они активно развивают данный сегмент».
В энергетике существует даже аналог лизинговой биржи — это электронные торговые площадки, а также собственные сайты энергетических компаний, на которых вывешиваются конкурсные закупки. Более того, по данным Вячеслава Кудрина, через такие площадки осуществляется до 70% сделок в крупной и средней энергетике. «Однако, к сожалению, по условиям, выдвигаемым компаниям при закупке оборудования или техники по лизингу, зачастую можно сделать вывод, что победитель конкурса определен заранее», — сетует Кудрин.
Крупные холдинги не хотят отказываться от прямого сотрудничества с собственными дочерними лизингодателями еще и потому, что в случае, если возникнут временные трудности и компания будет не в состоянии погасить очередной платеж по лизинговому контракту, то аффилированная фирма может и подождать. А вот с независимым лизингодателем договориться будет сложнее — тут и до судебных разбирательств недалеко.
А еще собственная лизинговая компания позволяет упорядочить и облегчить контроль за основными средствами холдинга. Если у него много дочерних структур и каждая имеет основные средства, полученные в лизинг, то уследить за всеми этими активами будет крайне сложно. Тогда как если все эти средства переданы в финансовую аренду через собственного лизингодателя и собраны на его балансе, то контроль за объектами упрощается, впрочем, как и мониторинг платежной дисциплины (погашение лизинговых обязательств) всех дочерних структур.
Тяжелая работа
Несмотря на то что ТЭК — это «хлебное место» для лизингодателей, работать в этой сфере совсем не просто. «Сложность реализации лизинговых сделок в энергетической отрасли зависит в первую очередь от объема проекта и его стоимости, — рассказывает Вячеслав Кудрин. — Привлечение целевого финансирования в проект требует длительной подготовки и структурирования проекта с точки зрения рисков сторон-участников». Основной сложностью является большее число участников сделки. В нее, кроме лизингополучателя и лизинговой компании, вовлекаются еще и банк-кредитор, страховые компании, монтажные организации, производитель и поставщик оборудования. Из-за этого документооборот в рамках проекта получается очень сложным и запутанным.
Дополнительные трудности возникают у лизингодателей, когда объектами сделок становятся сложные технологические комплексы. Такие объекты часто не проходят по общему классификатору основных средств как обычное оборудование. Законодательство не позволяет определить, к какому виду имущества — движимому или недвижимому — относятся подобные комплексы. По закону недвижимым имуществом признаются объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба невозможно — в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства, леса, многолетние насаждения. Однако на практике определить меру ущерба от перемещения, а поэтому и вид имущества, очень сложно. Ведь четких критериев закон не устанавливает, применяются лишь оценочные методы. Специального органа, который мог бы выдавать неоспоримые для налоговиков и других государственных служб заключения, тоже нет.
Однако лизинг не терпит неопределенности. Дело в том, что лизинговые сделки с недвижимостью длительностью более года подлежат обязательной регистрации. Если объект лизинговой сделки признают недвижимым имуществом, а контракт не был зарегистрирован, его объявляют недействительным. А это проблема не только для лизинговой компании, но и для ее клиента. Ведь он, воспользовавшись лизингом, уже сэкономил значительные суммы на налогах. Эти деньги придется вернуть вместе со штрафами и пенями, которые не преминут наложить налоговики.
Конечно, лизингодатели нашли выход из положения. «Наш критерий оценки достаточно прост: если имущество не подлежит регистрации в соответствии с законодательством как объект недвижимости, то оно расценивается как движимое имущество (оборудование) и с точки зрения лизинга», — рассказывает Кудрин. Часто, чтобы окончательно убедиться в правильности своих выводов, лизинговые компании подают заявление на регистрацию договора финансовой аренды недвижимого имущества. Если в регистрации отказывают на основании того, что имущество движимое, лизингодатели используют в дальнейшем этот документ как средство от претензий фискалов. Однако, как признаются эксперты, на налоговиков эта бумага не всегда действует. Тогда как сам процесс подачи документов на регистрацию усложняет и без того непростой документооборот и тормозит заключение сделки.
И все-таки он развивается
Вопреки всем сложностям, эксперты прочат лизингу в ТЭК большое будущее, упирая на то, что сейчас топливные и энергетические компании стабильно развивают свой бизнес. По итогам 2006 года энергетического оборудования было предоставлено в лизинг на сумму более $1 млрд. (7,24% лизингового рынка), а оборудования для добывающей промышленности — примерно на $420 млн. (2,86% рынка). «Лизинг активно развивается, и энергетика как рыночный сегмент станет активно пользоваться этим инструментом, — уверяет Вячеслав Кудрин. — Объемы сделок по лизингу будут только увеличиваться, так как наряду с такими отраслями, как железнодорожный транспорт, лизинг энергетического оборудования является одним из наиболее приоритетных рыночных сегментов».
Однако взрывного роста лизинга оборудования для ТЭК тоже не произойдет. По мнению экспертов, этот рынок сейчас приходит к стабилизации и недалек от западного уровня развития подобного бизнеса. Тем не менее есть и негативная перспектива. Благополучие лизингодателей, работающих для ТЭК, в отличие от других сегментов рынка финансовой аренды, напрямую зависит от цен на энергоресурсы. Если начнется жесткое падение цен, то рынок может значительно сократить обороты. Ведь заказов от клиентов станет намного меньше.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|