Подготовили:
Зоя Советкина,
директор, рейтинги кредитных институтов,
Руслан Коршунов,
управляющий директор, рейтинги кредитных институтов,
Александр Сараев,
заместитель генерального директора — директор по рейтинговой деятельности
Автолизинг на протяжении девяти лет является крупнейшим сегментом и основным драйвером лизингового рынка. В абсолютном выражении за период с 2017 по 2022 год объемы нового бизнеса автолизинга выросли в 3,7 раза, до 967 млрд рублей, а по итогам 2021-го его размер превысил 1 трлн рублей. Доля сегмента на рынке за 2017-й составляла около 35%, а по итогам 1-го полугодия 2023 года автолизинг занимал уже почти половину рынка лизинга, достигнув отметки в 49%. Согласно нашим данным, сделки с автомобилями совершают порядка 95% лизинговых компаний. В силу высокой значимости автолизинга для рынка мы провели анализ его основных сегментов — легковых и грузовых автомобилей, а также спрогнозировали их динамику до 2027 года.
Сегмент легковых автомобилей является одним из крупнейших по объему нового бизнеса на рынке лизинга России и входит в топ-5. В период 2017–2021 годов наблюдался значительный рост сегмента в абсолютном выражении до отметки в 461 млрд рублей по итогам 2021-го (+183% к 2017-му). Однако начиная с 2022-го под влиянием геополитического кризиса динамика лизинга легковых автомобилей показала снижение, и к концу прошлого года объем нового бизнеса сегмента достиг отметки в 339 млрд рублей с долей на рынке лизинга 17,1%. По итогам 1-го полугодия 2023 года доля лизинга легковых автомобилей на рынке опустилась до 15,4%, составив 229 млрд рублей в денежном выражении.
График 1. Дефицит легковых автомобилей в 2022 году привел к снижению объемов и доли сегмента на рынке лизинга
Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» на основе данных анкетирования ЛК
Крупнейшими игроками сегмента легковых автомобилей являются как специализирующиеся только на автолизинге, так и универсальные компании. Уровень концентрации на лидерах по сравнению с подавляющим большинством других крупных секторов рынка лизинга остается умеренно высоким: около 63% приходится на топ-5 на конец 1-го полугодия 2023-го, при этом пятью годами ранее аналогичный показатель составлял приблизительно 58%. Топ-3 крупнейших игрока остались прежними, однако в последние годы наблюдается усиление позиций ГК «Газпромбанк Лизинг» (доля на рынке выросла с 2% по итогам 2019-го до 29% по итогам 1-го полугодия 2023-го).
График 2. На долю топ-5 игроков приходится около 63% нового бизнеса
Таблица 1. Топ-15 ЛК по объему нового бизнеса в легковых автомобилях по итогам 1-го полугодия 2023 года
Место | Наименование ЛК | НБ за 6 мес. 2023 г., млн руб. |
---|---|---|
1 |
Газпромбанк Лизинг (ГК) |
67 302 |
2 |
ЛК «Европлан» |
25 778 |
3 |
РЕСО-Лизинг |
18 623 |
4 |
Альфа-Лизинг (ГК) |
16 831 |
5 |
Мэйджор Лизинг |
16 489 |
6 |
Сбербанк Лизинг (ГК) |
14 360 |
7 |
ВТБ Лизинг |
12 834 |
8 |
ЛК Эволюция |
12 250 |
9 |
Балтийский лизинг (ГК) |
11 921 |
10 |
Интерлизинг |
3 889 |
11 |
Совкомбанк Лизинг |
3 462 |
12 |
КОНТРОЛ лизинг |
2 941 |
13 |
Ураллизинг (ГК) |
2 061 |
14 |
Восток-Лизинг |
1 883 |
15 |
СТОУН-XXI (ГК) |
1 173 |
Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» на основе данных анкетирования ЛК
Сегмент лизинга грузовых автомобилей является крупнейшим на рынке лизинга России с 2019 года. По итогам 1-го полугодия 2023 года объем нового бизнеса с грузовиками занимал 31% от всего рынка лизинга, составив 466 млрд рублей в денежном выражении. Рыночная доля сегмента с 2018-го стабильно показывала рост, а в абсолютном выражении объем нового бизнеса с грузовыми автомобилями за 2017–2022 годы увеличился на 163%.
График 3. Доля сегмента грузовых автомобилей уверенно растет пятый год подряд
Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» на основе данных анкетирования ЛК
Крупнейшими игроками сегмента, как и в лизинге легковых автомобилей, являются специализированные автолизинговые и универсальные компании. Уровень концентрации на лидерах в сегменте грузовых автомобилей значительно увеличился за последние полтора года. Так, по итогам 1-го полугодия 2023 года на топ-5 крупнейших игроков приходится 64% (что соотносимо с сегментом легковых автомобилей), в то время как за 2021-й данный показатель составлял 47%. За последнюю пятилетку стоит отметить смену топ-3, в т. ч. по причине ухода из автосегмента компании «ВЭБ-лизинг» и значительного усиления позиций ГК «Газпромбанк Лизинг» и ГК «Сбербанк Лизинг».
График 4. На долю топ-5 игроков приходится около 64% нового бизнеса
Таблица 2. Топ-15 ЛК по объему нового бизнеса в грузовых автомобилях по итогам 1полугодия 2023 года
Место | Наименование ЛК | НБ за 6 мес. 2023 г., млн руб. |
---|---|---|
1 |
Газпромбанк Лизинг (ГК) |
118 542 |
2 |
Сбербанк Лизинг (ГК) |
54 137 |
3 |
Альфа-Лизинг (ГК) |
52 009 |
4 |
ЛК «Европлан» |
39 661 |
5 |
ВТБ Лизинг |
35 006 |
6 |
Балтийский лизинг (ГК) |
26 757 |
7 |
РЕСО-Лизинг |
17 292 |
8 |
Совкомбанк Лизинг |
15 331 |
9 |
КАМАЗ-ЛИЗИНГ (ГК) |
8 913 |
10 |
Восток-Лизинг |
7 117 |
11 |
ЛК Эволюция |
6 953 |
12 |
Интерлизинг |
6 742 |
13 |
Универсальная лизинговая компания |
6 741 |
14 |
КОНТРОЛ лизинг |
5 966 |
15 |
Элемент Лизинг |
5 234 |
Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» на основе данных анкетирования ЛК
Мы выделяем следующие тенденции, оказавшие влияние на историческую динамику лизинга как легковых, так и грузовых автомобилей:
Лизинг является востребованным инструментом по увеличению корпоративных автопарков. Как следствие, по расчетам агентства «Эксперт РА» в последние годы отмечается общий рост проникновения лизинга в продажи новых автомобилей. Так, пенетрация лизинга в продажи новых легковых и легковых коммерческих автомобилей за период с 2017-го по 1-е полугодие 2023 года увеличилась с 9 до 20%. Проникновение лизинга в продажи новых грузовых автомобилей исторически поддерживается на более высоком уровне. По состоянию на конец 1-го полугодия 2023 года показатель составил 85%, показав рост почти на 20 п. п. с 2017-го. Значительная разница доли лизинга в продажах грузовых и легковых автомобилей объясняется тем, что последние приобретаются преимущественно физическими лицами, которые отдают предпочтение кредитованию как способу финансирования сделки.
График 5. Динамика доли лизинга в продажах новых легковых и грузовых автомобилей
Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» на основе данных анкетирования ЛК
В европейских странах по-прежнему кредитование преимущественно является основным способом финансирования покупки легкового автомобиля. В ЕС на долю банковских кредитов в среднем приходится порядка 50% в структуре продаж новых автомобилей. В среднем по европейским странам на лизинг или аренду приходится один из четырех регистрируемых новых автомобилей в 2022 году, тогда как в 2014-м был только один из шести.
Однако, например, в Германии доля лизинга при покупке автомобиля существенно превышает показатель нашей страны и составляет около 35%. При этом согласно прогнозам к 2025-му на долю лизинга и подписки в продажах новых автомобилей будет приходиться около 43%, а к 2030 году каждый второй новый автомобиль в Германии приобретут в лизинг или подписку.
Доля лизинга в продажах автомобилей в Великобритании составляла около 30% по итогам 1-го полугодия 2022 года. Наибольшее проникновение лизинга в автопродажи отмечается во Франции: на долю финансового лизинга и подписки в 2022 году приходилось выше 52% всех продаж машин, однако еще в 2018-м показатель составлял только 30%. В США, как и в европейских государствах, автолизинг также имеет более широкое распространение по сравнению с РФ. Так, в 2022 году на долю лизинга в продажах новых автомобилей в Америке приходилось порядка 34% всех продаж, что на 6 п. п. выше, чем в 2018-м.
Ключевым фактором, влияющим на увеличение проникновения лизинга в продажи автомобилей, по нашему мнению, является развитие шеринговой экономики. Популяризация шеринговой экономики у молодой клиентской аудитории создает предпосылки для развития операционного лизинга автомобилей для ФЛ. Временное пользование автомобилем приводит к еще большему развитию сервисов по подписке и аренде авто. Данный тренд был особенно актуален в 2020–2021 годах: крупнейшие банковские группы, лизинговые компании, сервисы каршеринга и иностранные автопроизводители активно запускали программы подписки на автомобили для физлиц. С 2022 года наблюдается сокращение подобных сервисов после ухода из РФ иностранных компаний, являющихся основными пользователями подобных автопарков. При этом, по нашему мнению, по мере нормализации ситуации в экономике и на авторынке спрос на автоподписку будет расти. На фоне ослабления платежеспособного спроса и роста цены автомобиля часть пользователей, привыкших к владению собственной машиной, будут рассматривать программы подписки как альтернативы, которые позволят распределить на длинном горизонте расходы на приобретение авто (например, при использовании подписки в отличие от банковского кредита не требуется копить на первоначальный взнос). Сдерживающее влияние на данный сегмент по-прежнему будут оказывать НДС и медленное изменение менталитета населения (в большей степени старшего поколения) в отношении владения имуществом на праве собственности.
В своем прогнозе «Эксперт РА» опирается на предпосылки базового сценария прогноза Банка России. Данный сценарий предполагает, что геополитическая обстановка не покажет существенного изменения относительно 1-го полугодия 2023-го, что позволит реальному ВВП вырасти в пределах 1–2% к концу года и сохранить аналогичные темпы до конца 2026-го. Уровень инфляции будет постепенно снижаться на фоне проводимой денежно-кредитной политики и опустится до отметки в 4% к 2025–2026 годам, в то время как динамика среднегодовой ключевой ставки после всплеска в 2023-м будет плавно снижаться и к концу прогнозного горизонта опустится до 6%, поддерживая развитие российской экономики. В связи с тем что прогнозные данные сегментов лизингового рынка строятся до 2027-го, мы делаем допущение, что показатели базового сценария, приведенные Банком России на 2026-й, останутся на том же уровне до 2027 года включительно. В то же время воздействие на экономику РФ непредвиденных внешних шоков, резкое усиление геополитических рисков и расширение санкционного давления, по мнению агентства «Эксперт РА», могут негативно отразиться на инвестиционной активности лизингового рынка, а также темпах роста ВВП, что приведет к значительному отклонению от базового сценария.
Таблица 3. Основные параметры прогноза Банка России в рамках базового сценария
Основные параметры |
2022 г. (факт) |
2023 г. (П) |
2024 г. (П) |
2025 г. (П) |
2026 г. (П) |
---|---|---|---|---|---|
Цена нефти марки Brent, в среднем за год, долл. за баррель |
99 |
83 |
80 |
75 |
70 |
Темп прироста реального ВВП, % |
-2,1 |
2,2–2,7 |
0,5–1,5 |
1,0–2,0 |
1,5–2,5 |
Инфляция, в среднем за год, в % к предыдущему году |
13,8 |
5,5–5,9 |
5,8–6,5 |
4,0 |
4,0 |
Ключевая ставка, в среднем за год, в % годовых |
10,6 |
9,9 |
12,5–14,5 |
7,0–9,0 |
6,0–7,0 |
Источник: среднесрочный прогноз Банка России
Динамику рынка лизинга в сегментах легковых и грузовых автомобилей во многом определяют автопродажи. Ежегодная средняя динамика продаж легковых автомобилей за период с 2017-го по 2021-й находилась на уровне 1,5%. Однако по итогам 2022 года на фоне ухода ряда автопроизводителей рынок легковых автомобилей показал беспрецедентное падение, продажи сократились более чем на 58%. По итогам 2023-го Минэкономразвития прогнозирует увеличение продаж легковых автомобилей (свыше 1 млн штук), что превысит прошлогодний показатель более чем в 1,7 раза. По итогам девяти месяцев 2023-го объемы продаж легковых автомобилей уже показали существенный рост на 42,8% к аналогичному периоду прошлого года. Значительный рост числа сделок обусловлен преимущественно увеличением объемов импортных машин. Также, согласно прогнозам Минэкономразвития, дальнейший среднегодовой рост продаж в сегменте легковых автомобилей до 2026 года составит около 5%, однако в количественном выражении сделки с легковыми авто будут более чем в 1,5 раза уступать докризисному уровню. Согласно базовому прогнозу агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса в сегменте легковых автомобилей по итогам 2023-го покажет рост порядка 55–60%, в основном за счет значительного повышения цен на машины, а также реализации отложенного спроса, а за период с 2024-го по 2027-й ежегодные темпы роста снизятся до значений в пределах 20–30%.
График 6. Среднегодовой темп роста объема нового бизнеса в легковых автомобилях до 2027-го составит 31%
Источник: прогноз рейтингового агентства «Эксперт РА»
Стимулированию продаж грузовых автомобилей будут способствовать преимущественно увеличение грузооборота и коммерческих перевозок и, как следствие, рост потребности в обновлении парка грузовых автомобилей. По итогам восьми месяцев 2023-го объем продаж новых грузовых автомобилей составил более 92 тыс. штук, что на 79% выше аналогичного периода прошлого года. Согласно обновленной правительством РФ в сентябре 2023-го стратегии развития обрабатывающей промышленности России до 2030 года в целевом сценарии предполагается восстановление к 2024-му продаж грузовых автомобилей до 100 тыс. штук. Объем продаж в 2026-м будет соответствовать среднегодовому объему продаж в 2015–2021 годах, а начиная с 2027-го рынок будет постепенно расти на 1% в год. В соответствии с базовым прогнозом агентства «Эксперт РА», объем нового бизнеса в сегменте грузовых автомобилей по итогам 2023 года покажет рост порядка 120%, поскольку крупные автоперевозчики и строительные компании активно закрывают дефицит парка китайской техникой, а развитие инфраструктурных проектов и выстраивание новой логистики стимулируют наращивание грузоперевозок и спрос на соответствующую технику. При этом за период 2024–2027 годов темпы роста, согласно нашему прогнозу, будут скромнее и составят не более 10–20%.
График 7. Среднегодовой темп роста объема нового бизнеса в грузовых автомобилях до 2027-го составит 25%
Источник: прогноз рейтингового агентства «Эксперт РА»
Среди факторов роста, способствующих увеличению объемов рынка лизинга легковых и грузовых автомобилей мы выделяем следующие:
Основными стоп-факторами развития рынка лизинга легковых и грузовых автомобилей мы считаем следующие:
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|