
«Эксперт РА» подготовил обзор рынка лизинга по итогам 2024 года. Рейтинговое агентство ожидает сокращение объемов лизингового бизнеса в 2025-м на 15–25%, в связи с чем впервые с 2015-го нисходящий тренд на рынке будет наблюдаться два года подряд.
На европейской арене
Российский лизинговый рынок по итогам 1пг2024 в евровом эквиваленте показал снижение на 15% относительно уровня годом ранее. Подобная динамика обусловлена исключительно ослаблением курса рубля (средний курс RUR/EUR за 1пг2024 составил 97,98 против 83,76 за 1пг2023), поскольку в российской валюте динамика нового бизнеса за указанный период была околонулевой. Несмотря на снижение объемов лизинга в евровом эквиваленте, Россия сохранила за собой 5-е место среди европейских стран по новому бизнесу, увеличив отставание от Италии. В целом европейский рынок (без учета РФ) по объему лизингового бизнеса увеличился на 5,6% (в частности, выросли топ-3 игрока: Великобритания, Германия и Франция), что в итоге привело к снижению доли России с 8,8% за 1пг2023 до 7,2% за 1пг2024.
График 1. Россия по итогам 1пг2024 сохранила свои позиции в лизинговом бизнесе относительно стран Европы
* Расчеты приведены с учетом уточненных данных Leaseurope за 1пг2023.
Источник: «Эксперт РА» по данным Leaseurope и анкетирования лизинговых компаний
Структура европейского лизингового бизнеса отличается от российской более высокой долей сегмента транспортных средств (Европа – 71%, Россия – 56%). Подобная ситуация обусловлена высокой концентрацией на странах – производителях автомобилей (Великобритания, Франция, Германия и Италия), на долю которых приходится 69% европейского автолизинга. На долю оборудования в Европе приходится 26% нового бизнеса, когда в России – 43%. Лизинг недвижимости в Европе, как и в России, составляет незначительную долю (3 и 1% соответственно). При этом основная часть данного сегмента в Европе приходится на курортные страны (Португалия, Италия и Франция), доля которых составляет 72% европейского лизинга недвижимости.
График 2. Европейский рынок по итогам 1пг2024 характеризуется более высокой долей транспорта
Источник: «Эксперт РА» по данным Leaseurope и анкетирования лизинговых компаний
Под давлением ставок
Российский лизинговый рынок функционировал в 2024 году в условиях жесткой денежно-кредитной политики, высокая ключевая ставка в значительной мере охладила инвестиционную активность предпринимателей. Объем нового бизнеса по итогам 2024-го составил 3,3 трлн рублей, что на 7% ниже уровня аналогичного периода прошлого года. Основное снижение пришлось на конец года, когда ключевая ставка закрепилась на высоком уровне: если динамика нового бизнеса за 9м2024/9м2023 составила +6%, то за 4кв2024/4кв2023 наблюдается сокращение на 36%. Важно отметить, что в прошлом году заключались крупные разовые сделки в корпоративных сегментах (железнодорожная техника и недвижимость), без учета которых новый бизнес показал бы снижение на 17%. Крупные сделки и высокий уровень инфляции обусловили рост среднего чека за 2024 год с 14,1 до 15,2 млн рублей. Количество заключенных сделок в 2024 году снизилось с 484 до 453 тыс. штук (-6%), для сравнения – за кризисный 2022-й падение было на 20%.
Оценку рынка по отчетности ФСБУ 25/2018 и рэнкинги лизинговых компаний по объему ЧИЛ и активов, переданных в операционную аренду, «Эксперт РА» опубликует в 2кв2025.
График 3. В 2024 году, как и в 2022-м, отмечается падение количества сделок
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Розничные сегменты за 2024 год снизились на 9% преимущественно за счет сокращения объема нового бизнеса с грузовыми автомобилями и строительной техникой. Наибольший спад пришелся на грузовые автомобили (-18%), которые годом ранее показали более чем двукратный прирост нового бизнеса. В связи с неблагоприятной конъюнктурой 2024 года перевозчики не только откладывают обновление автопарков до лучших времен, но и вынуждены досрочно возвращать взятую в лизинг технику в виду роста издержек (лизинговые платежи, покупка запчастей и топлива, сервисное обслуживание). Лизинг строительной техники показал снижение на 23%, что стало следствием уменьшения деловой активности в строительном секторе. Многие крупные проекты завершились, а новые планируются в ограниченных масштабах в условиях подорожавшего фондирования и роста цен на стройматериалы. Отмена льготной ипотеки и заградительные ставки по кредитам на покупку недвижимости обусловили снижение объема введенного жилья на 2,7%[1]. Небольшую, но положительную динамику в розничных сегментах сохраняют легковые автомобили: +8% относительно более слабого прироста в 2023 году в отличие от грузовых автомобилей. Отложенный спрос на легковые машины в прошлом году реализовывался на фоне ожидания повышения цен из-за новых ставок утилизационного сбора и колебаний курса валют. В целом доля автолизинга в совокупном объеме нового бизнеса впервые за последние годы показала небольшое снижение – с 52 до 51%.
График 4. Розничные сегменты упали на 9%, а корпоративные – стагнируют
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Объем нового бизнеса в корпоративных сегментах за 2024 год снизился всего на 1%. Лизинг авиационного транспорта сократился на 56%, достигнув минимального с 2009 года уровня в 29 млрд рублей по объему нового бизнеса. Вследствие ограниченной научно-технической базы Минпромторг увеличивает сроки и снижает количество планируемого выпуска гражданских воздушных судов в рамках обновленной комплексной программы развития авиационной отрасли до 2030 года, что также сдерживает потенциал авиализинга. Сегмент морских и речных судов показал снижение на 59% после более чем двукратного роста годом ранее за счет сделок крупных лизингодателей в рамках государственных программ поддержки. В 2024 году российские верфи сдали заказчикам 80 гражданских судов, что на 10 единиц меньше, чем в 2023-м[2]. Также в корпоративных сегментах отмечается снижение объема нового бизнеса с недвижимостью (-34%), который преимущественно зависит от крупных разовых сделок компании «Сбербанк Лизинг» (ГК). Без учета крупных сделок «ГТЛК» с железнодорожной техникой и компании «Сбербанк Лизинг» (ГК) с недвижимостью в 3кв2024 снижение корпоративных сегментов в целом по году составит порядка 46%[3].
По итогам 2024 года максимальный объем нового бизнеса сохраняется за ГК «Газпромбанк Лизинг», показавшей снижение на 7%. На второе место поднялась компания «ГТЛК», продемонстрировав максимальный темп роста среди топ-20 компаний (+74%). Третья позиция сохраняется за компанией «ВТБ Лизинг» (ГК), объем нового бизнеса которой уменьшился на 23%. Концентрации лизингового бизнеса на игроках топ-10 снизилась на 1 п. п. и составила 77% нового бизнеса по итогам 2024 года. Крупнейшие банковские «дочки» («Газпромбанк Лизинг» (ГК), «ВТБ Лизинг» (ГК), «Сбербанк Лизинг» (ГК), «Альфа-Лизинг» (ГК)), в структуре нового бизнеса которых занимают значимую долю грузовые автомобили, показали снижение объемов нового бизнеса (-19% совокупно по всем перечисленным). В итоге доля лизинговых компаний, принадлежащих кредитным организациям, за 2024 год снизилась с 64 до 54%.
Таблица. Топ-20 лизинговых компаний России по объему нового бизнеса по итогам 2024 года
Место по НБ |
Наименование компании |
ИНН |
Кредитный рейтинг «Эксперт РА» на 04.03.25 |
НБ за 2024 г., млн руб. |
Прирост НБ за 2024 г. к 2023 г., % |
Лизинговый портфель на 01.01.25, млн руб. | |
01.01.25 |
01.01.24 | ||||||
1 |
1 |
Газпромбанк Лизинг (ГК) |
7728294503 |
790 673 |
-7 |
2 404 795 | |
2 |
5 |
Государственная транспортная лизинговая компания |
7720261827 |
ruAA- |
354 218 |
74 |
2 692 542 |
3 |
3 |
ВТБ Лизинг (ГК) |
7709378229 |
ruAA |
273 656 |
-23 |
1 112 295 |
4 |
2 |
Сбербанк Лизинг (ГК) |
7707009586 |
272 530 |
-38 |
2 241 555 | |
5 |
4 |
Альфа-Лизинг (ГК) |
7728169439 |
241 336 |
-21 |
926 634 | |
6 |
6 |
ЛК «Европлан» |
9705101614 |
ruAA |
199 619 |
0 |
445 978 |
7 |
7 |
Балтийский лизинг (ГК) |
7826705374 |
ruAA- |
148 869 |
3 |
302 094 |
8 |
8 |
РЕСО-Лизинг |
7709431786 |
ruAA- |
104 639 |
7 |
229 835 |
9 |
9 |
Росагролизинг |
7704221591 |
ruAA- |
102 131 |
19 |
369 385 |
10 |
12 |
Интерлизинг |
7802131219 |
ruA |
76 221 |
41 |
139 053 |
11 |
10 |
Совкомбанк Лизинг |
7709780434 |
ruAA- |
69 814 |
7 |
136 257 |
12 |
13 |
ПСБ Лизинг (группа ПСБ) |
7722581759 |
65 106 |
30 |
496 967 | |
13 |
11 |
ДельтаЛизинг |
2536247123 |
ruA+ |
49 548 |
-12 |
132 618 |
14 |
- |
Нефтепромлизинг (ГК) |
7725594308 |
ruAA |
44 803 |
- |
306 354 |
15 |
14 |
ЛК Эволюция |
9724016636 |
ruBBB+ |
39 119 |
-12 |
67 617 |
16 |
16 |
Восток-Лизинг |
1644031715 |
37 786 |
9 |
61 257 | |
17 |
15 |
Универсальная лизинговая компания |
2721084628 |
37 008 |
-9 |
80 623 | |
18 |
- |
РСХБ Лизинг |
9703006933 |
28 284 |
- |
80 000 | |
19 |
17 |
Мэйджор Лизинг |
5024093363 |
26 123 |
-17 |
65 153 | |
20 |
19 |
КАМАЗ-ЛИЗИНГ (ГК) |
1650130591 |
25 334 |
8 |
89 883 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
В условиях роста стоимости фондирования лизингодатели для снижения финансовой нагрузки на лизингополучателей и удержания клиентской базы идут на изменения договорных условий. Так, средний уровень аванса уменьшился с 14% по итогам 1пг2023 до 11% за 2024 год. Снижение авансирования, как правило, происходит за счет работы с повторными клиентами. При этом сделок с высокими авансами от новых, непроверенных клиентов стало заключаться на рынке меньше. Максимальные средние авансы отмечаются по сделкам с легковыми автомобилями, машиностроительным, телекоммуникационным и полиграфическим оборудованием, минимальные – с железнодорожной и сельскохозяйственной техникой, а также с оборудованием для ЖКХ. Помимо авансов наблюдается рост средних сроков договоров: по розничным сегментам за 2024 год – с 35 до 37 месяцев, по корпоративным – с 57 до 59. Увеличение сроков договоров снижает размер ежемесячных платежей, но увеличивает общий объем задолженности на более длинном горизонте.
Прогноз на 2025 год
Агентство в базовом сценарии закладывает смягчение денежно-кредитной политики со второй половины 2025 года, что приведет к постепенному восстановлению деловой активности предпринимателей. Спрос со стороны бизнеса на приобретение новой техники и оборудование продолжат ограничивать высокие ставки, которые значительно снижают рентабельность инвестиций в основной капитал. Ситуацию могут исправить стабилизационные программы поддержки отдельных секторов экономики со стороны государства, которые в настоящее время выделяются в весьма ограниченном объеме. Как следствие, новый бизнес в 2025 году может снизиться на 15–25% относительно уровня 2024-го. Основное сокращение придется на корпоративные сегменты, грузовые автомобили и строительную технику.
График 5. По итогам 2025 года объем нового бизнеса снизится на 15–25%
Источник: оценка и прогноз агентства «Эксперт РА»
Корпоративные сегменты в текущей рыночной ситуации имеют весьма ограниченные возможности для наращивания объемов бизнеса
По ожиданиям рынка в 2025 году производство грузовых вагонов может снизиться на порядка 20% относительно уровня 2024-го. Ситуация осложняется проводимой «РЖД» работой по ограничению допуска вагонов, в т. ч. отгружаемых с заводов, в связи с необходимостью вывода из железнодорожной инфраструктуры вагонов с истекшим сроком службы. Восточный полигон максимально загружен и характеризуется существенным дефицитом провозной способности железной дороги. Рост сверхнормативных простоев вагонов и разница в стоимости услуг могут обусловить некоторый переток грузовладельцев на автодоставку. Кроме того, «РЖД» на 2025 год сократили финансирование инвестиционных проектов, в т. ч. Восточного полигона более чем на 40%. Падение цен на уголь обусловило снижение его экспорта в 2024 году на 8% относительно 2023-го, нисходящая тенденция продолжится и в 2025-м, если не получится попасть на новые рынки сбыта. На фоне относительно высокого объема лизинга с ж/д техникой прошлого года в 2025-м объем нового бизнеса в сегменте может сократиться на 50%.
Вследствие дефицита самолетов «Росавиация» в 2025 году ожидает снижение пассажиропотока авиакомпаний на 15%. Происшедшие в конце 2024 года инциденты с самолетами Sukhoj Superjet 100 вновь вызвали обсуждение вопроса о надежности указанных лайнеров. В декабре Минпромторг сократил планируемое производство авиационных двигателей для SJ 100, МС-21 и Ту-214, намеченное до 2036 года, до 128 единиц вместо ранее заложенных 197. На фоне ожидаемого снижения производства объем лизинга самолетов может уменьшиться в 2025 году на 14%.
В соответствии с федеральной программой «Производство судов и судового оборудования» в 2025 году ожидается сдача 105 судов (в 2024-м выпущено 80 единиц). При этом в качестве предстоящих задач правительство РФ выделяет необходимость повышения уровня технологической независимости судостроительной отрасли (предварительно по итогам 2024 года оценивается в 39%, на 2025-й ожидается +1 п. п.) и доли отечественного комплектующего оборудования (предварительно по итогам 2024 года оценивается в 33%, на 2025-й также ожидается +1 п. п.). С учетом планов правительства РФ и сдерживающих факторов объем лизинга морских и речных судов в 2025 году может быть на уровне 2024-го, показав небольшое снижение (-2%).
Без дополнительной государственной поддержки промышленных предприятий и запуска новых инфраструктурных проектов корпоративные сегменты в 2025 году могут сократиться на 38% относительно 2024-го.
В розничных сегментах ожидается продолжение сжатия объемов лизинга грузовых автомобилей и строительной техники, начавшегося в 2024-м
По прогнозам «Автостата», продажи новых грузовых автомобилей в 2025 году могут сократиться на 6% вследствие роста цен и дефицита поставок отечественных моделей. На фоне высоких процентных ставок проникновение лизинга в продажи новых грузовых автомобилей за 2024 год уменьшилось с 88 до 76% – тенденция продолжится и в 2025-м, что может привести к снижению объемов лизинга с грузовым транспортом на 22% относительно 2024-го.
Легковые автомобили, показавшие небольшой прирост по итогам 2024 года, не смогут в 2025-м удержаться в положительной зоне. По прогнозам «Автостата», продажи новых легковых автомобилей могут уменьшиться на 10%. При этом ожидание повышения утилизационного сбора стимулировало спрос на легковые машины в конце 2024 года, но будет сдерживать объем продаж в 2025-м. Лизинг по возросшим процентным ставкам делает экономику таксопарков нерентабельной, вследствие чего бизнес откладывает обновление парка. Поддерживаться спрос на легковые автомобили будет в большей степени за счет транспортных служб доставки в результате развития маркетплейсов и электронной торговли, а также каршерингом благодаря его географическому расширению и тенденции к использованию арендованных автомобилей наряду с общественным транспортом. Как и по грузовым, проникновение лизинга в продажи новых легковых автомобилей снижается (за 2024 год – с 18 до 13%), что на фоне ожидаемого уменьшения продаж может привести к сокращению объемов лизинга с легковым транспортом в 2025-м на 12%.
Строительные компании ограничат свою инвестиционную активность: по прогнозам «ДОМ.РФ», девелоперы снизят запуски новых проектов в 2025 году на порядка 30% из-за падения спроса на жилье в условиях возросших цен и заградительных ставок по ипотеке. В дорожном строительстве, достигшем исторического пика объемов работ к 2024 году, ожидается значительный спад на фоне отсутствия новых крупных социально значимых проектов по строительству, реконструкции, капитальному ремонту дорог и мостов. Финансирование крупных дорожно-строительных проектов, планировавшихся к заключению в 2024-м, перенесено на последующие годы. С учетом сжатия отрасли лизинг дорожно-строительной техники в 2025 году может показать снижение на 25% относительно 2024-го.
По прочим розничным сегментам прирост в 2025 году может составить порядка 3%. Драйверами среди них будут оборудование для нефте- и газодобычи (активно развиваются альтернативные экспортные каналы природных ресурсов), телекоммуникационное оборудование (рост российского рынка телекоммуникаций по ожиданиям его участников может составить 6% в год) и погрузчики /складское оборудование (рост e-commerce обуславливает спрос на современные складские площади).
Рэнкинги крупнейших лизингодателей как в целом по рынку, так и по отдельным отраслевым и территориальным сегментам доступны по ССЫЛКЕ .
Приложение 1. Объем и динамика рынка
График 1. Динамика лизингового портфеля
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
График 2. Структура источников финансирования
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
График 3. Структура нового бизнеса по клиентам
* Данные за 2022 и 2023 годы скорректированы на объем бизнеса «ГТЛК»: компании, относящиеся по размеру годовой выручки к субъектам малого бизнеса, приобретали в лизинг дорогостоящую технику, в связи с чем их объем нового бизнеса отнесен к сегменту крупного.
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
График 4. Структура нового бизнеса по регионам
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Таблица 1. Индикаторы развития рынка
Показатели |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022 |
2023 |
2024 |
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд руб. |
1 310 |
1 500 |
1 410 |
2 280 |
1 980 |
3 590 |
3 341 |
Темпы прироста (период к периоду), % |
19,6 |
14,5 |
-6,0 |
61,7 |
-13,2 |
81,3 |
-6,9 |
Сумма новых договоров лизинга, млрд руб. |
2 100 |
2 550 |
2 040 |
3 370 |
3 209 |
6 830 |
6 865 |
Темпы прироста (период к периоду), % |
29,6 |
21,4 |
-20,0 |
65,2 |
-4,8 |
112,9 |
0,51 |
Концентрация на топ-10 компаний в объеме нового бизнеса, % |
71,2 |
66,0 |
64,9 |
63,2 |
75,4 |
77,6 |
76,7 |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд руб. |
1 050 |
910 |
1 060 |
1 595 |
2 029 |
2 370 |
3 177 |
Темпы прироста (период к периоду), % |
20,7 |
-13,0 |
16,5 |
50,5 |
27,2 |
16,8 |
34,1 |
Объем профинансированных средств, млрд руб. |
1 300 |
1 250 |
1 330 |
2 130 |
2 212 |
3 870 |
3 495 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд руб. |
4 300 |
4 900 |
5 170 |
6 450 |
6 750 |
9 920 |
13 355 |
Темпы прироста (за период), % |
24,6 |
14,0 |
5,5 |
24,8 |
4,7 |
47,0 |
34,6 |
ВВП России (в текущих ценах по данным Росстата), млрд руб.* |
103 862 |
109 608 |
107 658 |
134 728 |
156 941 |
176 414 |
200 040 |
Доля лизинга (объем нового бизнеса) в ВВП, % |
1,3 |
1,4 |
1,3 |
1,7 |
1,3 |
2,0 |
1,7 |
* Данные ВВП России за предыдущие годы обновлены с учетом уточненных сведений «Росстата».
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Таблица 2. Структура рынка по видам имущества
Вид имущества |
Доля в НБ за 2023 г., % |
Доля в НБ за 2024 г., % |
Динамика сегмента, % |
Доля в портфеле на 01.01.25, % |
Грузовой автотранспорт |
33,0 |
29,0 |
-18 |
18,7 |
Легковые автомобили |
16,5 |
19,1 |
8 |
9,7 |
Железнодорожная техника |
11,0 |
16,7 |
41 |
29,4 |
Строительная техника |
14,5 |
12,0 |
-23 |
7,6 |
Недвижимость |
5,7 |
4,1 |
-34 |
11,8 |
Сельскохозяйственная техника |
3,2 |
3,3 |
-4 |
2,8 |
Автобусы и троллейбусы |
2,5 |
3,0 |
10 |
2,4 |
Машиностр. и металлообраб. оборудование |
2,1 |
2,2 |
-5 |
1,3 |
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки |
0,7 |
1,4 |
97 |
2,3 |
Суда (морские и речные) |
3,0 |
1,3 |
-59 |
5,6 |
Погрузчики и складское оборудование |
0,9 |
1,2 |
27 |
0,7 |
Авиационный транспорт |
1,8 |
0,9 |
-56 |
3,7 |
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры |
0,4 |
0,5 |
4 |
0,5 |
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов |
0,4 |
0,4 |
0 |
0,3 |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование |
0,3 |
0,4 |
42 |
0,2 |
Энергетическое оборудование |
0,3 |
0,3 |
-11 |
0,2 |
Деревообрабатывающее оборудование |
0,2 |
0,2 |
7 |
0,1 |
Оборудование для ЖКХ |
0,2 |
0,2 |
-27 |
0,1 |
Полиграфическое оборудование |
0,1 |
0,1 |
36 |
0,1 |
Прочее имущество |
3,2 |
3,7 |
10 |
2,5 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Обзор подготовили:
Анатолий Перфильев,
директор, рейтинги кредитных институтов
Руслан Коршунов,
управляющий директор, рейтинги кредитных институтов
Александр Сараев,
первый заместитель генерального директора - директор по рейтинговой деятельности
[1] Данные правительства РФ.
[2] Данные Российского морского регистра судоходства и Российского речного регистра.
[3] Без учета разовых сделок с недвижимостью в 3кв2023.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|