Рынок замер - таково наиболее оптимистичное описание ситуации в лизинговой отрасли в первой половине текущего года. Едва ли не все лизингодатели начало 2009 года потратили на перезаключение действующих договоров вместо работы над новыми сделками. В результате многие компании за этот период не заключили ни одного контракта. Но даже у тех, кто успевал наряду с перезаключением сделок наращивать объемы бизнеса, результаты весьма скромные. Сумма новых лизинговых сделок по итогам первого полугодия 2009 года сократилась в 4,8 раза по сравнению с аналогичным периодом 2008 года и примерно соответствует уровню первого полугодия 2005 года.
Объем нового бизнеса в первой половине 2009 года составил 90,1 млрд рублей, а суммарный портфель лизинговых компаний - 992 млрд рублей. Объем рынка в долларовом исчислении с учетом девальвации рубля рухнул еще сильнее — в 6,6 раза, сумма новых сделок составила 2,72 млрд долларов.
Неклассическая работа
Во многих лизинговых компаниях первые месяцы года ушли на перезаключение действующих договоров — необходимо было согласовывать с клиентами повышение цен на лизинговые услуги, реструктурировать графики платежей для увеличения сроков лизинга и снижения размера ежемесячных выплат. Просроченная задолженность постепенно растет в целом ряде компаний, причем признаков улучшения ситуации пока не наблюдается. Многие лизингополучатели встали перед выбором: платить лизинговой компании и закрыться в течение двух-трех месяцев или не платить и ждать улучшения ситуации. В итоге платежная дисциплина клиентов значительно ухудшилась. И даже сейчас, когда банки стали расширять кредитование, многие компании так и не могут привлечь необходимые средства из-за ухудшения своего финансового состояния.
По оценкам «Эксперт РА», сумма просроченных лизинговых платежей к получению на 1 июля 2009 года составляла около 5% от объема лизингового портфеля, из них платежи, просроченные на 60 дней и более, — около 3% объема портфеля. (Надо отметить, что в данном случае показатель «платежи, просроченные на 60 дней и более» не включает в себя весь остаток задолженности по дефолтным договорам, в отличие от зарубежной практики.) Количество дефолтных сделок на 1 июля на лизинговом рынке составило, по оценке «Эксперт РА», около 3 тысяч. Основную долю просрочки формируют клиенты из отраслей, наиболее пострадавших от кризиса: строительной, транспортной, машиностроительной.
В условиях роста просроченной задолженности значительную часть рабочего времени лизингодатели вынуждены тратить на беспрерывные дозвоны до руководства компаний-должников, на инспекционные поездки, подготовку и оформление различных устрашающих санкций, а также на борьбу с налоговыми органами по вопросам возврата НДС.
Кризис качественного спроса
В рамках исследования мы попросили лизинговые компании (ЛК) оценить степень влияния негативных факторов, которые в настоящее время препятствуют развитию лизингового сектора.
Основным фактором, ограничивающим возможности роста рынка, является невысокий уровень кредитоспособности потенциальных лизингополучателей, что вынуждает лизинговые компании отказываться от заключения сделок. Еще полгода назад наиболее острый для лизингодателей вопрос — нехватка долгосрочного финансирования в требуемых объемах — ушел на второй план. Отрицательно на лизинговую деятельность сегодня влияют высокая стоимость лизинговых услуг для потенциальных клиентов и низкий спрос на лизинг со стороны субъектов экономики, что обусловлено неопределенностью перспектив их дальнейшего развития и опасениями относительно долгосрочных инвестиций. Риск возможных конфликтов лизингополучателей с налоговыми органами при осуществлении лизинговых сделок сейчас менее значим по сравнению с поиском самой возможности получить лизинговое финансирование.
Масштабный контракт
Лидерами рынка по объему лизингового портфеля являются компании, имеющие финансовую поддержку со стороны материнских банков («ВТБ-Лизинг», «РГ Лизинг», «ВЭБ-Лизинг», «ЮниКредит Лизинг», «Райффайзен-Лизинг»), а также компании с диверсифицированными источниками фондирования, работающие в сегментах ликвидной техники («Europlan») и в эскпорториентированных отраслях («Газтехлизинг»).
Наибольший объем новых сделок в первой половине 2009 года был заключен ЗАО «РГ Лизинг» (дочерняя компания Сбербанка) — 11,4 млрд рублей. Компания активно воплощала в жизнь стратегические планы диверсификации лизингового портфеля, реализации проектов в наиболее перспективных отраслях экономики, каковыми были определены железнодорожная отрасль, энергетика, авиатранспорт и телекоммуникации. В рамках развития лизинга авиационной техники компания «РГ Лизинг» пополнила в июне 2009 года парк собственных воздушных судов двумя региональными самолетами российского производства Ан-140; лайнеры переданы в финансовую аренду «Авиакомпании «Якутия»». Компания также реализовала крупный проект по лизингу телекоммуникационного оборудования с компанией «Центртелеком». В лизинг был передан комплект оборудования из 9,679 тыс. позиций, размещенных на территории 17 областей РФ, сроком на 60 месяцев; общая стоимость имущества составила 6,2 млрд рублей. В условиях существенного падения количества новых сделок практически во всех сегментах рынка этот контракт вывел сегмент телекоммуникационного оборудования на первое место по итогам первого полугодия 2009 года, а компанию — в лидеры по показателю объема нового бизнеса.
МСФО: без кривых зеркал
Число компаний, составляющих отчетность в соответствии с международными стандартами, по оценкам «Эксперт РА», за прошедший год почти не изменилось — таких по-прежнему около четырех десятков. Некоторые лизингодатели, составлявшие отчетность по МСФО за 2007 год, отказались от ее подготовки в 2008 году с целью сокращения издержек. В то же время для ряда компаний, в особенности с иностранным капиталом или имеющих валютные обязательства, такая отчетность является обязательной. Особенно остро необходимость отчетности по МСФО проявилась в результате проведенной в конце 2008 года — начале 2009 года девальвации рубля. Как мы писали в предыдущих исследованиях, несовершенство правил составления отчетности по российским стандартам бухучета (РСБУ) привело к тому, что после девальвации в отчетности лизинговых компаний появились значительные искажения состояния лизингодателей, а именно мнимые убытки. По оценкам «Эксперт РА», суммарные чистые убытки компаний топ-50 за 2008 год превышали 4 млрд рублей. При этом в реальности деятельность этих лизингодателей была прибыльной, поскольку валютный риск несли их клиенты. Последние полгода лизингополучатели активно избавлялись от валютных долгов и немного улучшили ситуацию, однако не кардинально: поскольку несовершенства РСБУ за этот период устранены не были, мнимые убытки по-прежнему существуют. В отчетности по российским стандартам по итогам первой половины 2009 года, по оценкам «Эксперт РА», около 20% лизинговых компаний имеют псевдоубытки, общая сумма которых составляет более 2 млрд рублей. Сейчас достоверная оценка рентабельности лизинговой отрасли на основе российской отчетности невозможна. В этих условиях наличие отчетности по МСФО позволяет в короткие сроки (не проводя дополнительного анализа и проверки лизинговых договоров) адекватно оценить реальное финансовое состояние лизингодателя.
Очевидно, и банки, и клиенты, и акционеры лизинговых компаний заинтересованы в скорейшем распространении МСФО на лизинговом рынке. «И это одна из причин увеличения спроса лизингодателей на автоматизацию учета по МСФО, — рассуждает Дмитрий Курдомонов, управляющий директор Объединенной компании «Хомнет Лизинг» и «ИНЭРА Консалтинг». — За период роста рынка лизингодатели накопили значительные портфели, поэтому оперативная подготовка международной отчетности — непростая задача. Часть лизинговых компаний уже сейчас стремится полностью автоматизировать учет по МСФО с помощью специализированных решений. Если же у лизингодателя такой возможности нет, то в этом случае IT-система используется для выполнения наиболее трудоемкой части подготовки отчетности — расчета графиков по МСФО и подготовки сводных показателей по портфелю».
Новые вызовы
Нынешний год стал для российских лизингодателей временем проверки на прочность. Проверялись как умение руководителей управлять предприятием в неблагоприятных условиях, так и системы риск-менеджмента (прежде всего качество анализа надежности лизингополучателей в предкризисные годы). Компании, использовавшие более качественные системы управления рисками и более консервативные оценки, менее болезненно переживают кризис. Мы выделяем пять основных проблем, угрожающих сегодня лизинговому рынку на микро— и макроуровне. Успешное их решение является условием дальнейшего выживания лизингодателей.
Угрозы на микроуровне — потеря лизингодателями платежеспособности, ухудшение качества лизингового портфеля и возможные сложности во взаимоотношениях с налоговыми органами.
Потеря платежеспособности может быть вызвана двумя причинами. Во-первых, это угроза снижения ликвидности (объема денежных средств в компании), обусловленная ростом плохих долгов клиентов в связи с их низкой платежеспособностью. В условиях кризиса нередки ситуации, когда поступления запланированных денежных средств от партнеров и контрагентов задерживаются. В результате даже добросовестные лизингополучатели вынуждены нарушать свои обязательства по договору лизинга. Во-вторых, снижение ликвидности связано с необходимостью уплаты НДС. При растущем рынке лизинговые компании всегда имели денежные потоки по НДС к зачету в сумме, значительно превышающей потоки по НДС к уплате, так как лизингодатель предъявляет к зачету налог сразу со всей стоимости приобретенного предмета лизинга, а уплачивает только с лизингового платежа. Теперь же, когда снижение объемов новых сделок происходит значительно быстрее снижения объемов получаемых лизинговых платежей, лизингодателям придется начать выплаты по НДС, что может усугубить нехватку ликвидности у некоторых компаний.
Вторая угроза — ухудшение качества лизингового портфеля. В сложившейся ситуации, на фоне роста объема просроченной задолженности, нарастает и объем обязательств лизингодателей перед банками, поскольку почти все лизинговые компании прибегают к реструктуризации графиков кредитных договоров, перенося нагрузку на следующие периоды. Однако все эти средства когда-нибудь будет нужно отдать. При этом с течением времени качество лизингового портфеля может ухудшиться, поскольку договоры с клиентами, которые платят вовремя, истекают в соответствии с графиком платежей и в портфеле остается все больше неблагонадежных лизингополучателей.
Снижение просроченной задолженности по лизинговым платежам имеет очень большое значение для рынка. «Сейчас рынок проходит важный этап своего развития — никогда раньше у лизинговых компаний не возникала необходимость в столь масштабной реструктуризации лизинговых договоров, а также в изъятии ранее переданного в лизинг имущества с последующей реализацией или сдачей в аренду новым клиентам. Поэтому дальнейшие перспективы рынка и будущие условия работы с лизингополучателями очень сильно зависят от того, как быстро и с какими потерями лизинговые компании пройдут данный этап», — считает Андрей Коноплев, генеральный директор «ВТБ-лизинг».
Третья угроза — взаимоотношения с налоговыми органами. Возникшие в отчетности компаний «бумажные» убытки (в связи с изменением курса валют и отрицательной переоценкой валютных обязательств) вызывают повышенное внимание ИФНС к отчетным документам и, как следствие, становятся причиной более пристального рассмотрения вопросов, связанных с возмещением НДС из бюджета. Участники рынка опасаются, что после нескольких лет постепенного улучшения, ситуация с возвратом НДС может снова резко ухудшиться. А в условиях сокращения бюджетных поступлений государство (то есть суды) может реже вставать на сторону налогоплательщика.
Угрозы на макроуровне — неопределенность дальнейшего развития экономики и обесценение предметов лизинга.
Обесценение предметов лизинга — весьма острая проблема. Лизинговые компании столкнулись с тем, что зачастую изъятие с последующей продажей предмета лизинга не способно покрыть издержки компаний, понесенные по договору лизинга. Значительной ценовой коррекции подвергся рынок грузовой и специальной техники. Распродажа прошлогодних остатков и значительное увеличение предложения бывшей в эксплуатации техники привели к падению цен на широчайший спектр наименований. Обесценение предметов лизинга означает снижение стоимости залога и ослабляет мотивацию некоторых лизингополучателей поддерживать платежную дисциплину.
Наконец, пятая угроза — неопределенность дальнейшего развития экономики. Сегодня мы наблюдаем сокращение спроса в связи со сложным положением в отраслях, которые традиционно являются основными потребителями лизинговых услуг, а также в целом снижение спроса на услуги лизинга, связанное с непрогнозируемым развитием экономической ситуации и неуверенностью компаний в завтрашнем дне. Это не просто ставит лизинговую отрасль на грань выживания, но и угрожает всей экономике потерей конкурентоспособности — в результате остановки инвестиций в модернизацию основных фондов.
Ожидать существенного роста лизингового рынка до конца 2009 года, очевидно, не приходится. Восстановление экономики не может быть слишком быстрым, а меры государственной поддержки, если они будут приняты, потребуют некоторого времени на проработку механизмов их реализации. По оценкам «Эксперт РА», в случае улучшения общеэкономической ситуации объем рынка лизинга в 2009 году составит 230-250 млрд рублей; в случае же сохранения негативных тенденций — 180–200 млрд рублей.
Улучшение в лизинговой отрасли может наступить в 2010 году при позитивной ситуации в экономике и отсутствии внешних шоков. Лизинговый рынок должен быстро набрать прежние темпы роста, как только восстановятся деловая активность и денежные потоки, а также когда разморозятся крупные инвестпроекты. Основными драйверами роста могут стать реализация приоритетных госпрограмм и крупные сделки, замороженные на стадии планирования или одобрения.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|