Очередное повышение ключевой ставки ЦБ заставило говорить о стагнации рынка лизинга. За оптимизмом мы пришли в компанию «Стандарт-Лизинг», к новому игроку на этом рынке, только что заключившему первую сделку. Но возглавляет ее человек, которого хорошо знают в отрасли – Дмитрий Тимофеев.
- Дмитрий, после очередного повышения ключевой ставки рынок лизинга приуныл. Есть ли, на Ваш взгляд, для этого основания? Складывается ощущение, что все работает против нас…
- Жизнь бизнеса – это всегда вызовы, особенно в России. Конечно, повышение ставок – это «холодный душ» для реального сектора экономики, но, уверяю вас, это ненадолго. Страна, несмотря на все сложности, продолжает жить, реализовывать свои инфраструктурные проекты – и все это силами бизнеса. Поэтому и сегодня, и завтра будут нужны самосвалы, экскаваторы, погрузчики… Есть статистика, что более 80% грузового транспорта приобретается в лизинг. Разве с повышением ключевой ставки что-то поменяется? Пройдет несколько недель, предприниматели адаптируются – и спрос восстановится. Мы это наблюдали неоднократно.
Лизинг несет выгоду в части абсолютно легальной оптимизации налогообложения, и ничто заместить это не может. Да, маржа на таких высоких ставках у бизнеса сократится, но это сегодня происходит во всех сегментах экономики. Других рабочих инструментов по обновлению парка грузового транспорта и спецтехники просто нет.
- А кредиты? Может быть сегодня они выгоднее?
- Банковское кредитование и раньше было практически недоступно малому и среднему бизнесу. А в сегодняшних условиях требования к заемщику еще ужесточатся. Банки – самые пугающиеся в экономике хозяйственные субъекты. Первое, что они делают при ухудшении условий – сокращают кредитование до стабилизации ситуации. Лизинг в отличие от банков гораздо более мобилен и смел, потому что имущество принадлежит лизингодателю. У нас есть возможности и инструменты снижения рисков. При грамотной риск-политике на фоне такой инфляции интересы лизинговых компаний достаточно защищены.
Поэтому альтернативы лизингу я не вижу. И, кстати, не только я. Государство уже проанонсировало, что в 2025 году будет сохранены субсидии на лизинг колесной и специальной техники и, с высокой долей вероятности, увеличены лимиты по этому направлению.
Конечно, проблемы в лизинговой отрасли будут. Из-за высокой конкуренции и неготовности формулировать серьезные конкурентные преимущества некоторые игроки на рынке, на мой взгляд, входили в рискованные сделки и сегодня они могут закончится дефолтом.
Но это не отменяет посыла, что экономика жива, а значит сохранится спрос, в том числе и на лизинг. И даже в таких условиях есть возможности для стартапа.
- Вашу компанию можно поздравить с первой сделкой. При такой высокой конкуренции чем планируете завоевывать клиентов?
- Мы вышли на рынок с идеей справедливого досрочного выкупа. В чем смысл нашего предложения? Предприниматель осознает, что лизинговая сделка структурирована за счет банковского кредита. Поэтому предполагает, что если попросит досрочный выкуп, то в оставшийся период договора заплатит только за предмет лизинга. Но у нас в лизинге в последние лет пять сложилась практика, при которой лизингополучатель при желании досрочно завершить договор, вынужден платить всю сумму договора, в котором заложены проценты за пользование кредитом. Честно говоря, мне такая позиция не близка. Я смотрю на ситуацию глазами клиента и разделяю его недоумение. Думаю, что сегодняшняя ситуация в экономике в целом и лизинге в частности подвигает нас к настоящей, а не декларируемой клиентоориентированности. Мы же все в одной лодке плывем.
Кстати, если проанализировать опыт Соединенных Штатов, то там тенденция очевидна: корпорации, которые имели сверхприбыль за счет беспринципного зарабатывания на своих клиентах в 90-х годах, постепенно уходят с рынка. И наоборот, активно растут те, кто реализуют принцип: мы думаем о своем клиенте в первую очередь, а о своей прибыли – во вторую, и не готовы зарабатывать на том, что не несет пользы и прибыли бизнесу клиента.
- Если смотреть на договор лизинга в таком ключе, то есть ли еще спорные с точки зрения лизингополучателя моменты?
- Да, например, штрафы за просрочку платежа или какие-то прочие нарушения. Понятно, что пользоваться предметом лизинга надо в соответствии с правилами и условиями договора, оплачивать платежи – своевременно. Но ведь зачастую просрочки платежей не являются целенаправленной линией поведения клиентов, например, их могут подвести контрагенты, в том числе заказчики крупных инфраструктурных проектов. С учетом этого штрафы должны быть достаточными, чтобы компенсировать санкции банков и окупающими операционные расходы лизинговой компании. Зарабатывать на этой ситуации, конечно, можно, но опять-таки мне не близка позиция лизинговых компаний, которые из этого делают целевой источник существенной прибыли. Поэтому штрафы в договоре «Стандарт-Лизинга» – одни из самых низких на рынке.
- Есть ли еще «фишечки», делающие договор со «Стандарт-Лизингом» комфортным для клиента?
- Еще одну идею удалось реализовать на практике. Мы запустили первую полноценную электронную анкету при оформлении заявки на лизинг. Клиент, получает коммерческое предложение с QR-кодом, через который он попадает на персональный закрытый ресурс, где он заполняет анкету, предоставляет нам все необходимые подтверждения и заверения, загружает документы. Никаких заверений документов посредством ЭЦП или вживую, распечатывая документ, подписывая его и проставляя на нем печать, не требуется. Фактически подать заявку можно с мобильного телефона откуда угодно. И это полноценная заявка, которая сразу поступает на рассмотрение служб и по которой принимается финальное решение. Это уникальная технология. До сих пор во всех лизинговых компаниях вопрос с подписанием анкеты решается только при наличии живой или электронно-цифровой подписи. Соответственно, подписание анкеты превращается для клиента в некую точку принятия решения о выборе конкретного партнера, это напрягает клиента, потому что финального выбора он еще не сделал, а тратить время уже приходится. Наша полностью электронная анкета, как мы надеемся, снимет этот барьер и упростит для малого бизнеса дилемму, подавать или не подавать заявку на лизинг.
И, наконец, еще одна новация, актуальная для сегодняшних экономических реалий. Заключая договор с плавающей ставкой, мы гарантируем клиенту, что при снижении ключевой ставки ЦБ мы зеркально пересчитаем ставку по договору с клиентом.
- Пока что нас пугают очередным повышением. Что подсказывает Вам опыт работы в банковской сфере – еще «ключ» возрастет?
- Думаю, что нас ждет еще одно повышение, поскольку эффект от подобных мер наступает с некоторым временным лагом. У нас большая страна, большая экономика, поэтому неизбежна инерция. Эффект от прежних повышений ставки ЦБ пока не наступил, и регулятор может еще раз принять непопулярное решение. Но дальше, с большой долей вероятности, ставка пойдет вниз.
- Значит, прорвемся?
- Что значит прорвемся? Страна работает, экономика работает, и лизинг всегда будет востребован.
Беседовала Татьяна СавельеваО компании: «СТАНДАРТ‑ЛИЗИНГ» – новый игрок на рынке лизинга, начавший деятельность в 2024 году. Специализируется на финансовой аренде автотранспортных средств и специальной техники.
Дмитрий Тимофеев – один из ведущих менеджеров лизинговой отрасли. Стоял у истоков нескольких крупных игроков на рынке лизинга, общий опыт работы в финансовой сфере составляет свыше 25 лет.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|