Итоги девяти месяцев 2023 года: рост на отложенном спросе
Реализация отложенного спроса 2022 года, повышение цен и перестройка российской экономики способствуют росту лизингового сектора. Так, объем нового бизнеса по итогам девяти месяцев 2023-го составил 2,49 трлн рублей, что на 95% превышает уровень аналогичного периода прошлого года. Относительно девяти месяцев докризисного 2021 года рост составил 65%, таким образом лизинговый бизнес достиг исторического максимума. За счет дефицита техники, инфляционной составляющей и ослабления курса рубля средняя сумма лизинговой сделки показывает рост третий год подряд и за последние 12 месяцев увеличилась с 8,8 до 12,4 млн рублей. Рост деловой активности российского бизнеса на фоне стабилизации экономической обстановки относительно прошлого года привел к увеличению количества заключенных сделок с 233 до 345 тыс. штук, что также выше уровня девяти месяцев докризисного 2021-го на 12%. Лизинговый бизнес показывает более высокие темпы роста, чем российская экономика, что обусловило увеличение доли объема нового бизнеса в III квартале 2023 года с 2,6 до 3,1% ВВП. Вследствие высокой динамики нового бизнеса совокупный лизинговый портфель на 01.10.2023 также показал максимальный за последние годы темп роста: +31% к объему годом ранее, составив в абсолютном выражении 8,14 трлн рублей.
График 1. Средняя сумма лизинговой сделки растет третий год подряд
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
При том, что растет количество предлагаемого к перевозке груза, ощущается нехватка транспорта, особенно магистральных тягачей. Европейские грузовики на сегодняшний день завозят в минимальных объемах. Отечественные производители, такие как „КАМАЗ“, наращивают объемы, чтобы справиться с существующими потребностями рынка.Рустем Мухамедовгенеральный директор, «Регион Лизинг»
Объем нового бизнеса розничных сегментов за девять месяцев 2023 года вырос на 91% относительно аналогичного периода 2022-го, который показал снижение на 8% ввиду геополитического кризиса. Драйвером розничных сегментов остается автолизинг, новый бизнес в котором вырос более чем в два раза относительно девяти месяцев 2022 года. Стоит отметить, что автолизинг показывает положительную динамику пятый год подряд и увеличил свою долю до 53% совокупного объема нового бизнеса по сравнению с 49% за аналогичный период годом ранее. Основной рост в абсолютном выражении приходится на лизинг грузовых автомобилей, объем нового бизнеса по которым за девять месяцев 2023 года увеличился на 132%. Такой динамике способствуют активное применение грузового транспорта в экономических процессах страны (крупные строительные проекты, осваивание новых регионов поставок продукции) и по-прежнему высокая потребность в обновлении автопарка. За девять месяцев 2023-го продажи нового грузового транспорта выросли на 81% относительно аналогичного периода годом ранее, а доля китайских марок в этих продажах достигла 63%. Объем нового бизнеса в сегменте легкового транспорта вырос на 76% на фоне продолжающейся экспансии китайских производителей, государственных мер по поддержке отечественного автопрома и увеличения проникновения лизинга в автопродажи. За девять месяцев 2023-го продажи новых легковых автомобилей выросли на 51% относительно аналогичного периода годом ранее, а доля китайских марок в этих продажах достигла 46%. Росту розничных сегментов также способствовало увеличение объема нового бизнеса со строительной техникой (+79%), что во многом обусловлено масштабными инфраструктурными проектами, а также продлением программы льготной ипотеки, которая стимулирует высокие темпы жилищного строительства.
Мы наблюдали рост продаж на новые, б/у и грузовые ТС. Отрасль адаптировалась к новым условиям, на российский рынок вышли новые игроки, да и отечественный автопром обрел новое значениеОксана Цветковаруководитель отдела по работе с корпоративными клиентами компании «Комиссар Онлайн»
График 2. Темпы роста сегментов превысили уровни девяти месяцев докризисного 2021 года
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Корпоративные сегменты на фоне значительного снижения в 2022 году показали рост на 114% за девять месяцев 2023-го относительно аналогичного периода годом ранее, превысив динамику розничных сегментов. Драйвером в корпоративных сегментах стал лизинг железнодорожной техники, увеличившийся на 120% за счет освоения новых регионов для поставок российской продукции и необходимости обновления парка вагонов. В 2023 году была налажена поставка из Китая и Узбекистана кассетных подшипников, используемых в вагоностроении, по которым в 2022-м возник дефицит в связи с уходом западных производителей. Постепенно организуется производство комплектующих для железнодорожной техники на предприятиях, что оказывает поддержку выпуску грузового подвижного состава в России, который вырос за девять месяцев 2023 года на 28%. Морские и речные суда продемонстрировали рост нового бизнеса более чем в шесть раз на фоне очень низкой базы девяти месяцев 2022 года, при этом сдерживающее влияние на российские судостроительные заводы оказывают существенные сложности с импортозамещением комплектующих. Сегмент авиационного лизинга снизился на 26%, показав минимальный исторический объем бизнеса, что связано с невысокими производственными мощностями в российском авиастроении и нехваткой импортных комплектующих и их аналогов.
Ключевое для нас событие — это начало реализации четырех масштабных инвестпроектов с привлечением средств ФНБ в сегментах водного, воздушного и городского пассажирского транспорта. Совокупно по ним мы инвестируем за пять лет в российскую промышленность свыше 400 млрд рублей, увеличим портфель на 4,5 тыс. единицы техникиЕвгений Дитрихгенеральный директор «ГТЛК»
График 3. Девять сегментов из топ-10 показали значительный рост
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
По объему нового бизнеса за 9 месяцев 2023 года ГК «Газпромбанк Лизинг» показал прирост к аналогичному периоду 2022-го (+332 млрд руб. или +128%). На второй позиции находится «ВТБ Лизинг» (+100 млрд рублей или +74%), на третьей — «Сбербанк Лизинг» (+119 млрд рублей или +108%). Рынок продолжает концентрироваться на крупнейших игроках: по итогам девяти месяцев на топ-10 компаний приходится 77 против 74% годом ранее, в то время как два года назад значение составляло 64%. Также продолжается рост доли лизинговых компаний, принадлежащих кредитным организациям: по итогам девяти месяцев 2023-го на них приходится 62% совокупного объема нового бизнеса против 55% годом ранее. Из топ-10 крупнейших игроков шесть представлены именно банковскими «дочками», которые за счет более широкого доступа к фондированию могут предлагать более привлекательные условия лизингополучателям. На иностранные лизинговые компании по итогам девяти месяцев 2023-го приходится менее 0,1% совокупного объема нового бизнеса против 2% годом ранее.
Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по объему нового бизнеса за девять месяцев 2023 года
Место по НБ |
Наименование компании |
ИНН |
Кредитный рейтинг «Эксперт РА» на 27.11.23 |
НБ за 9м23, млн руб. |
Прирост НБ, 9м23/9м22, % |
Новые договоры, 9м23, млн руб. |
Лизинговый портфель на 01.10.23, млн руб. | |
01.10.23 |
01.10.22 | |||||||
1 |
1 |
Газпромбанк Лизинг (ГК) |
7728294503 |
|
591 747 |
128 |
989 847 |
1 446 702 |
2 |
2 |
ВТБ Лизинг |
7709378229 |
ruAA |
233 474 |
74 |
401 195 |
782 038 |
3 |
3 |
Сбербанк Лизинг (ГК) |
7707009586 |
|
228 603 |
108 |
391 103 |
1 052 261 |
4 |
4 |
Альфа-Лизинг (ГК) |
7728169439 |
|
213 571 |
103 |
400 867 |
628 244 |
5 |
11 |
Государственная транспортная лизинговая компания |
7720261827 |
|
153 008 |
489 |
380 990 |
1 430 697 |
6 |
5 |
ЛК «Европлан» |
9705101614 |
ruAA |
143 589 |
51 |
н. д. |
347 397 |
7 |
6 |
Балтийский лизинг (ГК) |
7812022787 |
ruAA- |
111 315 |
58 |
169 810 |
227 125 |
8 |
7 |
РЕСО-Лизинг |
7709431786 |
ruA+ |
71 545 |
31 |
122 721 |
186 159 |
9 |
8 |
Росагролизинг |
7704221591 |
ruAA- |
62 924 |
38 |
105 042 |
246 540 |
10 |
14 |
Совкомбанк Лизинг |
7709780434 |
ruAA- |
47 139 |
143 |
73 448 |
83 991 |
11 |
24 |
ДельтаЛизинг |
2536247123 |
ruA+ |
41 696 |
536 |
55 701 |
113 312 |
12 |
13 |
Интерлизинг |
7802131219 |
ruA- |
38 675 |
94 |
59 360 |
75 172 |
13 |
12 |
ЛК Эволюция |
9724016636 |
ruBBВ+ |
33 658 |
47 |
52 757 |
58 706 |
14 |
9 |
ПСБ Лизинг (ГК) |
7722581759 |
|
28 169 |
-31 |
59 393 |
295 627 |
15 |
10 |
Универсальная лизинговая компания |
2721084628 |
|
26 288 |
-11 |
39 522 |
55 113 |
16 |
19 |
Мэйджор Лизинг |
5024093363 |
|
25 025 |
154 |
40 111 |
59 517 |
17 |
15 |
Восток-Лизинг |
1644031715 |
|
24 669 |
100 |
36 816 |
42 980 |
18 |
28 |
КОНТРОЛ лизинг |
7805485840 |
ruBB+ |
17 669 |
256 |
34 379 |
57 781 |
19 |
17 |
УралБизнесЛизинг |
1835061171 |
ruBB+ |
17 047 |
55 |
26 927 |
39 253 |
20 |
18 |
РЕГИОН Лизинг |
7730650445 |
|
16 142 |
62 |
29 048 |
60 587 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
В условиях жесткой конкуренции лизингодатели в борьбе за клиентов стали активнее снижать размер аванса для повышения привлекательности своих продуктов в глазах клиентов. В результате подобный тренд стал чаще встречаться в текущем году, поскольку менее крупные компании для поддержания объемов продаж вынуждены следовать условиям, складывающимся на рынке, однако не могут предложить клиентам столь низкие ставки, как большие игроки, которые в отдельных случаях уменьшают аванс до нулевого уровня. Как следствие, средняя доля аванса по договорам лизинга по итогам 1-го полугодия 2023-го относительно аналогичного прошлогоднего периода снизилась с 21 до 14% по нашим расчетам. Снижение среднего уровня авансов отражает смягчение политики лизинговых компаний по управлению кредитными рисками, что повышает риски потенциальных потерь по лизинговым активам в случае ухудшения платежеспособности лизингополучателей.
ФСБУ 25: рынок на ЧИЛе
C 2023 года для лизингодателей обязательны к применению новые стандарты бухгалтерского учета ФСБУ 25/2018, которые более приближены к соответствующим международным стандартам отчетности, чем предыдущие. Новые стандарты в качестве основного показателя деятельности лизинговых компаний выделяют величину чистых инвестиций в лизинг (далее ЧИЛ), которые ранее рассчитывались только при формировании отчетности по стандартам МСФО. Данный факт в свою очередь затруднял проведение оценки лизингового рынка в терминах ЧИЛ, поскольку далеко не у всех лизинговых компаний была отчетность по МСФО, а анонсированный переход на ФСБУ 25/2018 отбил желание у небольших компаний готовить отчетность по МСФО. Важно отметить, что показатель ЧИЛ представляет собой дисконтированные с использованием процентной ставки по лизинговому договору валовые инвестиции в лизинг, а также не учитывает операционную аренду, поэтому размер данного показателя заметно ниже величины лизингового портфеля по управленческой отчетности. Для отражения состояния лизингового бизнеса на основе новых стандартов учета агентство «Эксперт РА» собрало данные лизинговых компаний по рынку в соответствии с ФСБУ 25/2018. По нашим расчетам объем ЧИЛ на 01.10.2023 совокупно по рынку составил 4,08 трлн рублей, что на 63% превышает уровень аналогичного периода 2022-го.
Одним из недостатков ФСБУ 25/2018 является отсутствие разделения финансовых активов на стадии обесценения аналогично подходу в стандарте МСФО (IFRS) 9, который используют инвесторы для анализа качества лизинговых активов. По этой причине агентство собрало с рынка среднюю долю ЧИЛ, имеющих просроченную задолженность свыше 90 дней, которая, согласно приведенным данным, по-прежнему поддерживается на низком уровне — порядка 0,8%. Такой низкий уровень просрочки 90+ отражает особенности лизингового бизнеса, когда при просроченной задолженности более 60 дней лизингодатели, как правило, производят изъятие предмета лизинга. Объем изъятого имущества в абсолютном выражении демонстрирует рост, однако на фоне общего увеличения размера лизингового бизнеса его отношение к ЧИЛ за период с 01.10.2022 по 01.10.2023 показало снижение с 1,5 до 1,2%. Указанное характеризует качество лизинговых активов на достаточно высоком уровне, однако не учитывает его потенциального ухудшения в дальнейшем по мере вызревания портфеля после агрессивного роста в период повышенных кредитных рисков в экономике. В этой связи 2024-й станет для лизингового рынка определяющим, поскольку от того, с каким кредитным качеством завершат год, будет зависеть уровень капитализации лизинговых компаний и, как следствие, их возможности по привлечению фондирования и дальнейшему росту. За период с 01.10.2022 по 01.10.2023 динамика капитала (в среднем +20%) заметно уступает росту лизинговых активов лизингодателей, происходящему в последнее время преимущественно за счет банковского фондирования. По этой причине в целом по рынку наблюдаются снижение коэффициента автономии с 15 до 12,7% и рост уровня долговой нагрузки (показатель долг/капитал увеличился с 5,7 до 7,6), что отмечается на рынке в периоды его активного масштабирования.
Таблица 2. Основные финансовые показатели по розничным и универсальным бизнес-моделям
Показатель |
9м22 |
9м23 |
Доля ЧИЛ с просроченной задолженностью более 90 дней |
0,7% |
0,8% |
Доля изъятого имущества в ЧИЛ |
1,5% |
1,2% |
Рентабельность капитала |
18,5% |
17,8% |
Долг/капитал |
5,7 |
7,6 |
Коэффициент автономии |
15% |
12,7% |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Вызовы лизинговой отрасли
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в рамках исследования провело анкетирование более 100 лизинговых компаний с целью определить, с какими основными вызовами лизинговому бизнесу пришлось столкнуться в 2023 году.
График 4. Большинство респондентов выделили нестабильную экономику
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
· Большинство компаний (28% опрошенных) в качестве основного вызова лизинговому бизнесу на 2023 год выделяли нестабильную экономическую обстановку и повышенную волатильность курса валют, что в свою очередь обуславливает слабую прогнозируемость в части ценообразования и клиентского спроса.
· Ужесточение денежно-кредитной политики регулятора повышает стоимость фондирования лизингового бизнеса, что в качестве вызова отрасли отмечают 19% участников рынка. Как правило, эти опасения свойственны менее крупным лизингодателям, которые ограничены в ресурсной базе и чаще прибегают к средствам сторонних кредитных организаций.
· Сохраняет свою актуальность обострившаяся в 2022 году проблема дефицита предметов лизинга, на которую указывают 17% респондентов. Китайские поставщики не могут покрыть полностью возросшие потребности рынка, а отечественные производители имеют слабые технологические мощности и недостаточный уровень самообеспечения производства.
· По мнению 10% опрошенных компаний, одной из проблем развития лизинга является рост цен, прямо влияющий на уровень клиентского спроса. Данный фактор в свою очередь во многом является следствием нестабильной экономики и дефицита предметов лизинга. Вместе с этим повышение стоимости запчастей приводит к удорожанию страховых услуг, увеличение утилизационного сбора в рамках поддержки отечественного автопрома обуславливает рост средней стоимости автомобилей и затрат на грузоперевозки.
· Сложности выстраивания новых логистических цепочек выделяют также 10% участников лизингового рынка, поскольку в целом это долгосрочные процессы, требующие дополнительных средств и высокой организации. В данном контексте необходимо также отметить возросшие риски недобросовестных поставщиков, которые приводят как к потере уплаченных авансов, так и к продолжительным срокам поставки имущества, которые снижают экономику сделки.
· Среди прочих вызовов лизинговой отрасли лизингодатели отмечают ограниченность государственных программ, не способных охватить все сектора экономики, — как правило, большую поддержку получают инфраструктурные сегменты, такие как железные дороги, строительство и сельское хозяйство. Также опасения вызывает снижение покупательской способности контрагентов — лизингодателям в текущих условиях сложнее оценить финансовый потенциал клиентов. Менее крупные компании в качестве проблем указывают ужесточение конкуренции со стороны крупных федеральных игроков, эффективно противостоять которым у них не хватает ресурсов, а также сложности цифровизации бизнеса, что требует повышенных капитальных затрат и весьма ощутимо в эффекте масштаба деятельности (например, внедрение взаимодействия с бюро кредитных историй и переход на новые стандарты лизинговой отчетности).
Наш портфель на 80% состоит из облигаций, и рынок очень хорошо воспринимает автолизинговые компании. Основная проблема для нас — высокая ставка, поэтому мы, как и многие, перешли на облигации с плавающей ставкойМария Селютинапредседатель совета директоров компании «РЕСО Лизинг»
Ввиду активной экспансии китайских поставщиков на российский рынок у лизингодателей возникает необходимость перестраивания своих бизнес-процессов под взаимодействие с новыми партнерами, поиска оптимальных логистических решений. Эта трансформация далеко не завершена, и участники рынка отмечают здесь ряд насущных проблем, касательно которых агентством «Эксперт РА» также произведен опрос участников рынка:
· Основное, что выделяют большинство участников рынка (35%), — это увеличившиеся сроки поставок машин и оборудования в виду больших расстояний и недостаточных мощностей транспортной инфраструктуры.
· Отчасти проблема длинных сроков также вытекает из отсутствия официальных представителей китайских компаний на местах ведения деятельности лизингодателями, что отдельно отмечают 20% респондентов.
· Сложности сервисного обслуживания выделяют 19% лизингодателей, что обусловлено ограниченным доступом к комплектующим для китайской техники, поставки которых тоже требуют времени.
· На сложности определения остаточной стоимости указывают 17% опрошенных компаний. Китайская техника пока имеет малый опыт функционирования на российском рынке, поэтому у лизинговых компаний отсутствует достаточная информационная база для определения уровня износа техники и стоимости ее обслуживания или ремонта.
· Среди прочего участники рынка отмечают менее выгодные условия сотрудничества в части завышенных авансов и цен на предметы лизинга, зависящих в т. ч. от валютных колебаний и транспортных расходов. Кроме того, некоторым лизингодателям сложно найти надежного поставщика ввиду слабого опыта взаимодействия с рынком китайских производителей в целом.
График 5. Большие сроки — основная проблема при работе с китайскими поставщиками
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Прогноз рынка — 2023–2024
Агентство «Эксперт РА» по итогам 2023 года ожидает объем нового бизнеса около 3,41 трлн рублей, что превысит уровень 2022-го на порядка 70%. В середине 2023 года наблюдался рост деловой активности в экономике, происходили структурные преобразования на российском рынке и переориентация на аналоговую продукцию, продолжалось выстраивание логистических цепочек. Происходящее на фоне реализации отложенного спроса прошлого года оказывало поддержку лизинговому рынку. Вместе с этим усилившаяся во второй половине года волатильность курса национальной валюты и ужесточение денежно-кредитной политики регулятора могут несколько притормозить темпы роста лизингового рынка в IV квартале. По результатам всего 2023 года доля объема нового бизнеса в ВВП страны может составить порядка 2,6%, исходя из оценки агентства «Эксперт РА» роста экономики РФ по итогам 2023-го в 2,8%.
Лизинговая отрасль показала свою высокую устойчивость в периоды экономической турбулентности. Текущий цикл роста ставок в экономике прежде всего негативно влияет на спрос со стороны лизингополучателей и ведет к приостановке инвестиционных программ. Мы видим риски в снижении деловой активности и темпов роста рынка лизингаСергей Савиновгенеральный директор компании «Интерлизинг»
Следующий год, по нашему мнению, не будет демонстрировать таких взрывных темпов роста, как 2023-й, поскольку отложенный спрос 2022-го будет во многом реализован и российский бизнес в различных отраслях экономики теперь выглядит более приспособленным к изменившейся рыночной ситуации. Однако макроэкономические факторы и геополитические ситуации продолжат оказывать сдерживающее влияние на лизинговый рынок. В этой связи агентство «Эксперт РА» предполагает три сценария развития на 2024 год: базовый, пессимистичный и оптимистичный.
Таблица 3. Ключевые предпосылки прогноза на 2024 год
Показатель |
Сценарий | ||
Базовый |
Оптимистичный |
Пессимистичный | |
Темпы прироста ВВП, % |
1 |
2,5 |
>-1 |
RUR/USD среднегодовой, % |
85 |
70 |
97 |
Уровень инфляции (среднегодовой), % |
6,5 |
4,5 |
10 |
Ключевая ставка (среднегодовая), % |
12,5 |
8 |
15 |
Источник: прогноз агентства «Эксперт РА»
В соответствии с базовым сценарием геополитические риски в 2024 году кардинально не изменятся, ухудшение внешней конъюнктуры будет иметь слабые последствия для экономики, сокращение инфляции позволит перейти к более мягкой денежно-кредитной политике. Как следствие, новый бизнес покажет рост порядка 18% к 2023 году, достигнув 4,03 трлн рублей, а доля лизингового бизнеса в ВВП страны может составить 3%.
Согласно пессимистичному сценарию в 2024 году вероятно усиление геополитических рисков в мире, которые могут стать системными, внешняя конъюнктура ухудшится, а денежно-кредитная политика будет более жесткой. В подобных условиях новый бизнес может сократиться на 4% относительно 2023 года и составить 3,28 трлн рублей. Доля лизингового бизнеса в ВВП страны при этом снизится до 2,5%.
При оптимистичном сценарии 2024 год предполагает снижение геополитических рисков, восстановление курса рубля позволит смягчить денежно-кредитную политику. Новый бизнес в таком случае может достигнуть 4,68 трлн рублей, что на 37% выше уровня 2023 года, а доля лизингового бизнеса при данном сценарии вырастет до 3,5% ВВП страны.
Российские предприятия максимально нарастили выпуск продукции. Появилась возможность модернизировать производство, закупать новое оборудование. Для увеличения объемов импортозамещения необходимы заградительные меры для производителей из других стран — это стимулирует кратный рост выпуска отечественной техникиДенис Лисакначальник отдела лизинга OOO «Урал СТ»
График 6. В базовом сценарии новый бизнес в 2024 году вырастет на 18%
Источник: оценка и прогноз агентства «Эксперт РА»
Корпоративные сегменты в 2024 году
В корпоративных сегментах будет сохраняться сложная ситуация в лизинге воздушного и водного транспорта из-за слабых возможностей импортозамещения кораблей и самолетов, а также невысокого производственного потенциала российской промышленности в сегментах. Правительство РФ выделяет средства на государственные программы поддержки судо- и авиастроительства, однако это во многом долгосрочные процессы, требующие выстраивания сложной промышленной инфраструктуры и замещения комплектующих, поставляемых ушедшими с российского рынка западными компаниями. Как следствие, в лизинге воздушного и водного транспорта нами не ожидается существенного роста объемов нового бизнеса.
Рост корпоративных сегментов предполагается преимущественно за счет железнодорожного транспорта, динамика которого в 2024 году может составить порядка 15% к 2023-му. Экономическое развитие требует повышения нагрузки на подвижной состав, обновления парка вагонов различных типов. Отечественные производители налаживают выпуск собственных комплектующих, выстраивается взаимодействие по поставке запчастей из дружеских стран. Переброска грузоперевозок с западного направления на БАМ и Транссиб увеличила среднюю дальность рейсов и в целом оборачиваемость вагонного парка, что требует дополнительного объема подвижного состава. Таким образом совокупный рост корпоративных сегментов в 2024 году может составить порядка 12% к 2023-му.
Грузовые автомобили в 2024 году
Грузовой транспорт характеризуется высокой вовлеченностью в экономические процессы страны, активно участвует в строительных проектах, транспортировке продукции в условиях расширения географии поставок. Правительство оказывает содействие в импортозамещении ушедших западных брендов усилиями отечественных производителей (например, планируемые субсидии на локализацию выпуска узлов и агрегатов на своих производственных площадках), которые не в полной мере справляются со сверхспросом российского бизнеса. Китайские производители продолжат наращивать долю присутствия в совокупном объеме продаж автомобилей, улучшать уровень сервисного обслуживания. Стимулированию продаж грузовых автомобилей будут способствовать преимущественно увеличение грузооборота и коммерческих перевозок в южном и восточном направлениях (удлинение маршрутов снизило оборачиваемость перевозок) и, как следствие, рост потребности в обновлении парка грузовых автомобилей. При этом в 2024-м рост объема нового бизнеса в лизинге грузовых авто может быть более сдержанным и составить порядка 15% к 2023-му за счет уменьшения влияния отложенного спроса 2022-го, достижения высокого уровня проникновения лизинга в автопродажи в 2023 году и некоторого насыщения рынка.
Начало 2024 года, по нашим прогнозам, будет достаточно спокойным в силу того, что дефицита транспорта нет. Потребности клиентов можно закрывать достаточно быстро, но какого-то ажиотажа мы не ожидаем. В любом случае российский автопарк продолжает стареть, поэтому потребность в его обновлении сохранится в 2024-м и последующие годыМаксим Калинкингенеральный директор группы «Газпромбанк Лизинг»
Легковые автомобили в 2024 году
Лизинг легковых автомобилей может показать более высокую динамику по рынку, нежели грузовые — около 33% относительно 2023 года. Правительственные программы и меры поддержки отечественных производителей будут способствовать росту производительности российской автопромышленности. Активно продолжается экспансия китайских брендов автомобилей, которые открывают свои производства на территории России на базе заводов, ушедших западных компаний, расширяют сети дилерских центров. По итогам 2023-го Минэкономразвития прогнозирует увеличение продаж легковых автомобилей (более 1 млн штук), что превысит прошлогодний показатель более чем в 1,7 раза, дальнейший среднегодовой рост продаж в сегменте легковых автомобилей может составить около 5%, однако в количественном выражении сделки с легковыми авто будут более чем в 1,5 раза уступать докризисному уровню. В легковом транспорте имеется потенциал роста проникновения лизинга в автопродажи, в частности, за счет таксопарков, каршеринга и курьерских служб.
Строительная техника в 2024 году
Отечественная промышленность выстраивает производство российских машин в рамках импортозамещения ушедших из РФ западных брендов. Правительство увеличивает льготы для машиностроителей по всему циклу производства, начиная с НИОКР и заканчивая реализацией готовой продукции. Высокая доля строительной техники поставляется из дружеских стран, продолжают выстраиваться оптимальные логистические цепочки. При этом сохраняются определенные сложности с высокотехнологичным оборудованием, требующим определенных компетенций в наукоемком производстве. Льготная программа ипотеки действует до середины 2024 года, и ее перспективы пока неопределенны — урезание программы может оказать сдерживающее влияние на рост потребности в строительной технике. В результате лизинг строительной техники в 2024 году может показать рост порядка 20% относительно 2023-го.
Прочие сегменты в 2024 году
Агентство ожидает рост объема нового бизнеса прочих сегментов на уровне 15%. Основные объемы среди прочих сегментов приходятся на сельскохозяйственную технику, машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование. Минэкономразвития ожидает в 2024 году рост производства сельхозпродукции порядка 2,3%, что потребует определенной модернизации технологичного оборудования. Комплексное импортозамещение в целом будет способствовать и развитию машиностроительной, металлообрабатывающей и металлургической отраслей, что потребует наращивания соответствующих производств. Рост внутреннего туризма и увеличение пассажиропотока будут требовать обновления парка автобусов и троллейбусов в 2024 году.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|