Первое полугодие 2007 года принесло рынку лизинга две новости. Хорошая — за прошедшие полгода лизингодатели уже перекрыли прошлогодний рекорд по объемам нового бизнеса. Плохая — несмотря на решение суда по «Ханса Лизинг», вопрос о возмещении НДС так и остается открытым.
Клиентам дали больший срок
Рост рынка оправдал самые смелые ожидания — за первое полугодие 2007 года лизингодатели заключили договоров на сумму, превышающую общую сумму договоров за весь 2006 год. Объем нового бизнеса составил 16 млрд. долларов, а суммарный портфель лизинговых компаний — 33,5 млрд. долларов. При сохранении таких же темпов развития (с учетом ежегодного пика активности на рынке в четвертом квартале) объем нового бизнеса к концу года может составить около 35—37 млрд. долларов.
Средняя сумма одного договора лизинга в первом полугодии 2007 года увеличилась примерно до 6,5 млн. рублей по сравнению с 4 млн. рублей в 2006 году.
Объем полученных платежей лизинговыми компаниями за первое полугодие 2007 года составил 4,8 млрд. долларов. С учетом происходящего обычно увеличения суммы платежей во втором полугодии общий объем платежей, который получат лизинговые компании до конца 2007 года, должен составить около 11 млрд. долларов. Наиболее впечатляюще вырос объем профинансированных средств. Только за первое полугодие 2007 года он составил около 7,5 млрд. долларов, против 7,4 млрд. долларов за весь прошлый год. При сохранении таких же темпов роста до конца 2007 года можно ожидать, что объем профинансированных средств за год составит не менее 17 млрд. долларов, а темпы прироста показателя за год — около 130%.
Это означает, что прогнозируемая нами тенденция превышения темпов роста объемов профинансированных средств над темпом роста лизинговых платежей, которая появилась в 2005 году, продолжает усиливаться. Стабильность на российском рынке благоприятствует инвестиционному процессу, увеличиваются сроки финансирования, и, как следствие, удлиняется операционный цикл на рынке лизинга. К 2005 году длительность экономического цикла на рынке лизинга составила примерно пять лет. Наблюдаемый в настоящее время рост объема новых сделок и профинансированных средств является предпосылкой интенсивного увеличения объема рынка в ближайшие несколько лет. Удельный вес лизинга в общем объеме ВВП увеличился с 0,99% в 2005 году до 1,5% в 2006-м, в инвестициях в основные средства — с 5,7% до 8,7% соответственно. Сделки на срок более четырех лет занимают в портфелях компаний уже около 10%, реализуются сделки длительностью более семи лет. При сохранении в экономике инвестиционного спроса в ближайшее время мы будем наблюдать увеличение темпов роста на рынке лизинга, а также удлинение экономического цикла примерно до семи-девяти лет.
«Конкуренция требует от лизинговых компаний постоянной разработки лучших предложений, в первую очередь по стоимости и сроку лизинга. На сегодняшний день более 75% лизинговых сделок нашей компании имеют срок более пяти лет», — говорит генеральный директор «ВТБ-Лизинг» Антон Борисевич.
Чемпионы по транспорту
Основная доля нового бизнеса в первом полугодии 2007 года традиционно пришлась на сегменты железнодорожного и автомобильного транспорта, а также на авиационную и строительную технику. Автотранспорт и подвижной состав суммарно составили почти 46% рынка.
Развитию сегмента железнодорожного транспорта значительно способствовал заказ подвижного состава ОАО РЖД на сумму 17,42 млрд. рублей. Победа в конкурсе на его осуществление позволила компании «РГ Лизинг» подняться на третье место в общем рэнкинге лизингодателей. В автомобильном сегменте стремительный рост продемонстрировала компания «Лизинг-Трейд», профинансировавшая поставку более тысячи единиц автотранспорта в рамках программы обновления автопарка Казани. Благодаря этой сделке новый бизнес компании в первом полугодии 2007 года в 17 раз превысил уровень 2006 года.
Значительную долю лизингового рынка в прошедшем полугодии составила авиатехника, в 2006 году занимавшая пятое место по объему сделок. Примерно 75% объема нового бизнеса в авиасегменте, по нашим оценкам, принадлежит компании «Ильюшин Финанс Ко», в июне подписавшей соглашение о поставке в финансовый лизинг 21 воздушного судна.
НДС: зачесть нельзя отказать
Прошедшие полгода не ознаменовались для рынка каким-либо улучшением законодательства, регулирующего деятельность лизинговых компаний. Хотя сами игроки рынка скорее рады отсутствию значительных изменений в правовой базе. «Никаких существенных изменений в законодательстве не было. И это хорошо», — заявил один из лизингодателей.
Вопрос возмещения НДС, вопреки ожиданиям участников рынка, так и остался нерешенным. На 1 июля 2007 года не возмещенный лизинговым компаниям НДС составил около 560 млн. долларов. Надежды лизингодателей на упрощение взаимоотношений с налоговой службой по поводу зачета НДС после судебного дела с «Ханса Лизинг» не оправдались. Скорее наоборот, за прошедшие полгода со стороны ФНС лишь ужесточился контроль и увеличилось количество камеральных проверок. Процедура возмещения НДС в настоящее время проходит в соответствии со ст. 176 НК РФ — проводится трехмесячная камеральная проверка, и только затем следует вынесение решения. В течение всего этого времени лизингодатель обязан уплачивать налог за следующие после подачи декларации с возмещением периоды. Это приводит к оттоку оборотных средств компаний, что наряду с введением уплаты налога на имущество отрицательно сказывается на рентабельности бизнеса. Доходит и до того, что налоговые органы не выставляют требования о предоставлении документов, а сразу направляют решение об отказе на основании того, что документы не представлены.
Отзывы участников рынка по поводу НДС, однако, разделились. Некоторые лизингодатели заявили, что проблем с возмещением у них нет; большинство же говорят, что произвол налоговых органов остался на прежнем уровне и прецедент с «Ханса Лизинг» никак не повлиял на рынок. Такое разделение мнений позволяет предположить два варианта существующей на рынке ситуации. Первый: участники рынка просто боятся открыть информацию, дабы не навлечь на себя еще пущий гнев налоговиков. Второй, более вероятный: ситуация с возмещением зависит сегодня уже просто от человеческого фактора. Если налоговый инспектор «добрый», то НДС зачтут, если же «злой» — то и не надейтесь. «Нам кажется, что подпись на товарной накладной не похожа на подпись на договоре», — можно услышать при отказе в возмещении НДС. По-видимому, пока не будет персональной ответственности налоговых чиновников за беспредел, изменений к лучшему ждать не приходится.
Введение уплаты налога на имущество лизинговыми компаниями также не порадовало участников рынка, поскольку привело к удорожанию услуги лизинга и снижению конкурентоспособности лизингодателей по сравнению с другими финансовыми институтами. Необходимость уплаты налога на имущество утяжелила выплаты лизингополучателей на 60 млн. долларов в первом полугодии 2007 года. Именно столько, по нашим оценкам, было уплачено данного налога в бюджет лизингодателями. При этом существует и еще один минус: декларация должна предоставляться (а соответственно, производиться уплата) по месту регистрации движимого или недвижимого имущества. Это приводит к тому, что лизингодатели вынуждены состоять на учете в качестве плательщиков налога не только по месту регистрации компании, но и в других субъектах РФ.
Больно бьет по лизингодателям и постоянно падающая учетная ставка ЦБ. С учетом того, что на расходы можно относить только проценты в размере учетной ставки плюс 10%, а проценты по кредитам банков не имеют тенденции к снижению, часть процентов, уплачиваемая из чистой прибыли, постоянно возрастает, что ведет к увеличению налога на прибыль.
С другой стороны, в апреле 2007 года была создана секция лизинга при комитете по финансовым рынкам и кредитным организациям ТПП РФ. Данный орган призван представлять интересы лизингодателей в органах власти, фокусировать ее внимание на правовых проблемах лизинговых компаний и защищать их интересы, используя поддержку ТПП. Возможно, еще не все надежды лизингодателей потеряны.
Роман РОМАНОВСКИЙ
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|