В сервисном центре на ремонте находился лизинговый автомобиль. На пороге появились представители лизинговой компании и сообщили, что собираются изъять машину, поскольку клиент допустил просрочку платежей. Представитель сервисного центра попытался возразить. Тогда по инициативе представителя лизинговой компании была вызвана полиция. Впрочем, полицейский стал лишь свидетелем изъятия автомобиля и поставил свою подпись под соответствующим актом.
На руках представителя сервисного центра остались: акт изъятия, уведомление в адрес лизингополучателя об одностороннем внесудебном расторжении договора в связи с просрочкой (с отметкой о получении лизингополучателем) и доверенность на представителя ЛК.
Успели ли в СТО завершить ремонт транспортного средства, владелец не рассказал нам. Его беспокоил другой вопрос: а так можно было? Что клиенту говорить? А в суде как себя защищать?
Мы обратились к этому случаю, чтобы на примере рассказать о правах и обязанностях невольного посредника при передаче имущества его законному владельцу — лизинговой компании. То, что это не эксклюзивная история, свидетельствуют результаты опроса лизинговых компаний:
20% лизингодателей изымают имущество только в присутствии клиента
69% — там, где отыщут это имущество.
У остальных компаний, принявших участие в опросе, на протяжении последнего года до изъятий не доходило. В опросе приняли участие 60 представителей лизинговой отрасли.
Итак, получив на руки взамен автомобиля три документа, руководитель сервисного центра поставил в известность о случившемся своего клиента. И стал ждать претензий с его стороны, готовясь к возможному судебному иску.
А был ли выбор у руководителя сервисного центра? Этот вопрос мы задали Анне Беловой, руководителю юридического отдела лизинговой компании «ФКМ Лизинг».
— У представителя сервисного центра было два варианта поведения. Он мог отказать в передаче транспортного средства, но получить иск от собственника либо требование судебного пристава-исполнителя. Второй вариант — передать имущество, убедившись в законности требований собственника. При этом первый вариант с большой долей вероятности закончился бы тем, что собственнику присудили передачу имущества.
Но грозит ли сервисному центру судебный иск от клиента?
— Претензии лизингополучателя могут свестись к попытке взыскать убытки, — поясняет Анна Белова. — Но тут нет однозначной причинно-следственной связи между убытком и тем, что представители СТО отдали предмет лизинга собственнику. Скорее тут спор по убыткам просматривается между лизингополучателем и лизингодателем, так как именно изъятие имущества собственником могло привести или привело к потере дохода лизингополучателем.
Теперь о том, как убедиться в том, что претензии на имущество предъявляют его законные владельцы, а не мошенники. Прежде всего, внимательно изучите доверенность. Во-вторых, проверьте на портале Федресурса (https://fedresurs.ru/), оформлял ли клиент договор лизинга. Для этого в поле идентификации введите ИНН клиента. Откройте страницу выбранной по ИНН компании и убедитесь, что она заключала договор лизинга. Сегодня в рамках антисанкционной политики не всегда возможно персонифицировать лизинговую компанию. Но номер договора и тип транспортного средства на данном ресурсе отражены. Таким образом, доверенность, копия уведомления о расторжении договора, которая содержит его реквизиты, и проверка этих данных по Федресурсу дают основание полагать, что требования собственника правомерны.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|