Модуль Леасофт БКИ

Банковский кризис

23 марта 2023
Банковский кризис

15 сентября 2008 года, инвестиционный банк Lehman Brothers с активами в 639 миллиардов долларов обратился в суд с заявлением о банкротстве. С этого дня кризис на ипотечном рынке США превратился в мировой финансовый кризис, названный впоследствии Великой рецессией.

«Эффект домино», который запустил неведомый до поры до времени участникам российского лизингового рынка Lehman Brothers, оказал на них, тем не менее существенное влияние. Объем новых сделок по данным Эксперт РА на рынке лизинга сократился в 2009г. на 56% по сравнению с 2008г. А по данным ассоциации Рослизинг, сокращение рынка в 2009 году вообще составило 330%.

Затронет ли турбулентность мировой финансовой системы, которую мы наблюдаем в марте этого года российскую финансовую систему и отечественный лизинг? Об этом мы спросили его непосредственных участников.

Алексей Долгих, генеральный директор компании «Лизинг Трейд»:

На текущий момент существенной зависимости от фондирования в долларах/евро у лизинговых компаний из России нет. После известных событий западные финансовые рынки и так были практически закрыты для наших компаний, поэтому проблемы американских и европейских банков нас практически не коснуться. Тем более, все идет к тому, что последние филиалы западных банков и так будут закрыты или проданы. Ситуация может осложниться для нас, если проблемы перекинуться на Китай, но этот сценарий мы рассматриваем как маловероятный.

Лизинговые компании и поставщики техники/оборудования за последний год приложили не мало усилий для переориентирования на Юг и Восток (Индия, Китай, Турция, и т.д.). В результате чего, снижается наша зависимость от Европы и США. Я думаю, скоро будет трендом размещение облигаций лизинговых компаний в юанях.

Что касается нефти, мы рассматриваем несколько сценариев. Базовый: ОПЕК+ сохраняет добычу на текущих уровнях, ФРС и ЕЦБ запускают «печатный станки». В таком случае, нефть в 2023 году будет стоить около $90-100 за баррель и это комфортная цена для России. Это позволит получить существенные объемы валютной выручки в этом году, которые правительство может направить на инфраструктурные проекты и адресную поддержку различных отраслей. Рынок лизинга в таком случае в сегменте МСБ точно вырастет.

В наихудшем сценарии, правительство США продолжит сбивать цены на нефть, сливая свои стратегические запасы (SPR) и оказывая давление, как на поставщиков нефти (Арабские государства), так и на крупнейших покупателей (Индию и Китай могут заставить присоединиться к санкциям в полном объеме). Это окажет существенное влияние на курс рубля (обесценится до 80-90 рублей за доллар), а значит и на стоимость иностранной техники и оборудования. Все это в совокупности приведет к падению экспортной выручки, росту инфляции, и как результат — существенное снижение объемов рынка лизинга. Могут начаться проблемы с наполнением бюджета из-за снижения налогов, что приведет к задержке платежей на инфраструктурных проектах, а также существенное увеличение отсрочки платежей по выполненным контрактам от добывающих и квазигосударственных компаний. А это негативно скажется на большом количестве лизингополучателей, и может привести к существенному росту проблемной задолженности для ЛК.

Но сделать это все одновременно для правительства США будет проблематично, и поэтому выполнение этого сценария в полном объеме маловероятно.

Как итог, мы считаем, что существенного влияния дефолты западных банков на нас не окажут. Если не вмешается мировой экономический кризис и серьезно не ухудшится геополитическая обстановка для России, то рынок лизинга в сегменте МСБ вырастет.

Алексей Андрющенко, коммерческий директор ООО «СТОУН-XXI»:

Банкротство Silicon Valley Bank уже отразилось на американском и европейском фондовых рынках. Капитализация очень многих банков сильно упала. И несмотря на то, что правительство США смогло остановить bank run и гарантировало выплату всех депозитов, это спасение только в краткосрочном периоде. Избыток денежной массы, снижение ключевой ставки ФРС в 2020 году до 0,25% вынуждало инвесторов вкладываться во все более рисковые проекты. Несмотря на кризис 2008 года, американский регулятор так и не смог выстроить нормальный контроль за коэффициентами ликвидности.

Сейчас зависимость российского лизинга от зарубежных заимствований значительно ниже. Это может касаться только российских дочек иностранных компаний. Но практически все эти компании сейчас либо «на стопе», либо уже проданы. Их совокупная доля на рынке была не выше 10%, а сейчас, наверное, находится на уровне 1%. Поэтому снижение их активности практически не отразилось на рынке в целом. Лизингополучатели достаточно спокойно перераспределились по другим лизинговым компаниям. Тем более у большинства иностранных кэптивных компаний основным продуктом был «лизинг от производителя», и в связи с остановкой продаж импортной техники данным лизинговым компаниям стало нечего продавать.

Я не думаю, что разворачивающийся мировой банковский кризис может сильно отразиться на нашем рынке. На текущий момент, в отличие от 2008 года, наша финансовая система практически не зависит от мировой и тем более американской банковской системы. Поэтому не стоит ожидать, что данная волна кризиса может коснуться и нас. Значительного снижения цен на нефть в ближайшее время мы тоже не должны увидеть, так как те действия, которые сейчас предпринимает и будет предпринимать ФРС по спасению банков, будут только сильнее разгонять инфляцию, и предпосылок для снижения цены на нефть не должно возникать.

И все же риски в лизинговой отрасли, на мой взгляд, растут. Они не связаны с текущим банковским кризисом в США, а формируются у нас. Если говорить про сегмент лизинга автотранспорта и спецтехники, на котором мы специализируемся, то я вижу следующие негативные предпосылки.

Во-первых, значительно возросшая конкуренция и коммодитизация лизингового рынка привела к тому, что крупнейшие лизинговые компании начали устраивать соревнования друг с другом в части минимальных авансов и ставок. Среднее авансирование лизинговой сделки очень сильно снизилось за прошлый год, а это означает, что портфели многих лизингодателей стали менее обеспеченными.

Во-вторых, за прошлый год у нас очень сильно изменилась структура продаж в разрезе производителей техники. Если в 2021 году в сегменте грузового транспорта на Большую семерку приходилось более 20% продаж всей грузовой техники, то в 2022 году их доля составила около 5-6%. В то время как китайские бренды нарастили свою долю с 7-9% в 2021 году, до 30% — в 2022г. За счет усложнившейся логистики стоимость техники сильно выросла за последний год. И если сравнивать с ценой на аналогичные модели в других странах, то сейчас у нас техника очень дорогая. Но при этом многие лизинговые компании продолжают строить свои риск-модели на ожиданиях, что техника продолжит расти, и зачастую именно этим оправдывают свои минимальные авансы. Хотя по ряду брендов мы уже в феврале могли увидеть снижение цен. Так, например, по данным маркетингового агентства НАПИ практически по всему модельному ряду HAVAL в феврале снизились рекомендованные розничные цена на 2-6% по сравнению с январем. И по мере выстраивания разными китайскими производителями нормальной дистрибуции, налаживания нормальной логистики, конкуренция между ними будет расти, соответственно, стоит ожидать снижения цен на технику. Это также будет приводить к тому, что портфели лизинговых компаний будут менее обеспечены.

В связи с этим хочется призвать коллег не забывать уроки 2008 и 2015 годов, которые были непростыми для лизингового рынка, и сейчас некоторые сценарии могут повториться.

Николай Алексеев, руководитель отдела привлечения финансирования компании «Интерлизинг»

С 2008 года ситуация с присутствием иностранного капитала в России значительно изменилась, как изменилась и сама российская экономика с ее финансовыми институтами.

С точки зрения специфики источников фондирования до 2022 года, лизинговую отрасль можно условно сегментировать на розничные компании, крупный корпоративный лизинг и кэптивные компании с иностранным участием. От санкционных ограничений больше всего пострадали кэптивные лизинговые компании, связанные с различными производителями автотранспорта и спецтехники, а также дочерние лизинговые компании банков с иностранным участием. С учетом введенных санкций, большинство из них де факто прекратили свою деятельность, в том числе и по причине отсутствия доступа к зарубежным источникам фондирования.

Для компаний сегмента корпоративного лизинга был отрезан доступ к рынку еврооблигаций, что также потребовало существенных изменений в подходах к фондированию.

Для большинства компаний сегмента розничного лизинга, ориентированных на работу с российским малым и средним бизнесом, отсутствие прямого или косвенного иностранного финансирования не оказало существенного влияние на текущую деятельность. Компании продолжили привлекать банковские кредиты от российских банков и размещать облигации на Московской бирже.

Для банков и частных инвесторов лизинговые компании, ориентированные на сегмент МСБ, должны стать интересными долгосрочными системными партнерами.

В 2021 и 2022 годах лизинговые компании достаточно активно размещали облигационные займы. Мы ожидаем дальнейшего развития этого инструмента фондирования и роста интереса частных инвесторов к облигациям лизинговых компаний на Московской бирже.

Принимая во внимание развитие российской экономики в условиях изоляции и ее адаптацию к новым условиям, мы ожидаем роста экономической активности в сегменте МСБ. Российские компании будут занимать освободившиеся сегменты рынка. Безусловно, на инвестиционную активность компаний будет влиять огромное количество внутренних и внешних факторов. Перечислить и оценить их все — это тема отдельного исследования. Наиболее важными для лизинговой отрасли будут являться программы поддержки строительного, дорожно-строительного секторов и сельского хозяйства со стороны государства, темпы выхода на рынок новых марок легкового автотранспорта и развитие новых дилерских сетей вместо ушедших европейских и японских марок, а также стабильность курса рубля и уровень ключевой ставки ЦБ РФ.

При условии наличия относительно стабильной и прогнозируемой экономической среды, сегмент малого и среднего бизнеса покажет высокую инвестиционную активность.

Михаил Васильев, главный аналитик Совкомбанка:

Сегодня ситуация в российской лизинговой отрасли коренным образом отличается от ситуации 2008 года.

Сейчас нет значимой зависимости отрасли от иностранного финансирования. Мы почти не встречали зарубежные банки в кредитном портфеле наших лизинговых клиентов. После введения санкций их доля дополнительно уменьшилась.

Вследствие западных санкций российская финансовая система и экономика во многом оказались отрезанными от западной финансовой системы. Поэтому новый потенциальный глобальный финансовый кризис окажет меньшее влияние на российскую финансовую систему, чем кризис 2008-2009 годов.

В то же время потенциальный финансовый кризис может привести к глобальному экономическому спаду.

Рецессия в мировой экономике, вероятно, приведёт к снижению цен на сырьё и уменьшению объемов их потребления. Американские и европейские потребители будут меньше покупать, а Китай — меньше производить. Именно через сырьевой канал потенциальный финансовый кризис на Западе окажет непосредственное влияние на российскую экономику.

Ожидания глобальной рецессии уже привели к падению нефти Brent за последнюю неделю с $82 до 74 за баррель.

В свои прогнозы на этот год мы закладываем среднюю цену нефти Brent в $80 за баррель и российской нефти Urals в $55 за баррель. Однако в случае тяжелой рецессии в мировой экономике с финансовым кризисом наподобие 2008 года цена Urals может упасть до $35 за баррель и ниже.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь