3 декабря 2024 года в Москве состоялся 23-й ежегодный форум «Лизинг в России» – старейшее отраслевое офлайн мероприятие, организованное рейтинговым агентством «Эксперт РА» и компанией «Эксперт Бизнес-решения» при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации (ОЛА). В этом году на форуме собралось более 300 гостей, больше половины из них – руководители крупнейших компаний-лизингодателей. На мероприятии обсудили повышение роли лизинга как важного инструмента обеспечения роста инвестиций на рынке, качество лизинговых активов, спрос на лизинг в условиях высоких процентных ставок, перспективы корпоративных сегментов и операционного лизинга, а также другие темы.
Участников форума поприветствовал генеральный директор компании «Эксперт Бизнес-Решения» Павел Митрофанов. Модератором пленарной дискуссии «Лизинг-2024: в тисках ключевой ставки» выступил первый заместитель генерального директора – директор по рейтинговой деятельности «Эксперт РА» Александр Сараев. Задал тон пленарной дискуссии управляющий директор по банковским рейтингам «Эксперт РА» Руслан Коршунов. Он представил исследование агентства «Рынок лизинга по итогам 9м2024: точка излома», по данным которого лизинговый рынок вырос только номинально (+6%) за счет крупных сделок с недвижимостью и железнодорожным транспортом в 3кв2024. «Высокие процентные ставки и продолжающееся удорожание предметов лизинга на фоне роста неопределенности в экономике ограничивают деловую активность бизнеса», – подчеркнул Коршунов. Объем нового бизнеса розничных сегментов за 9м2024 показал отрицательную динамику (-4%), при этом в корпоративных сегментах наблюдался рост (+53%) за счет крупных сделок ГТЛК и «Сбербанк Лизинга». Рост портфеля (+26%) аналитик назвал «нездоровым» и предложил ориентироваться на показатель ЧИЛ, который увеличился всего на 4,2%. «Рынок продолжает концентрироваться: до 80% нового бизнеса, приходящихся на 10 крупнейших игроков, против 77% годом ранее. Качество активов ухудшается, но запас прочности отрасли все еще остается комфортным. Мы ожидаем, что по итогам года снижение на рынке лизинга составит около 8%, а в 2025 г. – может быть не менее 20%», – заключил Коршунов.
Председатель совета директоров компании «Совкомбанк Лизинг» Артем Языков главным вызовом следующего года назвал поиск финансирования. «Скорее всего, 20 декабря мы увидим рост ключевой ставки. Кроме того, в 2025 году в банковском секторе будут введены дополнительные нормативы для крупнейших заемщиков, а мы знаем, что фондирование лизинговой отрасли на 50% осуществляется за счет банков. Поэтому внутри банковских групп направления бизнеса будут бороться между собой за деньги, за ROE и т.д.», - сказал он. Кроме того, он уделил внимание проблеме роста рисков, связанной с увеличением количества изъятий техники: склад такой техники каждый месяц съедает деньги, а прирост его стоимости не перекрывает растущую стоимость вложений. При этом, отметил Языков, позитивным для лизингодателей фактором может стать увеличение утилизационного сбора в 2025 году.
Заместитель генерального директора ГТЛК Владимир Добровольский поднял тему развития корпоративных сегментов лизинга за счет новых перспективных ниш. Он рассказал о сделках в сфере лизинга беспилотников и космических спутников, отметив, что данные направления будут развиваться в ближайшем будущем «гигантскими темпами», в частности, рынок лизинга спутников может составить 108 млрд руб. уже в следующем году. Кроме того, спикер посвятил время рассказу о крупнейшей сделке 2024 года, связанной со строительством высокоскоростной магистрали (ВСМ) Москва — Санкт-Петербург и запуском железнодорожного движения по ней. «Проект был сложный. Нужно было совместить интересы банка, производителя, концессионера и эксплуатанта. Мы выступаем здесь не только как лизингодатель, но и как технический консультант. Уже началось строительство завода, где будут производиться поезда. И надеемся, что в 2028 году поезда пойдут, и мы будем доезжать в Питер за 2 ч 15 мин.», – сказал Добровольский.
Вице-президент Банка ГПБ, генеральный директор Газпромбанк Лизинга Вячеслав Спиров подробно рассказал о сегменте автолизинга. По его словам, в настоящий момент важнейшей проблемой является реализация стока новых и б/у автомобилей. Согласно подсчетам компании, сейчас объем стока новых легковых машин составляет 33 тыс. единиц в целом по рынку, новых грузовиков – 19 тыс. единиц. Б/у сток лизинга составляет порядка 35 тыс. единиц различной автотехники. Это больше, чем наблюдалось в прошлом году. «Мы видим, что роль лизинговых компаний на вторичном рынке меняется. Фактически необходимо брать на себя дилерские функции. Но для этого необходимы ресурсы. Роль направления вторичных продаж должна быть пересмотрена. Подход к инвестициям в направление должен быть сопоставим или даже превышать тот, что применяется дилерами. Реализация стоков – это вопрос стратегический, управление ею – один из главных трендов следующего года», – заявил Спиров.
Алексей Киркоров, первый вице-президент ОЛА и заместитель генерального директора по финансовым вопросам компании Нацпромлизинг, призвал участников форума «готовиться буквально ко всему», просчитать все возможные стресс-сценарии, включая «что будет при ставке 30%». «Необходим запас капитала. Кроме того, все будет решать скорость реакции на изменения: нужно иметь возможность быстро реагировать, вплоть до полной перестройки бизнес-модели. Нам нужно быть готовым к любым трансформациям рынка. Поэтому необходимо вкладываться в кадры, которые будут в состоянии это делать», – констатировал Киркоров. Кроме того, глава ОЛА подробно рассказал об инициативах ассоциации, связанных с наиболее насущными проблемами лизингового рынка. «На уровне ОЛА мы концентрируемся на инфраструктурных вещах. И здесь компаниям удается очень хорошо кооперироваться. К нам стекаются различные запросы, есть профильные комитеты, которые их обрабатывают. В итоге рождаются предложения по изменению законодательства и регулирования», – пояснил он.
Первый заместитель генерального директора компании Европлан Илья Ноготков посвятил свое выступление изменениям в профилях клиентов, которые происходят в связи с трансформацией экономической ситуации в стране. «Кто сейчас готов брать лизинг по таким ставкам? Да, есть клиенты, которые все равно его берут, потому что гипотетически есть еще более страшный «турецкий» сценарий. Спрос есть, хотя он и падает. Сейчас клиент – это тот, кто нашел способ переложить растущие расходы на своего конечного клиента. Но это по-прежнему МСБ, микробизнес», - сказал он. По словам Ноготкова, в текущий момент задача всего лизингового рынка – отказаться от демпинга, не заниматься ценовой конкуренцией, а приложить усилия для развития маркетинга и самого лизингового продукта, проникновение которого все еще гораздо ниже, чем в других странах. Помимо этого, спикер рассказал об опыте Европлана на IPO, определив его, как интересный и удачный.
Рустам Назаров, генеральный директор РЕСО-Лизинг, говорил о важности пересмотра систем управления рисками на рынке и подхода к реализации изъятой техники. Это связано с увеличением количества неплатежеспособных клиентов, прибегающих к системе нулевых авансов, с целью использования техники, фактически, по принципу операционного лизинга, стараясь при этом свести вложения к минимуму. По его словам, реальными драйверами лизинга будут лизингополучатели, которые способны выдержать большую маржу и заложить её в новых договорах со своими контрагентами, и те, которые имеют контракты на обеспечение развития новых территорий, в том числе, контракты на технику. Придется пересмотреть риск-политики в интересах здоровья отрасли, подчеркнул он. Помимо этого, спикер уделил внимание теме рефинансирования на фондовом рынке. «Клиент должен быть уверен, что при любой ситуации, складывающейся в банках, он будет платить по фиксированной ставке весь срок. И только обеспечивая такие условия для клиента можно сейчас выходить на облигационный рынок. У нас еще не было крупных корпоративных дефолтов в лизинге. Мы должны не допустить этого, так как это может привести к закрытию финансирования лизинга вообще», – резюмировал Рустам Назаров.
Директор подразделения «Инфраструктурные облигации» ДОМ.РФ Александр Аксаков назвал главным трендом 2025 года изменение ключевой ставки и умение работать при любом уровне процентных ставок на рынке. Он уделил много внимания вопросу государственной поддержки лизинговой отрасли. Так, рассказал Аксаков, реализован механизм инфраструктурных облигаций с гарантией ДОМ.РФ для строительства или реконструкции объектов в рамках нацпроекта «Инфраструктура для жизни». Инфраструктурными объектами считаются инженерные сети, дороги, социальные учреждения и т.д. «Это облигации для широкого круга инвесторов с рейтингом ААА. Ставка субсидируется государством. Текущий лимит составляет 200 млрд руб., есть планы по его увеличению до 300 млрд руб. Сейчас совместно с Минпромторгом мы разрабатываем аналогичную программу для лизинга коммунальной техники для того же проекта. Законопроект скоро будет внесён в правительство. Мы будем предлагать ставку 5-6% годовых. Есть такие же планы по малым очистным сооружениям, по свету и т.д.», – отметил спикер.
Генеральный директор компании РЕГИОН Лизинг Рустем Мухамедов поддержал инициативы Минпромторга и ДОМ.РФ в части инфраструктурного строительства и сделал вывод, что эти планы внушают оптимизм для сегмента лизинга строительной техники. На текущий момент, сказал он, ситуация на этом рынке сложная: он напрямую зависит от состояния строительного сектора, который переживает не лучшие времена в связи со значительным сокращением рынка ипотеки (как из-за отмены большинства льготных ипотечных программ, так и из-за высоких ставок по рыночной ипотеке). «Год будет тяжелым. Будет мало крупных стратегических строек. Большинство девелоперов будет думать о реструктуризации своих бизнесов, соответственно, придется реструктуризировать и их лизинг. И изъятие здесь – не вариант. Не нужно растить стоки. Реструктуризация для нас будет более актуальной стратегией. Мы всегда ставили во главу угла эффективность бизнеса», – подчеркнул Мухамедов.
В конце панельной сессии прошло голосование, где нужно было отдать свой голос за один из вариантов, характеризующих «погоду» на лизинговом рынке. За «Бурю неопределенности» проголосовал 61% присутствующих в зале, за «Легкий бриз» – 19,01%, за «Ураган проблем» – 16,53%, оптимистов среди участников голосования оказалось мало. После перерыва обсуждение продолжилось в рамках секции «Рост под вопросом?» и кейс-секции «Технологии финансирования и роста».
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|