Business Guide в очередной раз публикует рэнкинг лизинговых компаний, подготовленный специалистами агентства «Эксперт РА». Этот рэнкинг строится на данных, предоставляемых непосредственно лизинговыми компаниями. Данное исследование позволяет судить об общем состоянии отрасли и ее лидерах. Состояние это в целом сложно назвать хорошим: в первом полугодии объем рынка лизинга продолжил свое сокращение. Основным препятствием роста является неопределенность перспектив развития экономики и ухудшение кредитоспособности клиентов.
Непрофильная деятельность
В условиях сокращения инвестиций в основной капитал и снижения кредитного качества заемщиков рынок лизинга за первое полугодие сократился в 4,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 года. Сумма новых сделок на рынке составила 90,1 млрд рублей по сравнению с 430 млрд рублей в 2008 году. Такой объем нового бизнеса примерно соответствует результатам работы рынка в первом полугодии 2005 года. Первые месяцы текущего года почти все лизингодатели вынуждены были потратить на перезаключение действующих договоров вместо работы над новыми сделками. Возникала необходимость согласовывать с клиентами повышение удорожания (ставки выросли в среднем на 2-3 п.п. по сравнению с первоначально установленным значением), реструктуризировать графики платежей для увеличения сроков лизинга с целью снижения размера ежемесячных платежей. В результате у многих компаний за этот период не было заключено ни одного нового контракта. Но даже у тех, кто успевал наряду с этой работой наращивать объемы бизнеса, результаты оказались весьма скромные по сравнению с предыдущими годами.
Суммарный портфель лизинговых компаний на 1 июля составил 992 млрд рублей. Общая стоимость всех предметов лизинга (без учета НДС) по вновь заключенным сделкам в первом полугодии 2009 года составила примерно 50,9 млрд рублей. Данный показатель используется для оценки объема рынка в практике Европейской ассоциации лизинговых компаний Leaseurope.
С начала года во многих компаниях просроченная задолженность по текущим платежам постепенно увеличивается, причем признаков стабилизации этого процесса пока не наблюдается. С конца 2008 года банки начали сокращать объемы кредитования лизинговых компаний. Изменились взаимоотношения с поставщиками предметов лизинга: они сократили рассрочки или вовсе стали работать по предоплате. Многие компании встали перед выбором - платить лизинговой компании и закрыться в течение двух-трех месяцев или не платить и надеяться на лучшее. В итоге платежная дисциплина клиентов значительно ухудшилась. И даже сейчас, когда банки стали расширять кредитование, многие лизингополучатели так и не могут привлечь достаточный объем средств в результате ухудшения своего финансового состояния.
По оценкам, сумма просроченных лизинговых платежей к получению на 1 июля составляла около 5% от объема лизингового портфеля. «Рост задолженности по лизинговым платежам со стороны клиентов и связанное с этим ухудшение финансового положения лизинговых компаний сегодня является основной угрозой бизнеса», - отмечает Андрей Коноплев, генеральный директор «ВТБ-Лизинг». - В этих условиях ключевое значение для дальнейшей деятельности лизинговых компаний будет иметь возможность собственников данных компаний по их поддержке, которая может осуществляться в разных формах - от увеличения уставного капитала до участия в урегулировании просроченной задолженности».
Лидеры рынка
По итогам работы в первом полугодии 2009 года наибольший объем новых сделок (11,4 млрд рублей) был заключен компанией «РГ Лизинг» (напомним, из-за непредставления данных в рэнкинг не вошел «Росагролизинг», который, по предварительным оценкам, мог бы претендовать на первое место по данному показателю). Компания активно реализовывала стратегические планы по диверсификации лизингового портфеля, уделяя повышенное внимание перспективам развития лизинга в отраслях железнодорожной, энергетической, телекоммуникационной техники и авиатранспорта. При этом лизинг энергетического оборудования, авиатехники и телекоммуникационного оборудования «РГ Лизинг» выделяет для себя как наименее освоенные сегменты рынка, при этом сегменты с высокой инвестиционной составляющей и высоким уровнем платежеспособного спроса на лизинговые услуги.
Территориальная диверсификация
Развитие кризиса в экономике остановило экспансию лизинговых компаний в регионы, которая наблюдалась в 2007 году и начале 2008 года.
Филиальная сеть лизинговых компаний в России за год сократилась, по оценкам, на 2-5%. На 86 лизингодателей-участников исследования на 1 июля 2009 года приходилось 440 филиалов. Наиболее широкие филиальные сети имеют ЛК «Уралсиб» (71 филиал), «CARCADE Лизинг» (47), «Элемент Лизинг» (44), Europlan (42).
В результате сокращения инвестпрограмм предприятий, в особенности в регионах, а также нехватки финансирования у региональных лизинговых компаний доля Москвы в структуре нового бизнеса снова начала увеличиваться.
Сегменты рынка: тотальный спад
Резкое падение спроса на услуги лизинговых компаний, в том числе со стороны платежеспособных клиентов, из-за приостановления инвестиционных программ и уход многих региональных компаний с рынка обусловили сокращение почти всех сегментов рынка в среднем на 80%. Только 4 сегмента рынка из 37, выделяемых нами, сохранили положительные темпы прироста - медицинская техника, оборудование для добычи полезных ископаемых (кроме нефти и газа), оборудование для производства бумаги и картона, а также оборудование для развлекательных мероприятий. В то же время позитивный результат данных сегментов вряд ли можно объяснить устойчивостью к кризису - на наш взгляд, здесь проявился эффект «низкой базы».
Со стороны лизинговых компаний наблюдается отказ от финансирования сделок с имуществом, вторичный рынок которого не развит либо на которое в настоящее время отсутствует платежеспособный спрос. И даже сегменты высоколиквидного оборудования понесли существенные потери. Продажи автотехники упали настолько, что одна (хотя и очень крупная) сделка в сегменте телекоммуникационного оборудования вывела данный сегмент на первое место по доле в новом бизнесе, потеснив лидировавшие ранее сегменты грузовых и легковых автомобилей. Сделка была проведена в мае между «РГ Лизинг» и «Центртелеком» - в лизинг был передан комплект телекоммуникационного оборудования (9679 позиций, размещенных на территории 17 областей РФ) сроком на 60 месяцев, общая стоимость имущества составила 6,166 млрд рублей.
«В первом полугодии 2009 года мы с грустью наблюдали падение российского рынка легковых автомобилей на 50%. Рынок лизинга легковых автомобилей упал еще сильнее. Во-первых, из-за общей тенденции, наблюдавшейся на рынке автотранспорта, а во-вторых, из-за снижения спроса на услугу лизинга как таковую. Сегодня далеко не все лизинговые компании могут сделать достойные предложения, да и требования к потенциальным лизингополучателям достаточно ужесточены. В совокупности все факторы ведут к сокращению объемов рынка лизинговых услуг», - отмечает Алексей Смирнов, финансовый директор «CARCADE Лизинг».
Предпочтения клиентов сместились в сторону более дешевых автомобилей, дорогие машины стали брать меньше. Повышенным спросом стал пользоваться легкий коммерческий транспорт, то есть автомобиль берется именно «для дела» с целью повышения эффективности ведения бизнеса. В сегментах производственного оборудования ситуация аналогичная: если раньше технику брали для расширения бизнеса, то теперь многие клиенты обращаются за лизингом только после того, как получили под эту технику твердый контракт (преимущественно государственный) или же она им безотлагательно необходима по причине устаревания имеющегося парка. Некоторые компании решают вопрос недостатка собственной техники для выполнения контракта не лизингом, а подрядной схемой.
В структуре сделок по субъектам бизнеса существенно увеличилась доля крупного бизнеса - с 55,5 до 68,8%. Доля малого бизнеса в структуре новых сделок снизилась на 5,8 п.п., доля среднего бизнеса снизилась на 7,9 п.п. На наш взгляд, этому способствовали два фактора. Во-первых, субъекты крупного бизнеса получали поддержку со стороны государства в виде финансовых вливаний, а также гарантий по кредитам. Во-вторых, у лизингодателей существовали опасения финансировать мелкие компании, поскольку не ясны перспективы их развития.
В результате сжатия предложения кредитных денег банками, а также реструктуризации кредитов произошло значительное изменение структуры фондирования лизинговых сделок.
В частности, доля банковского кредитования (долгосрочного и краткосрочного) в источниках финансирования деятельности лизингодателей в первом полугодии 2009 года сократилась на 16,2 процентных пункта по сравнению с первым полугодием 2008 года. Также сократилась доля собственных средств - с 10,8 до 9,76% - и займов юридических лиц - с 5,8 до 3,5%. При этом практически в десять раз выросла доля авансов - с 2,3 до 22%. По оценкам, в среднем по лизинговому рынку доля привлеченных средств, приходящихся на крупнейшего кредитора, составляет 65,7%, а доля средств, приходящихся на трех крупнейших кредиторов, - 86%.
Препятствия на пути к восстановлению
Основным фактором, ограничивающим возможности роста рынка, является невысокий уровень кредитоспособности потенциальных лизингополучателей, что вынуждает лизинговые компании отказываться от заключения сделок. Наиболее остро беспокоивший лизингодателей еще полгода назад вопрос, а именно нехватка долгосрочного финансирования в требуемых объемах, сегодня сместился на второй план. Отрицательно на лизинговую деятельность влияют также высокая стоимость лизинговой услуги для потенциальных клиентов и низкий спрос на лизинг со стороны субъектов экономики в связи с неопределенностью перспектив их дальнейшего развития и опасениями осуществлять долгосрочные инвестиции.
Нынешний год стал для российских лизингодателей временем проверки на прочность - как руководства компаний в части умения управлять компанией в неблагоприятное время, так и систем риск-менеджмента в плане качества анализа надежности лизингополучателей в предкризисные годы. Компании, которые использовали более качественные системы управления рисками и более консервативные оценки, сегодня имеют меньшие проблемы с просроченной задолженностью.
Существенных темпов роста лизингового рынка до конца 2009 года, очевидно, не будет. Восстановление экономики после кризисных явлений не может быть слишком быстрым, а меры государственной поддержки, если они будут приняты, потребуют некоторого времени на проработку механизмов их реализации. По оценкам, в случае улучшения общеэкономической ситуации в стране объем рынка лизинга в 2009 году составит 230-250 млрд рублей, в случае же сохранения негативных тенденций - 180-200 млрд рублей.
Методология составления рэнкингов лизинговых компаний
Отметим, что не все компании соглашаются раскрыть данные в соответствии с требованиями к составлению рэнкинга. Именно поэтому в финальном списке отсутствует, скажем, «Росагролизинг», который, по субъективным оценкам, мог бы с отрывом возглавить рэнкинг.
В качестве основного показателя при построении рэнкинга крупнейших лизингодателей по итогам первого полугодия 2009 года мы взяли сумму лизингового портфеля (платежей к получению). Мы считаем, что в нынешних условиях показатель лизингового портфеля более адекватно отражает положение компании, чем объем нового бизнеса. Рынок в своем развитии проходит несколько этапов. На стадии роста, которую мы наблюдали до начала 2008 года, показатель объема нового бизнеса отражает перспективу того, каким будет положение лизинговой компании в будущем, поскольку показывает задел новых контрактов. На падающем рынке (со второй половины 2008 года) новый бизнес не является адекватным индикатором положения компании, поскольку в кризисных условиях многие компании могут заморозить новые сделки, чтобы переоценить риски и выработать новую политику работы. Кроме того, в условиях падающего рынка показатель нового бизнеса может быть подвержен высокой волатильности. В то время как крупные лизингодатели могли приостановить активное заключение новых сделок, переключившись на реструктуризацию действующих договоров, небольшие лизинговые компании, прорабатывавшие долгое время крупную сделку, и подписавшие ее в исследуемый период, могут занять нехарактерно высокое для себя место в рэнкинге («разовый взлет»).
На основании указанных факторов использование показателя портфеля в качестве основного критерия ранжирования в настоящее время представляется более верным. Во-первых, он позволяет избежать резких скачков компаний в рэнкинге, во-вторых, в условиях падающего рынка он показывает наличие у компании актива, который генерирует денежный поток, и наличие, как правило, широкой базы потенциальных будущих лизингополучателей, которые позволят лизинговой компании при восстановлении рынка значительно увеличить объемы новых сделок.
Топ-20 лизингодателей, работающих с малым бизнесом
Место | Компания | Объем сделок с малым бизнесом в первом полугодии 2009 года (млн руб.) |
1 | Europlan | 2726 |
2 | Дойче Лизинг Восток | 1005 |
3 | КМБ-Лизинг | 816,2 |
4 | ГК «Балтийский Лизинг» | 523 |
5 | Элемент Лизинг | 248,3 |
6 | Лизинговая компания «Дельта» | 212,2 |
7 | РГ Лизинг | 192 |
8 | БелФин | 141,6 |
9 | ССБ-Лизинг | 121,7 |
10 | Лизинговая компания «КамАЗ» | 105,3 |
11 | Экономлизинг | 97,3 |
12 | ЮниКредит Лизинг | 92,3 |
13 | Юниаструм Лизинг | 91 |
14 | Стоун-XXI | 89,2 |
15 | Арвал | 84,8 |
16 | Тюменская Агропромышленная Лизинговая Компания | 71,5 |
17 | Бэлти-Гранд | 61,8 |
18 | Промышленная Лизинговая Компания | 49,1 |
19 | Национальная Лизинговая Компания | 41,2 |
20 | Региональная Лизинговая Компания | 37,9 |
Топ-20 лизингодателей, работающих со средним бизнесом
Место | Компания | Объем сделок со средним бизнесом в первом полугодии 2009 года (млн руб.) |
1 | Дойче Лизинг Восток | 905 |
2 | РГ Лизинг | 794,4 |
3 | ГК «Балтийский Лизинг» | 567,3 |
4 | Лизинговая компания «КамАЗ» | 485,7 |
5 | Бизнес Альянс | 483,7 |
6 | СКБ-Лизинг | 458 |
7 | ТрансФин-М | 430,6 |
8 | Europlan | 429 |
9 | Тюменская Агропромышленная Лизинговая Компания | 353,9 |
10 | Райффайзен-Лизинг | 330,4 |
11 | КМБ-Лизинг | 309,3 |
12 | Энерголизинг | 278,2 |
13 | Лизинговая Компания «ЛИАКОН» | 274,3 |
14 | Аквилон-Лизинг | 239,4 |
15 | Юниаструм Лизинг | 212,8 |
16 | БелФин | 190,4 |
17 | Стоун-XXI | 154,9 |
18 | Арвал | 113,1 |
19 | Сибирская Лизинговая Компания (ООО) | 105,6 |
20 | Лизинговая компания «Дельта» | 103,1 |
Рэнкинг российских лизинговых компаний по итогам первого полугодия 2009 года
Место по портфелю на 01.07.09 | Компания | Объем портфеля на 01.01.09 (млн руб.) | Новый бизнес за I полугодие 2009 года (млн руб.) |
1 | ВТБ-Лизинг | 164496,9 | 1642,3 |
2 | РГ Лизинг | 57516 | 11430,9 |
3 | Бизнес альянс | 31520 | 483,7 |
4 | Газтехлизинг | 26400 | 3573 |
5 | ВЭБ-Лизинг | 22631,6 | 7593,1 |
6 | ЮниКредит Лизинг | 21495,9 | 226,7 |
7 | ТГИ-Лизинг | 21282,2 | 1097,7 |
8 | Брансвик Рейл Лизинг | 16519 | н/д |
9 | Europlan | 16011,7 | 3614,8 |
10 | Райффайзен-Лизинг | 15819 | 493,2 |
11 | ТрансКредитЛизинг | 15793,2 | 96,6 |
12 | ГК «Балтийский Лизинг» | 14158,9 | 2640,8 |
13 | Дойче Лизинг Восток | 13315,1 | 2010,9 |
14 | Вольво Финанс Сервис Восток | 12687,4 | 1190,7 |
15 | ОргрэсЛизинг | 10671,5 | 388,8 |
16 | М.Т.Е.-Финанс | 10314 | 1095,9 |
17 | АльянсРегионЛизинг | 10045,6 | н/д |
18 | Интерлизинг | 9768,2 | 588,2 |
19 | Северная Венеция ГЛК | 9165,5 | 2871,6 |
20 | ДельтаЛизинг | 7515,2 | 747,6 |
21 | Сибирская Лизинговая Компания (ООО) | 6763,7 | 661,8 |
22 | Лизинговая компания «КамАЗ» | 6564,5 | 754,3 |
23 | ИНГ Лизинг | 6469,7 | 49,5 |
24 | ФБ-Лизинг | 5845,6 | 1396,3 |
25 | Энерголизинг | 5615,3 | 312,2 |
26 | ТрансФин-М | 5577,6 | 1646,8 |
27 | Сибирская лизинговая компания (ЗАО) | 5227,4 | 27,9 |
28 | КМБ-Лизинг | 5036,3 | 1125,5 |
29 | СКБ-Лизинг | 4880 | 458 |
30 | CARCADE Лизинг | 4542,9 | 2151,6 |
31 | Абсолют-Лизинг | 4440,3 | 1912,4 |
32 | Северо-Западная лизинговая компания | 4423,2 | 139,4 |
33 | РМБ-Лизинг | 4307,6 | 418,1 |
34 | Промышленная Лизинговая Компания | 3743,9 | 1450,4 |
35 | Зест | 3704,1 | 26,7 |
36 | Лизинг-Трейд | 3615,6 | 59 |
37 | Элемент Лизинг | 3583,2 | 253,3 |
38 | Тюменская Агропромышленная Лизинговая Компания | 3247,4 | 678,5 |
39 | Петербургская Лизинговая Компания | 3132,9 | 90,8 |
40 | МКБ-Лизинг | 2760,1 | 514,6 |
41 | Арвал | 2713,7 | 707 |
42 | Фольксваген Груп Финанц | 2530 | 969,7 |
43 | Ураллизинг | 2350,2 | 193,2 |
44 | ГК «МИК» и «Инко-АМД» | 2269,9 | 160,8 |
45 | Стоун-XXI | 2138,7 | 488,5 |
46 | ПромТехЛизинг | 1990 | н/д |
47 | Лизинговая компания «Проект Роста» | 1739 | 49 |
48 | Клиентская Лизинговая Компания | 1728 | 154,3 |
49 | ЯрКамп Лизинг | 1713,9 | 298,8 |
50 | Опцион-ТМ | 1602 | 240 |
51 | Авиализинг | 1356 | н/д |
52 | Яков Семенов | 1129,9 | 19 |
53 | БелФин | 1114,2 | 332 |
54 | Лизинговая Компания «ЛИАКОН» | 1052,9 | 274,3 |
55 | Москоммерц-Лизинг | 1050,5 | н/д |
56 | Ликонс | 1037,1 | 155,1 |
57 | Лизинговая компания «Дельта» | 987,4 | 328,4 |
58 | Прогресс-Нева Лизинг | 942,1 | 32,2 |
59 | Национальная Лизинговая Компания | 765,8 | 41,2 |
60 | Экономлизинг | 718,3 | 149 |
61 | ПРГ-Ресурс | 679 | 65 |
62 | ССБ-Лизинг | 642,3 | 121,7 |
63 | Аквилон-Лизинг | 619,8 | 239,4 |
64 | Юниаструм Лизинг | 598,6 | 303,8 |
65 | ГЛК «Пробизнес» | 528,8 | 2,2 |
66 | 517 | 83 | |
67 | Петроэнерголизинг | 517 | 7,4 |
68 | Региональная Лизинговая Компания | 471,9 | 37,9 |
69 | Экспресс-Волга-Лизинг | 455,5 | 56,3 |
70 | Гознак-лизинг | 452,4 | 60,6 |
71 | Бэлти-Гранд | 282 | 125,8 |
72 | Титан-лизинг | 259,4 | 154 |
73 | Прогресс-Лизинг Кострома | 255,5 | 9,6 |
74 | Русский Лизинговый Центр | 244,6 | н/д |
75 | ПЛ-Лизинг | 196,1 | 32,5 |
76 | Технолизинг | 189,9 | 41,2 |
77 | Соллерс-Финанс | 175,8 | 131,8 |
78 | Владимирская лизинговая компания | 175 | 23,5 |
79 | Сити Инвест Лизинг | 153,6 | 17,1 |
80 | Неолизинг | 70,4 | 15 |
Структура рынка по предметам лизинга (%)
Предметы лизинга | Доля в новом бизнесе в I полугодии 2009 года | Доля в новом бизнесе в I полугодии 2008 года | Прирост (+) или сокращение (-) объема сегмента | Доля сегмента в лизинговом портфеле на 01.07.09 |
Телекоммуникационное оборудование | 15,97 | 3,74 | -10,6 | 1,99 |
Легковые автомобили | 13,97 | 7,57 | -61,3 | 4,96 |
Железнодорожная техника | 8,67 | 12,58 | -85,6 | 24,7 |
Грузовой автотранспорт | 8,451 | 16,85 | -89,5* | 9,89 |
Авиационный транспорт (воздушные суда, вертолеты) | 7,502 | 13,7 | -88,5** | 9,91 |
Здания и сооружения | 7,18 | 2,34 | -35,7 | 2,24 |
Строительная техника, включая строительную спецтехнику на колесах | 5,43 | 9,06 | -87,4 | 5,53 |
Энергетическое оборудование | 4,83 | 3,93 | -74,3 | 8,03 |
Оборудование для газодобычи и переработки | 4,1 | 1,87 | -53,9 | 0,97 |
Машиностроительное, металлообрабатывающее оборудование | 4,05 | 3,66 | -76,8 | 5,03 |
Оборудование для добычи прочих полезных ископаемых | 2,91 | 0,43 | 42,1 | 0,61 |
Сельскохозяйственная техника | 2,313 | 2,88 | -83,2*** | 7,08 |
Автобусы и микроавтобусы | 1,89 | 1,4 | -71,7 | 1,78 |
Полиграфическое оборудование | 1,66 | 1,2 | -71,2 | 1,54 |
Погрузчики и складское оборудование | 1,05 | 1,13 | -80,5 | 1 |
Оборудование для пищевой промышленности, включая холодильное | 1,04 | 1,39 | -84,3 | 0,92 |
Дорожно-строительная техника | 0,86 | 4,84 | -96,3 | 1,04 |
Упаковочное оборудование и оборудование для производства тары | 0,8 | 0,68 | -75,2 | 0,26 |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование | 0,8 | 0,09 | 92,8 | 0,14 |
Металлургическое оборудование | 0,7 | 0,68 | -78,2 | 0,35 |
Оборудование для производства химических изделий, пластмасс | 0,68 | 0,58 | -75,4 | 0,56 |
Оборудование для развлекательных мероприятий | 0,44 | 0,09 | 3,9 | 0,16 |
Деревообрабатывающее оборудование | 0,37 | 0,61 | -87,3 | 0,42 |
Торговое оборудование | 0,33 | 1,1 | -93,7 | 0,33 |
Оборудование для ЖКХ | 0,32 | 0,18 | -62,3 | 1,18 |
Банковское оборудование | 0,3 | 0,08 | -17,8 | 0,08 |
Авторемонтное и автосервисное оборудование | 0,23 | 0,28 | -82,7 | 0,16 |
Оборудование для нефтедобычи и переработки | 0,18 | 1,27 | -96,9 | 4,21 |
Лесозаготовительное оборудование и лесовозы | 0,11 | 0,39 | -94 | 0,19 |
Мебель и офисное оборудование | 0,11 | 0,09 | -73,8 | 0,07 |
Компьютеры и оргтехника | 0,11 | 0,38 | -94,1 | 0,3 |
Оборудование для производства бумаги и картона | 0,1 | 0,01 | 106,6 | 0,07 |
Геологоразведочная техника | 0,06 | 0,32 | -96,2 | 0,15 |
Текстильное и швейное оборудование | 0,01 | 0,03 | -88,8 | 0,03 |
Оборудование для спорта и фитнес-центров | 0,01 | 0,06 | -97,4 | 0,02 |
Оборудование для авиационной отрасли | 0 | 0,29 | -100 | 0,04 |
Суда (морские и речные) | 0 | 0,03 | -100 | 0,16 |
*Без учета данных компании «Скания Лизинг».
**Без учета данных компании «Ильюшин Финанс Ко».
***Без учета данных компании «Росагролизинг».
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|