Банковский сектор и законодательство остаются основными сдерживающими факторами развития рынка финансовой аренды.
Генеральный директор Петербургской лизинговой компании (ПЛК) Дмитрий Горизонтов:
– Текущий год можно считать удачным для ПЛК. Совместно с Невским заводом мы приступили к реализации лизингового контракта стоимостью более 30 млн долларов. Московский филиал ПЛК заключил с Национальной логистической компанией контракт автолизинга стоимостью более 9 млн. евро. В этом году мы приступили к реализации договора на поставку 100 полувагонов, произведенных на мощностях Крюковского вагоностроительного завода (город Кременчуг, Украина). Сумма контракта – более 8 млн. долларов. За счет увеличения лизингового портфеля объем выручки ПЛК в текущем году увеличится на 20%.
Мы уверены, что смогли бы сделать больше и добиться лучших результатов, если бы не банковский кризис, разразившийся на мировом рынке в третьем квартале 2007 года. Развитие лизингового рынка в значительной степени тормозит и общая для России проблема – отсутствие «длинных» денег.
Генеральный директор компании «Прогресс-Нева Лизинг» Станислав Ким:
– Предварительные итоги работы компании «Прогресс-Нева Лизинг» в 2007 году превзошли наши прогнозы. За девять месяцев лизинговый портфель компании увеличился на 72% и на 1 октября 2007 года преодолел отметку в 2 млрд. рублей. Мы планируем увеличение выручки в полтора-два раза по сравнению с прошлым годом (в 2006 году выручка превысила 300 млн. рублей).
Улучшению финансовых показателей компании в первую очередь способствовал рост всего лизингового рынка. Но затруднения в банковской сфере, возникшие во второй половине года, уже оказали негативное влияние на работу лизинговых компаний. Банки поднимают процентные ставки и сокращают сроки финансирования. Процентная ставка влияет на размер лизинговых платежей, в результате повышается стоимость лизинговых продуктов. Благодаря существующим соглашениям с рядом банков нашей компании пока удается сдерживать рост цен. Финансовые ресурсы мы получаем на «докризисных» условиях, что является нашим конкурентным преимуществом.
Лизинговому рынку в России мешают развиваться нерешенные вопросы, связанные с налогообложением и возмещением НДС. Остается непроработанным законодательство в сфере реализации сделок по лизингу недвижимости. Тенденцией на рынке становится повышенный интерес к сфере лизинговых услуг со стороны государственных органов. Это касается прежде всего рынка коммерческой недвижимости. В этом году при участии Фонда имущества и КУГИ Санкт-Петербурга уже реализовано несколько сделок по лизингу объектов коммерческой недвижимости.
Генеральный директор «НОМОС-лизинг Северо-Запад» Дмитрий Корчагов:
– Текущий год был для нас более удачным, чем прошлый. За девять месяцев мы заключили 2,2 тыс. сделок на 7,9 млрд. рублей, лизинговый портфель компании вырос вдвое. Росту компании способствовало развитие филиальной сети и введение скоринговых программ финансирования лизинговых проектов. За девять месяцев этого года открылось 11 новых отделений. Расширилась география присутствия – появились офисы во Владивостоке и Хабаровске. На Северо-Западе у нас сейчас 22 отделения. В целом рыночная ситуация благоприятна для развития. Власти нам не препятствуют, и это уже хорошо. Ограничивающий фактор для лизинговых компаний – необходимость составлять отчеты для Росфинмониторинга. Это вынуждает вводить жесткие требования по отчетности, обучению персонала, проделывать больше бумажной работы. Все это снижает эффективность деятельности.
Генеральный директор «Техноспецсталь-Лизинг» Ольга Жарницкая:
– Каждый последующий год становится для компании более продуктивным, и этот не станет исключением. По сравнению с 2006 годом мы планируем увеличение основных показателей бизнеса более чем в два раза. В силу специфики лизинга не весь объем планируемой выручки по заключенным сделкам находит отражение в текущем году, часть выручки компания получит в следующем. Поэтому по формальным показателям темпы роста выручки будут несколько отставать от темпов роста других показателей.
Наши планы на этот год не были чем-то нарушены. Можно отметить негативную ситуацию на рынке банковских кредитов во втором полугодии. В то же время не могу сказать, что это как-то повлияло на наш бизнес. Большим преимуществом в данной ситуации является то, что «Техноспецсталь-Лизинг» – независимая лизинговая компания, которая имеет возможность диверсифицировать источники привлечения заемных средств, нивелируя негативные последствия кризисов.
Сдерживающими факторами по-прежнему остаются нечеткая юридическая база в области лизинга и, как следствие, негативная налоговая и судебная практика. Также существует проблема возмещения лизинговыми компаниями НДС. Значимым событием года можно назвать решение Высшего арбитражного суда о легальности возвратного лизинга по делу «Ханса Лизинг».
Директор петербургского филиала Europlan Сергей Бахорев:
– Портфель заказов Europlan формируется в основном из договоров лизинга транспортных средств, включая легковые и грузовые автомобили, строительную и специальную технику. В первом полугодии 2007 года рынок лизинга транспорта в РФ установил очередной рекорд – вырос на 86%. Только за январь-июнь практически удалось достичь объема всего прошлого года. Сумма заключенных в первом полугодии лизинговых сделок в России составила, по разным оценкам, от 14 до 16 млрд. долларов. Рынок иномарок (а именно они занимают основную долю в портфеле Europlan) за десять месяцев 2007 года вырос на 64% по сравнению с тем же периодом 2006 года. Europlan добился при этом двукратного роста, в том числе в Санкт-Петербурге. В сентябре число передаваемых в лизинг транспортных средств превысило важную для нас в психологическом плане отметку – 100 единиц в месяц.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|