Внутренний туризм — одна из отраслей, которая бурно развивается в последние три года. По данным Минэкономразвития России, вложения бизнеса в туристическую отрасль по итогам прошлого года составили более 800 млрд рублей, что на треть превышает показатели 2022 года. На Форуме регионов России «Развитие туристической инфраструктуры», который уже в четвёртый раз откроется 23 октября 2024 года в Москве, состоится выставка инвестиционных проектов и готовых решений. Гостям и участникам Форума будет представлено несколько десятков проектов различного масштаба: от небольших быстровозводимых концепций с объемом вложений до 100 млн руб. до сложных комплексных проектов с инвестициями, превышающими 1 млрд руб.
Цифры впечатляют.
Традиционно, лизинг активно идет в те сферы, которые поддержаны государством и имеют потенциал для развития. Однако, турбизнес и индустрия гостеприимства, кажется, здесь стали исключением.
Судя по опросу, проведенному в Телеграм-канале All leasing, только 10% лизингодателей активно участвуют в инвестировании в туристическую отрасль, в портфеле 26% опрошенных такие сделки носят единичный характер, а 48% респондентов отмечают, что к ним никогда не обращались с заявками представители индустрии гостеприимства. При этом высокорискованной эту отрасль считает лишь 13% участников лизингового рынка.
— Проблема в том, что представители туристической отрасли мало осведомлены о возможностях лизинга. Для них этот механизм финансирования ассоциируется, в первую очередь, с транспортом, затраты на который в общем объеме инвестиций не так велики, — говорит Елена Меркулова, генеральный директор компании «ПИР Экспо» — организатора Форума регионов России «Развитие туристской инфраструктуры».
Впрочем, появился уже первый агрегатор, который специализируется на финансировании туристической отрасли. Судя по представленным на его сайте предметам лизинга, изначально речь шла о довольно специфических предметах — мобильных туалетах, системах пожаротушения, текстиле (постельное белье для номеров), мобильных сценах. За последний год ассортимент расширился за счет модульных домов, глэмпингов и кэмпингов.
Кстати, последняя категория в индустрии гостеприимства развивается наиболее активно, поскольку не требует огромных инвестиций.
— Поскольку глэмпинги, кемпинги и гостевые дома не подлежат обязательной классификации, мы можем руководствоваться информацией, полученной от профильных ассоциаций и порталов, — говорит Елена Меркулова. — Так, по данным Ассоциации глэмпингов по состоянию на июнь 2023 года в реестр глемпингов включены 504 объекта, как круглогодичных, так и сезонных. По данным журнала RV Land количество функционирующих глэмпингов составляет 293 объекта по состоянию на 20 июня 2024 года, а количество кемпингов для домов на колесах — 426 объектов по состоянию на 14 августа 2024 года. Всего кемпингов насчитывают более тысячи по всей России.
В настоящее время на законодательном уровне ведется работа по обязательной классификации всех упомянутых видов объектов, а также гостевых домов. Авторы законопроекта уверены, что данный закон позволит упорядочить порядок строительства и эксплуатации данных объектов и, как следствие, повысит качество туристических услуг.
Цены на модульные дома в настоящий момент составляют от 1,5 до 8 млн рублей. Таким образом, инвестиции в модульную недвижимость для отдельного объекта могут составлять от 15 до 100 миллионов. Одна из компаний производителей попробовала использовать лизинг в качестве альтернативной формы реализации, заключив для этого договоры с двумя лизингодателями. Но спросом эта услуга не пользуется. Как объясняют производители, их клиенты — ИП и компании, работающие на «упрощенке», что делает лизинг, на их взгляд, менее выгодным.
Но ведь туристический комплекс предполагает не только недвижимость, но и массу сопутствующих сервисов — вендинг, общепит, индустрия развлечений. И во всем этом есть место лизингу.
— Да, именно так мы ориентируем компании, которые представят свои проекты на инвестиционной выставке, — говоритЕлена Меркулова. — Паспорт инвестиционного проекта включает определённый набор обязательных сведений, наличие которых позволит за кроткое время выступления или же в формате презентации на выставочном стенде, получить необходимую для потенциального инвестора информацию о перспективном проекте.
Но только инвестициями в основные фонды новых отелей и гостевых домов туристический рынок не ограничивается. В июне Президент РФ В.В. Путин дал указание расширить льготный лизинг экскурсионными автобусами российского производства.
Первый вице-премьер Денис Мантуров на совещании с Президентом по развитию автомобильного туризма в России сообщил, что несколько автопроизводителей работают над развитием модельного ряда экскурсионных автобусов. Так, «Волгабас» сертифицировал модель «Серпантин», «Соллерс» запустит производство экскурсионных автобусов на Дальнем Востоке, ГАЗ разработал автобус большого класса «Круиз», ЛиАЗ рассчитывает предложить рынку свой автобус.
Но если с льготным лизингом автобусов все достаточно понятно, то структура инвестиций в туризм по-прежнему не слишком ясна лизингодателям. Так что, есть смысл посетить Форум регионов России «Развитие туристической инфраструктуры».
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|