Анатолий Перфильев,
младший директор, рейтинги кредитных институтов
Зоя Советкина,
директор, рейтинги кредитных институтов
Руслан Коршунов,
управляющий директор, рейтинги кредитных институтов
· В 1-м полугодии 2023 года российский лизинговый рынок увеличил свою долю с 6 до 9% среди европейских рынков, показав самые высокие темпы роста нового бизнеса.
· По итогам 2023 года новый бизнес в РФ достиг рекордного объема в 3,59 трлн рублей вследствие роста цен на имущество и восстановления экономической активности бизнеса.
· Согласно базовому прогнозу агентства «Эксперт РА», в 2024 году рост объема нового бизнеса составит около 18% преимущественно за счет автолизинга, а также лизинга строительной и железнодорожной техники.
Российский лизинговый рынок по сравнению с рынками европейских стран за 1-е полугодие 2023 года показал самый высокий темп роста объема нового бизнеса. Низкая база 1-го полугодия 2022 года, на который пришелся пик геополитического кризиса, и рост стоимости предметов лизинга обусловили увеличение нового бизнеса в рублевом эквиваленте на 94%. При этом, несмотря на ослабление рубля (средний курс рубля к евро за 1-е полугодие 2023 года составил 85,84 против 69,36 рубля за аналогичный период 2022-го), динамика нового бизнеса в евровом эквиваленте была также внушительной (+56% за 1-е полугодие 2023-го к 1-му полугодию 2022-го). В результате Россия по объему нового бизнеса за 1-е полугодие 2023-го, как и годом ранее, занимает 5-е место. Как следствие, доля российского лизинга среди европейских стран выросла с 6 до 9% общего объема нового бизнеса, а доля лизингового портфеля при этом увеличилась с 9 до 13%.
График 1. Россия показала самый высокий темп роста нового бизнеса в Европе
Источник: «Эксперт РА» по данным Leaseurope и анкетирования лизинговых компаний
Для российского рынка лизинга 2023 год прошел в условиях высокой инфляции (7,42%) и ослабления курса рубля (курс доллара к рублю вырос с 70,34 до 89,69). Вкупе с реализацией значительного отложенного спроса на фоне восстановления экономической активности бизнеса указанное привело к рекордному росту лизинга: объем нового бизнеса по итогам 2023 года составил 3,59 трлн рублей, что на 81% превышает уровень 2022-го и на 57% — уровень докризисного 2021-го. Количество заключенных сделок за 2023 год увеличилось с 340 до 484 тыс. (+42%), что также превысило значение 2021-го на 14%.
Оценку рынка по данным отчетности ФСБУ 25/2018 и рэнкинги лизинговых компаний по объему ЧИЛ и активов, переданных в операционную аренду, «Эксперт РА» опубликует в II квартале 2024 года.
График 2. Средняя сумма лизинговой сделки показала значительный рост в 2023 году
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
На фоне низкой базы 2022 года новый бизнес как в корпоративных, так и розничных сегментах показал существенный рост (+119 и +73% соответственно). Пять лет подряд доля розничных сегментов показывает рост и за 2018–2023 годы увеличилась с 56 до 84% объема нового бизнеса. При этом порядка 66% от розничных сегментов занимает автолизинг, среди которого грузовой транспорт показал двукратный рост нового бизнеса к 2022 году, а легковые автомобили и автобусы — немногим менее 80%. Активное развитие восточного направления грузоперевозок обуславливает необходимость обновления дорожной инфраструктуры, что вместе с крупными жилищными проектами привело к росту потребности в строительной технике, объем нового бизнеса с которой повысился на 64% относительно 2022 года.
График 3. Сегменты показали в прошлом году рост выше докризисного 2021 года
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Корпоративные сегменты по динамике опередили розничные на фоне более сильного сокращения в 2022 году (рост за 2023-й составил 119%), чему способствовало увеличение нового бизнеса с железнодорожной техникой на 63%. Значительный прирост нового бизнеса (+126%) отмечается по водному транспорту за счет сделок крупных лизингодателей в рамках государственных программ поддержки. В поисках альтернативных рынков сбыта экспорт нефти и газа переориентирован на азиатские страны, что удлинило судоходные маршруты и увеличило потребности в судах. Также росту корпоративных сегментов способствовало заключение разовых крупных сделок с недвижимостью: объем нового бизнеса с недвижимым имуществом в 2023 году увеличился более чем в 8 раз. Из-за существенного размера сделок, которые характерны для клиентов из крупного корпоративного бизнеса, в конце 2023 года агентством произведена реклассификация сегмента недвижимости из розничных в корпоративные.
По итогам 2023 года максимальный объём нового бизнеса сохраняется за ГК «Газпромбанк Лизинг», показавшей рост на 105%. На второе место поднялась ГК «Сбербанк Лизинг», увеличив объем нового бизнеса за 2023 год на 147%, «ВТБ Лизинг» занял третью позицию (+104%). Второй год подряд отмечается рост концентрации лизингового бизнеса на игроках топ-10 — 78% нового бизнеса по итогам 2023-го против 75% за 2022-й и 63% за 2021-й. Продолжающаяся экспансия банковских «дочек» на лизинговом рынке обусловила рост их доли в совокупном объеме нового бизнеса с 61 до 64%. В 2023-м продолжился уход иностранных лизингодателей с российского рынка, в результате доля компаний, принадлежащих нерезидентам, за 2023 год уменьшилась с 1,5 до 0,1% объема нового бизнеса.
Таблица. Топ-20 лизинговых компаний России по объему нового бизнеса по итогам 2023 года
Место по НБ |
Наименование компании |
ИНН |
Кредитный рейтинг «Эксперт РА» на 15.02.24 |
НБ за 2023г., млн руб. |
Прирост НБ за 2023 г. к 2022 г., % |
Новые договоры за 2023 г., млн руб. |
Лизинговый портфель на 01.01.24, млн руб. | |
01.01.24 |
01.01.23 | |||||||
1 |
1 |
Газпромбанк Лизинг (ГК) |
7728294503 |
|
853 554 |
105 |
1 522 900 |
1 821 850 |
2 |
3 |
Сбербанк Лизинг (ГК) |
7707009586 |
|
441 330 |
147 |
1 214 807 |
1 790 672 |
3 |
4 |
ВТБ Лизинг |
7709378229 |
ruAA |
355 485 |
104 |
638 663 |
953 141 |
4 |
2 |
Альфа-Лизинг (ГК) |
7728169439 |
|
305 159 |
65 |
582 294 |
711 475 |
5 |
7 |
Государственная транспортная лизинговая компания |
7720261827 |
|
203 062 |
125 |
506 496 |
1 557 734 |
6 |
5 |
ЛК «Европлан» |
9705101614 |
ruAA |
200 376 |
49 |
н. д. |
385 443 |
7 |
6 |
Балтийский лизинг (ГК) |
7826705374 |
ruAA- |
144 493 |
35 |
223 870 |
238 038 |
8 |
8 |
РЕСО-Лизинг |
7709431786 |
ruA+ |
97 519 |
37 |
166 385 |
196 756 |
9 |
10 |
Росагролизинг |
7704221591 |
ruAA- |
85 584 |
27 |
143 749 |
263 856 |
10 |
14 |
Совкомбанк Лизинг |
7709780434 |
ruAA- |
65 454 |
126 |
103 692 |
100 045 |
11 |
18 |
ДельтаЛизинг |
2536247123 |
ruA+ |
56 180 |
265 |
77 636 |
119 004 |
12 |
12 |
Интерлизинг |
7802131219 |
ruA- |
54 150 |
71 |
83 924 |
82 982 |
13 |
9 |
ПСБ Лизинг (ГК) |
7722581759 |
|
49 978 |
-27 |
115 486 |
349 954 |
14 |
11 |
ЛК Эволюция |
9724016636 |
ruBBB+ |
44 294 |
36 |
69 101 |
60 369 |
15 |
13 |
Универсальная лизинговая компания |
2721084628 |
|
40 574 |
29 |
65 729 |
67 736 |
16 |
15 |
Восток-Лизинг |
1644031715 |
|
34 648 |
74 |
52 574 |
48 129 |
17 |
17 |
Мэйджор Лизинг |
5024093363 |
|
31 467 |
87 |
51 126 |
62 832 |
18 |
25 |
КОНТРОЛ лизинг |
7805485840 |
ruBB+ |
24 201 |
192 |
50 777 |
68 276 |
19 |
23 |
КАМАЗ-ЛИЗИНГ (ГК) |
1650130591 |
|
23 527 |
105 |
37 884 |
69 791 |
20 |
16 |
УралБизнесЛизинг |
1835061171 |
ruBB+ |
21 078 |
20 |
33 975 |
42 404 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Агентство в базовом сценарии на 2024 год не ожидает столь бурного роста лизингового бизнеса, как по итогам 2023-го, поскольку отложенный спрос во многом реализовался. Сдерживающим фактором выступит ужесточившаяся денежно-кредитная политика Банка России, которая приводит к росту стоимости лизинга. Как следствие, рост нового бизнеса в 2024 году может составить порядка 18% относительно взрывного 2023-го. Драйверами останутся розничные сегменты, в частности, автолизинг и строительная техника, в которых отмечается рост активности бизнеса.
В корпоративных сегментах в 2024 году также ожидается рост нового бизнеса, но менее выраженный за счет более трудоемких и длительных процессов импортозамещения. Несмотря на поддержку правительством судо- и авиастроительства для выхода на стабильное производство требуется существенная модернизация промышленной инфраструктуры и развитие наукоемкого производства. Как следствие, высоких темпов роста лизинга кораблей и самолетов не ожидается. Продвижение e-commerce и необходимость организации импортозамещающей промышленности требуют увеличения количества складских и производственных помещений, что может способствовать развитию лизинга недвижимости. На железнодорожный транспорт повышается спрос за счет активного развития восточного направления, роста оборачиваемости вагонов и необходимости обновления подвижных составов.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|