Модуль Леасофт БКИ

Рынок лизинга по итогам 2024 года: ставки высоки

13 марта 2025
Рынок лизинга по итогам 2024 года: ставки высоки

«Эксперт РА» подготовил обзор рынка лизинга по итогам 2024 года. Рейтинговое агентство ожидает сокращение объемов лизингового бизнеса в 2025-м на 15–25%, в связи с чем впервые с 2015-го нисходящий тренд на рынке будет наблюдаться два года подряд.

На европейской арене

Российский лизинговый рынок по итогам 1пг2024 в евровом эквиваленте показал снижение на 15% относительно уровня годом ранее. Подобная динамика обусловлена исключительно ослаблением курса рубля (средний курс RUR/EUR за 1пг2024 составил 97,98 против 83,76 за 1пг2023), поскольку в российской валюте динамика нового бизнеса за указанный период была околонулевой. Несмотря на снижение объемов лизинга в евровом эквиваленте, Россия сохранила за собой 5-е место среди европейских стран по новому бизнесу, увеличив отставание от Италии. В целом европейский рынок (без учета РФ) по объему лизингового бизнеса увеличился на 5,6% (в частности, выросли топ-3 игрока: Великобритания, Германия и Франция), что в итоге привело к снижению доли России с 8,8% за 1пг2023 до 7,2% за 1пг2024.

График 1. Россия по итогам 1пг2024 сохранила свои позиции в лизинговом бизнесе относительно стран Европы

1.png

* Расчеты приведены с учетом уточненных данных Leaseurope за 1пг2023.

Источник: «Эксперт РА» по данным Leaseurope и анкетирования лизинговых компаний

Структура европейского лизингового бизнеса отличается от российской более высокой долей сегмента транспортных средств (Европа – 71%, Россия – 56%). Подобная ситуация обусловлена высокой концентрацией на странах – производителях автомобилей (Великобритания, Франция, Германия и Италия), на долю которых приходится 69% европейского автолизинга. На долю оборудования в Европе приходится 26% нового бизнеса, когда в России – 43%. Лизинг недвижимости в Европе, как и в России, составляет незначительную долю (3 и 1% соответственно). При этом основная часть данного сегмента в Европе приходится на курортные страны (Португалия, Италия и Франция), доля которых составляет 72% европейского лизинга недвижимости.

График 2. Европейский рынок по итогам 1пг2024 характеризуется более высокой долей транспорта

2.png

Источник: «Эксперт РА» по данным Leaseurope и анкетирования лизинговых компаний

Под давлением ставок

Российский лизинговый рынок функционировал в 2024 году в условиях жесткой денежно-кредитной политики, высокая ключевая ставка в значительной мере охладила инвестиционную активность предпринимателей. Объем нового бизнеса по итогам 2024-го составил 3,3 трлн рублей, что на 7% ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Основное снижение пришлось на конец года, когда ключевая ставка закрепилась на высоком уровне: если динамика нового бизнеса за 9м2024/9м2023 составила +6%, то за 4кв2024/4кв2023 наблюдается сокращение на 36%. Важно отметить, что в прошлом году заключались крупные разовые сделки в корпоративных сегментах (железнодорожная техника и недвижимость), без учета которых новый бизнес показал бы снижение на 17%. Крупные сделки и высокий уровень инфляции обусловили рост среднего чека за 2024 год с 14,1 до 15,2 млн рублей. Количество заключенных сделок в 2024 году снизилось с 484 до 453 тыс. штук (-6%), для сравнения – за кризисный 2022-й падение было на 20%.

Оценку рынка по отчетности ФСБУ 25/2018 и рэнкинги лизинговых компаний по объему ЧИЛ и активов, переданных в операционную аренду, «Эксперт РА» опубликует в 2кв2025.

График 3. В 2024 году, как и в 2022-м, отмечается падение количества сделок

3.png

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Розничные сегменты за 2024 год снизились на 9% преимущественно за счет сокращения объема нового бизнеса с грузовыми автомобилями и строительной техникой. Наибольший спад пришелся на грузовые автомобили (-18%), которые годом ранее показали более чем двукратный прирост нового бизнеса. В связи с неблагоприятной конъюнктурой 2024 года перевозчики не только откладывают обновление автопарков до лучших времен, но и вынуждены досрочно возвращать взятую в лизинг технику в виду роста издержек (лизинговые платежи, покупка запчастей и топлива, сервисное обслуживание). Лизинг строительной техники показал снижение на 23%, что стало следствием уменьшения деловой активности в строительном секторе. Многие крупные проекты завершились, а новые планируются в ограниченных масштабах в условиях подорожавшего фондирования и роста цен на стройматериалы. Отмена льготной ипотеки и заградительные ставки по кредитам на покупку недвижимости обусловили снижение объема введенного жилья на 2,7%[1]. Небольшую, но положительную динамику в розничных сегментах сохраняют легковые автомобили: +8% относительно более слабого прироста в 2023 году в отличие от грузовых автомобилей. Отложенный спрос на легковые машины в прошлом году реализовывался на фоне ожидания повышения цен из-за новых ставок утилизационного сбора и колебаний курса валют. В целом доля автолизинга в совокупном объеме нового бизнеса впервые за последние годы показала небольшое снижение – с 52 до 51%.

График 4. Розничные сегменты упали на 9%, а корпоративные – стагнируют

4.png

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Объем нового бизнеса в корпоративных сегментах за 2024 год снизился всего на 1%. Лизинг авиационного транспорта сократился на 56%, достигнув минимального с 2009 года уровня в 29 млрд рублей по объему нового бизнеса. Вследствие ограниченной научно-технической базы Минпромторг увеличивает сроки и снижает количество планируемого выпуска гражданских воздушных судов в рамках обновленной комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года, что также сдерживает потенциал авиализинга. Сегмент морских и речных судов показал снижение на 59% после более чем двукратного роста годом ранее за счет сделок крупных лизингодателей в рамках государственных программ поддержки. В 2024 году российские верфи сдали заказчикам 80 гражданских судов, что на 10 единиц меньше, чем в 2023-м[2]. Также в корпоративных сегментах отмечается снижение объема нового бизнеса с недвижимостью (-34%), который преимущественно зависит от крупных разовых сделок компании «Сбербанк Лизинг» (ГК). Без учета крупных сделок «ГТЛК» с железнодорожной техникой и компании «Сбербанк Лизинг» (ГК) с недвижимостью в 3кв2024 снижение корпоративных сегментов в целом по году составит порядка 46%[3].

По итогам 2024 года максимальный объем нового бизнеса сохраняется за ГК «Газпромбанк Лизинг», показавшей снижение на 7%. На второе место поднялась компания «ГТЛК», продемонстрировав максимальный темп роста среди топ-20 компаний (+74%). Третья позиция сохраняется за компанией «ВТБ Лизинг» (ГК), объем нового бизнеса которой уменьшился на 23%. Концентрации лизингового бизнеса на игроках топ-10 снизилась на 1 п. п. и составила 77% нового бизнеса по итогам 2024 года. Крупнейшие банковские «дочки» («Газпромбанк Лизинг» (ГК), «ВТБ Лизинг» (ГК), «Сбербанк Лизинг» (ГК), «Альфа-Лизинг» (ГК)), в структуре нового бизнеса которых занимают значимую долю грузовые автомобили, показали снижение объемов нового бизнеса (-19% совокупно по всем перечисленным). В итоге доля лизинговых компаний, принадлежащих кредитным организациям, за 2024 год снизилась с 64 до 54%.

Таблица. Топ-20 лизинговых компаний России по объему нового бизнеса по итогам 2024 года

Место по НБ

Наименование компании

ИНН

Кредитный рейтинг «Эксперт РА» на 04.03.25

НБ за 2024 г., млн руб.

Прирост НБ за 2024 г. к 2023 г., %

Лизинговый портфель на 01.01.25, млн руб.

01.01.25

01.01.24

1

1

Газпромбанк Лизинг (ГК)

7728294503

790 673

-7

2 404 795

2

5

Государственная транспортная лизинговая компания

7720261827

ruAA-

354 218

74

2 692 542

3

3

ВТБ Лизинг (ГК)

7709378229

ruAA

273 656

-23

1 112 295

4

2

Сбербанк Лизинг (ГК)

7707009586

272 530

-38

2 241 555

5

4

Альфа-Лизинг (ГК)

7728169439

241 336

-21

926 634

6

6

ЛК «Европлан»

9705101614

ruAA

199 619

0

445 978

7

7

Балтийский лизинг (ГК)

7826705374

ruAA-

148 869

3

302 094

8

8

РЕСО-Лизинг

7709431786

ruAA-

104 639

7

229 835

9

9

Росагролизинг

7704221591

ruAA-

102 131

19

369 385

10

12

Интерлизинг

7802131219

ruA

76 221

41

139 053

11

10

Совкомбанк Лизинг

7709780434

ruAA-

69 814

7

136 257

12

13

ПСБ Лизинг (группа ПСБ)

7722581759

65 106

30

496 967

13

11

ДельтаЛизинг

2536247123

ruA+

49 548

-12

132 618

14

-

Нефтепромлизинг (ГК)

7725594308

ruAA

44 803

-

306 354

15

14

ЛК Эволюция

9724016636

ruBBB+

39 119

-12

67 617

16

16

Восток-Лизинг

1644031715

37 786

9

61 257

17

15

Универсальная лизинговая компания

2721084628

37 008

-9

80 623

18

-

РСХБ Лизинг

9703006933

28 284

-

80 000

19

17

Мэйджор Лизинг

5024093363

26 123

-17

65 153

20

19

КАМАЗ-ЛИЗИНГ (ГК)

1650130591

25 334

8

89 883

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

В условиях роста стоимости фондирования лизингодатели для снижения финансовой нагрузки на лизингополучателей и удержания клиентской базы идут на изменения договорных условий. Так, средний уровень аванса уменьшился с 14% по итогам 1пг2023 до 11% за 2024 год. Снижение авансирования, как правило, происходит за счет работы с повторными клиентами. При этом сделок с высокими авансами от новых, непроверенных клиентов стало заключаться на рынке меньше. Максимальные средние авансы отмечаются по сделкам с легковыми автомобилями, машиностроительным, телекоммуникационным и полиграфическим оборудованием, минимальные – с железнодорожной и сельскохозяйственной техникой, а также с оборудованием для ЖКХ. Помимо авансов наблюдается рост средних сроков договоров: по розничным сегментам за 2024 год – с 35 до 37 месяцев, по корпоративным – с 57 до 59. Увеличение сроков договоров снижает размер ежемесячных платежей, но увеличивает общий объем задолженности на более длинном горизонте.

Прогноз на 2025 год

Агентство в базовом сценарии закладывает смягчение денежно-кредитной политики со второй половины 2025 года, что приведет к постепенному восстановлению деловой активности предпринимателей. Спрос со стороны бизнеса на приобретение новой техники и оборудование продолжат ограничивать высокие ставки, которые значительно снижают рентабельность инвестиций в основной капитал. Ситуацию могут исправить стабилизационные программы поддержки отдельных секторов экономики со стороны государства, которые в настоящее время выделяются в весьма ограниченном объеме. Как следствие, новый бизнес в 2025 году может снизиться на 15–25% относительно уровня 2024-го. Основное сокращение придется на корпоративные сегменты, грузовые автомобили и строительную технику.

График 5. По итогам 2025 года объем нового бизнеса снизится на 15–25%

5.png

Источник: оценка и прогноз агентства «Эксперт РА»

Корпоративные сегменты в текущей рыночной ситуации имеют весьма ограниченные возможности для наращивания объемов бизнеса

По ожиданиям рынка в 2025 году производство грузовых вагонов может снизиться на порядка 20% относительно уровня 2024-го. Ситуация осложняется проводимой «РЖД» работой по ограничению допуска вагонов, в т. ч. отгружаемых с заводов, в связи с необходимостью вывода из железнодорожной инфраструктуры вагонов с истекшим сроком службы. Восточный полигон максимально загружен и характеризуется существенным дефицитом провозной способности железной дороги. Рост сверхнормативных простоев вагонов и разница в стоимости услуг могут обусловить некоторый переток грузовладельцев на автодоставку. Кроме того, «РЖД» на 2025 год сократили финансирование инвестиционных проектов, в т. ч. Восточного полигона более чем на 40%. Падение цен на уголь обусловило снижение его экспорта в 2024 году на 8% относительно 2023-го, нисходящая тенденция продолжится и в 2025-м, если не получится попасть на новые рынки сбыта. На фоне относительно высокого объема лизинга с ж/д техникой прошлого года в 2025-м объем нового бизнеса в сегменте может сократиться на 50%.

Вследствие дефицита самолетов «Росавиация» в 2025 году ожидает снижение пассажиропотока авиакомпаний на 15%. Происшедшие в конце 2024 года инциденты с самолетами Sukhoj Superjet 100 вновь вызвали обсуждение вопроса о надежности указанных лайнеров. В декабре Минпромторг сократил планируемое производство авиационных двигателей для SJ 100, МС-21 и Ту-214, намеченное до 2036 года, до 128 единиц вместо ранее заложенных 197. На фоне ожидаемого снижения производства объем лизинга самолетов может уменьшиться в 2025 году на 14%.

В соответствии с федеральной программой «Производство судов и судового оборудования» в 2025 году ожидается сдача 105 судов (в 2024-м выпущено 80 единиц). При этом в качестве предстоящих задач правительство РФ выделяет необходимость повышения уровня технологической независимости судостроительной отрасли (предварительно по итогам 2024 года оценивается в 39%, на 2025-й ожидается +1 п. п.) и доли отечественного комплектующего оборудования (предварительно по итогам 2024 года оценивается в 33%, на 2025-й также ожидается +1 п. п.). С учетом планов правительства РФ и сдерживающих факторов объем лизинга морских и речных судов в 2025 году может быть на уровне 2024-го, показав небольшое снижение (-2%).

Без дополнительной государственной поддержки промышленных предприятий и запуска новых инфраструктурных проектов корпоративные сегменты в 2025 году могут сократиться на 38% относительно 2024-го.

В розничных сегментах ожидается продолжение сжатия объемов лизинга грузовых автомобилей и строительной техники, начавшегося в 2024-м

По прогнозам «Автостата», продажи новых грузовых автомобилей в 2025 году могут сократиться на 6% вследствие роста цен и дефицита поставок отечественных моделей. На фоне высоких процентных ставок проникновение лизинга в продажи новых грузовых автомобилей за 2024 год уменьшилось с 88 до 76% – тенденция продолжится и в 2025-м, что может привести к снижению объемов лизинга с грузовым транспортом на 22% относительно 2024-го.

Легковые автомобили, показавшие небольшой прирост по итогам 2024 года, не смогут в 2025-м удержаться в положительной зоне. По прогнозам «Автостата», продажи новых легковых автомобилей могут уменьшиться на 10%. При этом ожидание повышения утилизационного сбора стимулировало спрос на легковые машины в конце 2024 года, но будет сдерживать объем продаж в 2025-м. Лизинг по возросшим процентным ставкам делает экономику таксопарков нерентабельной, вследствие чего бизнес откладывает обновление парка. Поддерживаться спрос на легковые автомобили будет в большей степени за счет транспортных служб доставки в результате развития маркетплейсов и электронной торговли, а также каршерингом благодаря его географическому расширению и тенденции к использованию арендованных автомобилей наряду с общественным транспортом. Как и по грузовым, проникновение лизинга в продажи новых легковых автомобилей снижается (за 2024 год – с 18 до 13%), что на фоне ожидаемого уменьшения продаж может привести к сокращению объемов лизинга с легковым транспортом в 2025-м на 12%.

Строительные компании ограничат свою инвестиционную активность: по прогнозам «ДОМ.РФ», девелоперы снизят запуски новых проектов в 2025 году на порядка 30% из-за падения спроса на жилье в условиях возросших цен и заградительных ставок по ипотеке. В дорожном строительстве, достигшем исторического пика объемов работ к 2024 году, ожидается значительный спад на фоне отсутствия новых крупных социально значимых проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог и мостов. Финансирование крупных дорожно-строительных проектов, планировавшихся к заключению в 2024-м, перенесено на последующие годы. С учетом сжатия отрасли лизинг дорожно-строительной техники в 2025 году может показать снижение на 25% относительно 2024-го.

По прочим розничным сегментам прирост в 2025 году может составить порядка 3%. Драйверами среди них будут оборудование для нефте- и газодобычи (активно развиваются альтернативные экспортные каналы природных ресурсов), телекоммуникационное оборудование (рост российского рынка телекоммуникаций по ожиданиям его участников может составить 6% в год) и погрузчики /складское оборудование (рост e-commerce обуславливает спрос на современные складские площади).

Рэнкинги крупнейших лизингодателей как в целом по рынку, так и по отдельным отраслевым и территориальным сегментам доступны по ССЫЛКЕ .

Приложение 1. Объем и динамика рынка

График 1. Динамика лизингового портфеля

p1.png

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

График 2. Структура источников финансирования

p2.png

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

График 3. Структура нового бизнеса по клиентам

p3.png

* Данные за 2022 и 2023 годы скорректированы на объем бизнеса «ГТЛК»: компании, относящиеся по размеру годовой выручки к субъектам малого бизнеса, приобретали в лизинг дорогостоящую технику, в связи с чем их объем нового бизнеса отнесен к сегменту крупного.

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

График 4. Структура нового бизнеса по регионам

p4.png

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Таблица 1. Индикаторы развития рынка

Показатели

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб.

1 310

1 500

1 410

2 280

1 980

3 590

3 341

Темпы прироста (период к периоду), %

19,6

14,5

-6,0

61,7

-13,2

81,3

-6,9

Сумма новых договоров лизинга, млрд руб.

2 100

2 550

2 040

3 370

3 209

6 830

6 865

Темпы прироста (период к периоду), %

29,6

21,4

-20,0

65,2

-4,8

112,9

0,51

Концентрация на топ-10 компаний в объеме нового бизнеса, %

71,2

66,0

64,9

63,2

75,4

77,6

76,7

Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб.

1 050

910

1 060

1 595

2 029

2 370

3 177

Темпы прироста (период к периоду), %

20,7

-13,0

16,5

50,5

27,2

16,8

34,1

Объем профинансированных средств, млрд руб.

1 300

1 250

1 330

2 130

2 212

3 870

3 495

Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб.

4 300

4 900

5 170

6 450

6 750

9 920

13 355

Темпы прироста (за период), %

24,6

14,0

5,5

24,8

4,7

47,0

34,6

ВВП России (в текущих ценах по данным Росстата), млрд руб.*

103 862

109 608

107 658

134 728

156 941

176 414

200 040

Доля лизинга (объем нового бизнеса) в ВВП, %

1,3

1,4

1,3

1,7

1,3

2,0

1,7

* Данные ВВП России за предыдущие годы обновлены с учетом уточненных сведений «Росстата».

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Таблица 2. Структура рынка по видам имущества

Вид имущества

Доля в НБ за 2023 г., %

Доля в НБ за 2024 г., %

Динамика сегмента, %

Доля в портфеле на 01.01.25, %

Грузовой автотранспорт

33,0

29,0

-18

18,7

Легковые автомобили

16,5

19,1

8

9,7

Железнодорожная техника

11,0

16,7

41

29,4

Строительная техника

14,5

12,0

-23

7,6

Недвижимость

5,7

4,1

-34

11,8

Сельскохозяйственная техника

3,2

3,3

-4

2,8

Автобусы и троллейбусы

2,5

3,0

10

2,4

Машиностр. и металлообраб. оборудование

2,1

2,2

-5

1,3

Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки

0,7

1,4

97

2,3

Суда (морские и речные)

3,0

1,3

-59

5,6

Погрузчики и складское оборудование

0,9

1,2

27

0,7

Авиационный транспорт

1,8

0,9

-56

3,7

Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры

0,4

0,5

4

0,5

Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов

0,4

0,4

0

0,3

Медицинская техника и фармацевтическое оборудование

0,3

0,4

42

0,2

Энергетическое оборудование

0,3

0,3

-11

0,2

Деревообрабатывающее оборудование

0,2

0,2

7

0,1

Оборудование для ЖКХ

0,2

0,2

-27

0,1

Полиграфическое оборудование

0,1

0,1

36

0,1

Прочее имущество

3,2

3,7

10

2,5

Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний

Обзор подготовили:

Анатолий Перфильев,

директор, рейтинги кредитных институтов

Руслан Коршунов,

управляющий директор, рейтинги кредитных институтов

Александр Сараев,

первый заместитель генерального директора - директор по рейтинговой деятельности



[1] Данные правительства РФ.

[2] Данные Российского морского регистра судоходства и Российского речного регистра.

[3] Без учета разовых сделок с недвижимостью в 3кв2023.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь