После структурной перестройки 2022 года рынок автолизинга показал взрывной рост. По итогам 9 месяцев прошлого года объем нового бизнеса вырос на 91%, а общая доля автолизинга составила 53%. Это говорит о преодолении главной проблемы 2022 года — дефицита предметов лизинга.
С чем мы вошли в 2024 год и какие тенденции отмечают лидеры автолизинга?
Прежде всего, эксперты отмечают оперативную перестройку дилерской сети, ее разворот на восток прошел успешно. Поэтому 2023 год стал годом реализации отложенного спроса. При этом, по данным РА Эксперт, средний возраст российского легкового автомобиля на 01.01.23 составил 14,7 года, а грузового — 21,6 года. То есть, спрос в этом сегменте лизинга будет устойчивым, несмотря на существенное удорожание фондирования. С предметами лизинга тоже проблем не будет, отмечают специалисты ведущих компаний.
— На сегодняшний день в российских дилерских центрах достаточно отечественных и китайских легковых автомобилей настолько, что на некоторые из них есть скидки, — говорит Андрей Михальченко, руководитель московского дивизиона альтернативных продаж ГК Альфа-Лизинг. — Например, Haval Jolion в комплектации Elite можно приобрести не только на 100 000 дешевле, но и получить в подарок комплект зимних шин.
Эту тенденцию подтверждают эксперты ГТК Лизинга.
— Срок поставки легковых автомобилей как китайских, так и отечественных производителей варьируется от 2 дней до 2 недель. По некоторым моделям, имеющим повышенный спрос, сроки растут в силу поиска ценового предложения, которое будет выглядеть адекватным для покупателя на фоне спекулятивных предложений, — отмечает Александр Сагун, управляющий партнёр ГТК-Холдинга.
Что всегда есть в наличии у дилеров? Клиенты, по данным от компаний ВТБ Лизинг и ГТК Лизинг, могут рассчитывать на оперативное оформление договоров на Chery (Tiggo 4, Tiggo 7 Pro, Tiggo 7 Pro max, Arrizo 8), Haval F7x, Hongqi (H5, H9), EXEED, Geely. Эти марки всегда есть в наличии.
Что же касается параллельного импорта, то срок поставки чаще зависит не от типа транспортного средства, а от страны производителя, говорит Владимир Новиков, заместитель коммерческого директора по развитию продаж Балтийского лизинга.
— Автомобили европейского, японского и американского производства сейчас практически невозможно найти в наличии с пакетом документов, оформленном без нарушения таможенного законодательства и с НДС на массовом рынке, — утверждает Александр Сагун, управляющий партнёр ГТК-Холдинга. — У нас они есть благодаря сотрудничеству с нашим партнерским проектом gtk-auto.ru, поставляющим легковые и грузовые автомобили по параллельному импорту. В данном случае срок поставки увеличивается до 1 месяца в случае наличия ТС на складе в другой стране и до 6 месяцев в случае его предзаказа по конфигуратору.
Сложнее ситуация с сегментом LCV.
— Проблемы со сроками поставки могут возникнуть с лёгким коммерческим транспортом, который попадает под субсидию Минпромторга, так как по программе проходят машины только 2024 года, — отмечает Владимир Новиков, заместитель коммерческого директора по развитию продаж Балтийского лизинга.
На отсутствие проверенных моделей китайского производства обращает внимание Александр Сагун.
Доля проникновения лизинга в сегмент грузового транспорта близка к 80%, поэтому состояние этого рынка крайне значимо для дилеров, лизингодателей и клиентов. В компании ВТБ лизинг отметили увеличение спроса на грузовой транспорт весь прошедший год. По мнению Артёма Киселёва, директора департамента по продажам продуктов автолизинга, потребность в новой технике выросла из-за вовлечения российских компаний в строительные и инфраструктурные проекты. Поэтому в компании эту проблему решили радикально:
— ВТБ Лизинг принял решение напрямую закупать автотранспорт у поставщиков. Теперь клиенты могут обратиться напрямую к нам за техникой марок HOWO, SITRAK SHACMAN, FAW, BEIBEN, Mercedes-Benz, KRONE и получить ее с доставкой от одного дня по всей России.
Производители грузового транспорта и клиенты, работающие в этом сегменте, адаптировались к новым условиям дольше, говорит Алёна Креженкова, руководитель группы по работе с поставщиками компании Интерлизинг.
— Пока заводы работали над увеличением выпускаемой продукции, предприниматели и лизинговые компании присматривались к новой технике. Постепенно сформировался спрос, а также модели работы с новыми марками. На текущий момент поставщики закрывают потребности в наиболее популярных марках, среди которых Shacman, SITRAK, FAW, отмечает Алёна Креженкова.
При этом по-прежнему наблюдается дефицит в отечественных грузовых автомобилях из-за сложностей с поставками комплектующих и роста их стоимости по этой причине, говорит Андрей Михальченко, руководитель московского дивизиона альтернативных продаж ГК Альфа-Лизинг.
— Так средняя стоимость КАМАЗа в прошлом году выросла примерно на 5-15%. Из-за поиска альтернативы европейским запчастям, отечественные производители грузовой и специальной техники затягивают сроки сдачи ее в эксплуатацию, поэтому заказчик вынужден обращаться к перекупщикам, которые приобретают остатки техники у разных дистрибьюторов (в том числе, и из других стран) и поставляют их дороже, но быстрее.
В этих условиях клиентам зачастую требуется консультация по сочетанию цена/качество/срок поставки, а иногда и помощь в подборе автотранспортного средства. Распространённый вариант заявки, приходящих на портал all leasing, это вид транспорта и предельная стоимость, которую может позволить себе лизингополучатель. В остальном он рассчитывает на лизингодателя, который может найти самое выгодное предложение на рынке.
И если раньше услугу по подбору транспорта оказывали относительно небольшие компании, то сегодня все опрошенные лизингодатели практикуют подобный сервис.
— Мы помогаем находить оптимальные варианты под запрос каждого клиента, говорит Иван Коровников, директор по продажам ЛК «Европлан». — Совместные программы с автопроизводителями позволяют нам приобретать популярные модели на выгодных условиях, а ежедневное взаимодействие с более чем 4000 поставщиков по всей стране, а также наличие услуги «Доставка» позволяет нашим клиентам быстро и безопасно приобрести автомобиль или технику, находящиеся в разных регионах России. А начиная с декабря 2023 года мы предложили нашим клиентам услугу подбора и проверки автомобилей с пробегом.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|