Выбор оборудования и поставщика – зона ответственности лизингополучателя. Но что происходит на практике, если имущество, переданное в финансовую аренду, оказалось с браком и подлежит замене?
Вместе с Сергеем Шишкиным, директором по правовым вопросам компании Интерлизинг мы рассматриваем эту проблему.
Случай из практик. Российский производитель поставил под видом нового станок после капитального ремонта. Сам факт восстановления станка выяснился уже в ходе наладочных работ, после подписания акта приема. Производитель согласен заменить станок. Каковы действия лизингополучателя в данном случае? Что необходимо сделать, при обнаружении дефектов оборудования после подписания акта?
У лизингополучателя в соответствии с ФЗ о лизинге и ГК есть право на предъявление претензий поставщику, даже при том, что покупателем по договору купли-продажи он не является. Начать стоит именно с нее. В претензии необходимо изложить все обстоятельства, уведомить лизингодателя о существовании проблемы и вступить в диалог с поставщиком. Лизинговая компания при этом должна оказать содействие в рамках своих возможностей. Если поставщик готов заменить товар, то ЛК оказывает содействие в части подписания дополнительного соглашения к договору купли-продажи. Допсоглашением будет предусмотрен возврат имущества в пользу поставщика, замена и поставка нового оборудования с новыми регистрационными данными. Между лизингополучателем и лизингодателем при этом подписывается соглашение к договору на изменение предмета лизинга.
Как фиксируется факт несоответствия имущества документам поставки?
Если акт уже был подписан, то зафиксировать несоответствие можно только в претензионном документе. Технический специалист должен подготовить акт рекламации. Он может быть составлен как самим лизингополучателем, так и независимым экспертом.
Если несоответствия выявлены непосредственно в момент приемки, то все замечания фиксируются в акте приема-передачи. Он либо подписывается с замечаниями, и поставщик устраняет недостатки, либо он не подписывается вовсе. После отказа от подписания необходимо направить поставщику и лизингодателю уведомление с мотивировкой причин отказа.
Каковы при этом действия лизинговой компании?
Лизинговая компания, как правило, не имеет возможности занять чью-либо сторону в возникшем споре, поскольку не располагает объективными данными о действительном наличии тех или иных существенных недостатков предмета лизинга, но помочь в разрешении такого спора обязана. То есть подготовить все необходимые документы, обеспечивать их подписание, организовать замену, а в отдельных случаях содействовать расторжению договора купли-продажи.
Если договориться не удается, тогда спор переходит в судебную плоскость.
При корректировке стоимости имущества происходит расторжение старого договора и заключение нового или подписание дополнительного соглашения.
Более сложный вариант. Поставщик не соглашается с выявленным браком и отказывается заменить имущество. Каковы действия сторон в этой ситуации?
В рамках судебного разбирательства у лизингополучателя есть несколько возможностей.
Во-первых, он может в судебном порядке потребовать устранения недостатков.
Помимо этого, лизингополучатель может потребовать замены оборудования или расторжения договора купли-продажи. К полному расторжению прибегают в ситуациях, когда дефекты неустранимы или проявляются вновь после ремонта, - соответственно использовать оборудование по целевому назначению невозможно. В этом случае лизингодатель должен выразить согласие на расторжение договора купли-продажи.
Гораздо чаще лизингополучатели обращаются к поставщику с иском о взыскании убытков. Клиент доказывает, что в связи с поставкой оборудования ненадлежащего качества несет дополнительные расходы.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|