Рынок лизинга по итогам 2022 года
Анатолий Перфильев, младший директор, рейтинги кредитных институтов
Зоя Советкина, директор, рейтинги кредитных институтов
Руслан Коршунов, управляющий директор, рейтинги кредитных институтов
Под влиянием геополитического кризиса объем нового бизнеса в 2022 году сократился на 13% относительно 2021-го. Текущая ситуация, обострившая проблему дефицита предметов лизинга, оказала более негативное влияние на рынок, чем пандемия в 2020 году, когда объем нового бизнеса снизился всего на 5%. При этом сжатие корпоративных сегментов в прошлом году составило 31%, в то время как розничные сократились только на 8%. Объем нового бизнеса корпоративных сегментов опустился до минимального за последние шесть лет уровня, что обусловлено существенным влиянием санкций на отрасль воздушных и водных перевозок. Так, объем нового бизнеса в авиализинге сократился на 61%, а в сегменте морских и речных судов – на 46%. Лизинг железнодорожного транспорта, оставаясь основным средством экспортирования природных ресурсов, показал снижение объема нового бизнеса лишь на 1%.
В розничных сегментах основное снижение нового бизнеса показали сегменты легковых автомобилей (-27%). Вместе с этим поставки грузовых автомобилей из Китая поддержали сегмент лизинга грузовиков, объем которого вырос на 11%. В целом, несмотря на снижение объема автолизинга на 7%, его доля в новом бизнесе с 2019 года показывает стабильный рост и по итогам 2022-го увеличилась с 47 до 49%. Положительная динамика объема нового бизнеса сохраняется в сегменте строительной техники, рост которого по итогам прошлого года составил 5%. Сегмент оборудования для нефте- и газодобычи, которое сильно зависит от поставок импортной техники в части добычи нефти из трудноизвлекаемых запасов, сократился на 63%. Строительство, стимулируемое мерами господдержки, сохраняет устойчивые темпы развития (прирост объемов строительства в 2022 году составил 5,2%, по данным Росстата) и обуславливает необходимость в новой технике, в т. ч. поставляемой из азиатских стран.
График 1. Корпоративные сегменты показали минимальный объем нового бизнеса с 2016 года
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Объем лизингового портфеля по итогам 2022 года вырос на 5%, что сравнимо с динамикой 2020-го, и составил 6,75 трлн рублей. Снижение темпа роста портфеля относительно 2021 года обусловлено падением объемов нового бизнеса, досрочным расторжением ряда крупных сделок, а также переформатированием договоров лизинга самолетов и водных судов в другие виды финансирования, что привело к сокращению сегмента авиатранспорта в структуре портфеля с 14 до 7%, а водных судов – с 10 до 7%. Грузовой транспорт и строительная техника, показавшие основной рост нового бизнеса в 2022 году, увеличили свои доли в совокупном лизинговом портфеле с 13 до 18% и с 7 до 9% соответственно.
Лидирующую позицию по объему нового бизнеса за 2022 год заняла ГК Газпромбанк Лизинг, показав максимальный по рынку прирост к 2021-му (+83%) и нарастив портфель на 87%. ГК Альфа-Лизинг с учетом приобретённой компании «Эксперт-Лизинг» (16-е место на 01.10.2022) поднялась с 6-й на 2-ю строчку, показав рост нового бизнеса на 54%. Лидер 2021 года, ГК Сбербанк Лизинг, объем нового бизнеса которого сократился на 29%, занял 3-е место. В 2022 году отрицательную динамику бизнеса показала значительная часть рынка – около 73% участников, среди которых преобладают небольшие и средние компании. Подобная ситуация привела к росту концентрации бизнеса на крупных лизингодателях: доля топ-10 компаний в объеме нового бизнеса за 2022 год увеличилась с 63 до 75%. Указанная тенденция также обусловлена преобладанием среди крупнейших лизингодателей компаний, принадлежащих банкам, которые единственные нарастили объемы бизнеса (в среднем +8%). На фоне общего сжатия лизингового рынка доля банковских «дочек» в новом бизнесе выросла с 52 до 62%. На концентрацию рынка также сильное влияние оказал уход из России иностранного бизнеса, который стал активно продавать свои лизинговые компании. Так, инвестиционная группа «Инсайт» в конце 2022 года приобрела компанию «Сименс Финанс», а другие иностранные лизинговые компании в настоящее время также находятся в стадии продажи. Таким образом, с учетом имеющихся тенденций агентство не исключает в среднесрочной перспективе новых сделок по покупке иностранных компаний.
Согласно проведенному анкетированию, количество заключенных лизинговых сделок за прошлый год сократилось на 20%, составив порядка 340 тыс., и тем самым впервые с 2015-го показало отрицательную динамику. При этом второй год подряд отмечается рост средней суммы сделки, что помимо инфляционной составляющей обусловлено подорожанием предметов лизинга вследствие усиления дефицита техники на фоне геополитического кризиса. Число лизингополучателей у компаний, входящих в топ-20 рынка, показало прирост в среднем на 10%, в то время как небольшие лизингодатели преимущественно отмечали сокращение своей клиентской базы (в среднем на 6%). Подобная ситуация наблюдается в кредитовании банками малого и среднего бизнеса. У МСБ отмечается миграция заемщиков в более крупные банки, на топ-30 которых на 01.01.2023 пришлось порядка 90% портфеля кредитов малому и среднему бизнесу против 86% годом ранее.
График 2. Количество заключенных сделок сократилось впервые с 2015 года
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
С умеренным оптимизмом
Агентство в базовом сценарии на 2023 год прогнозирует умеренный рост нового бизнеса в пределах 10%. Драйвером лизингового бизнеса останутся розничные сегменты, востребованные малым и средним бизнесом, который в условиях трансформации рынка будет стимулироваться переориентацией логистических цепочек на дружеские страны, осваиванием ниш ушедших из России иностранных компаний, а также инфляционным фактором. Так, доля малого и среднего бизнеса в структуре нового бизнеса стабильно растет с 2018 года и по итогам 2022-го достигла максимального исторического уровня в 71%. Основными сегментами здесь являются лизинг легковых автомобилей, грузового транспорта и строительной техники. В настоящее время рынок легковых автомобилей продолжает показывать слабую динамику. Повлиять на продажи могут поставки машин в рамках параллельного импорта, которому способствуют законодательные инициативы правительства. Рынок грузового транспорта и строительной техники характеризуется более высокой деловой активностью, поддерживаемой его вовлеченностью в экономические процессы. Строительный сектор будет стимулироваться продлением льготных программ и реализацией инфраструктурных проектов, китайская техника продолжит экспансию на российский рынок. Объем международных перевозок может увеличиться за счет их переориентации на восточное направление и роста товарооборота со странами Азии. Корпоративные сегменты останутся под давлением геополитических санкций, при этом положительную динамику и значимые объемы нового бизнеса из них может сохранить лизинг ж/д техники за счет реализации государственной инвестпрограммы объемом более триллиона рублей и ряда правительственных инициатив по стимулированию экспорта.
График 3. Большинство крупных компаний ожидают роста своего бизнеса более чем на 25%
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Рейтинговое агентство «Эксперт РА» в рамках исследования провело анкетирование более 100 лизинговых компаний с тем, чтобы определить ожидания рынка по темпам роста нового бизнеса в 2023 году и основные пути достижения поставленных целей. Агентство выделило кластеры лизингодателей в зависимости от их размеров: крупные (топ-40 рэнкинга по объему нового бизнеса), средние (40–80-е места) и небольшие (ниже 80-й строчки). Наиболее оптимистично на 2023 год настроены крупные компании, 44% которых ожидают роста свыше 25% и еще 17% закладывают динамику 15–25%. Средние компании ожидают умеренной динамики: 36% респондентов указали темп роста 5–15%, порядка 27% опрошенных – 15–25%. Небольшие компании, нацеленные на удержание клиентской базы за счет повышения их лояльности, настроены более пессимистично: 33% респондентов закладывают рост бизнеса в пределах 5%, еще 14% ожидают динамики 5–15%. Основными путями достижения поставленных целей респонденты указывают развитие продуктовой линейки и расширение географии присутствия. Кроме того, крупные компании планируют активно участвовать в субсидируемых программах и выстраивать партнерские взаимоотношения с поставщиками предметов лизинга. Лизингодатели среднего размера планируют уделить внимание перестройке и оптимизации бизнес-процессов, а также повышению уровня их автоматизации.
Приложение 1. Объем и динамика рынка
Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по объему нового бизнеса по итогам 2022 года
Место по новому бизнесу |
Наименование ЛК |
ИНН |
Рейтинг кредитоспособности агентства
|
Объем
|
Темпы прироста нового бизнеса за 2022 г., % |
Сумма новых договоров за 2022 г., млн руб. |
Объем лизингового портфеля на 01.01.23, млн руб. | |
01.01.23 |
01.01.22 | |||||||
1 |
2 |
«Газпромбанк Лизинг» (ГК)* |
7728294503 |
|
417 050 |
83 |
650 798 |
864 941 |
2 |
6 |
«Альфа-Лизинг» (ГК)** |
7728169439 |
|
185 174 |
54 |
316 628 |
411 708 |
3 |
1 |
«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) |
7707009586 |
|
178 649 |
-29 |
288 244 |
858 713 |
4 |
3 |
«ВТБ Лизинг» |
7709378229 |
ruAA- |
174 246 |
-11 |
339 353 |
627 080 |
5 |
4 |
«ЛК «Европлан» |
9705101614 |
|
134 055 |
-12 |
н/д |
262 305 |
6 |
9 |
«Балтийский лизинг» (ГК) |
7826705374 |
ruA+ |
107 190 |
17 |
160 625 |
163 918 |
7 |
5 |
Государственная транспортная лизинговая компания |
7720261827 |
|
90 198 |
-29 |
171 552 |
1 129 309 |
8 |
8 |
«РЕСО-Лизинг» |
7709431786 |
ruA+ |
71 273 |
-22 |
117 524 |
151 435 |
9 |
7 |
«ПСБ Лизинг» (ГК) |
7722581759 |
|
68 205 |
-35 |
105 035 |
256 553 |
10 |
11 |
«Росагролизинг» |
7704221591 |
ruAA- |
67 359 |
69 |
99 779 |
167 331 |
11 |
18 |
«ЛК «Эволюция» |
9724016636 |
|
32 585 |
34 |
50 571 |
41 114 |
12 |
15 |
«Интерлизинг» |
7802131219 |
ruA- |
31 699 |
14 |
49 075 |
52 867 |
13 |
19 |
Универсальная лизинговая компания |
2721084628 |
|
31 406 |
33 |
52 285 |
58 349 |
14 |
17 |
«Совкомбанк Лизинг» |
7709780434 |
ruAA- |
28 976 |
5 |
45 129 |
50 013 |
15 |
24 |
«Восток-Лизинг» |
1644031715 |
|
19 942 |
4 |
29 533 |
29 730 |
16 |
30 |
«УралБизнесЛизинг» |
1835061171 |
|
17 552 |
29 |
28 582 |
34 026 |
17 |
16 |
«Мэйджор Лизинг» |
5024093363 |
|
16 837 |
-39 |
26 097 |
38 976 |
18 |
10 |
«ДельтаЛизинг» |
2536247123 |
|
15 389 |
-80 |
19 028 |
100 621 |
19 |
29 |
«РЕГИОН Лизинг» |
7730650445 |
|
14 261 |
-10 |
23 868 |
50 248 |
20 |
26 |
«Элемент Лизинг» |
7706561875 |
ruА |
13 809 |
-24 |
19 901 |
17 091 |
* Включает показатели компании «Каркаде».
** Включает показатели компании «Эксперт-Лизинг».
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
График 1. Динамика нового бизнеса
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
График 2. Динамика лизингового портфеля
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
График 3. Структура источников финансирования
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
График 4. Структура нового бизнеса по клиентам
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
График 5. Структура нового бизнеса по регионам
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Таблица 2. Индикаторы развития рынка
Показатели |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
2020 г. |
2021 г. |
2022 г. |
Объем нового бизнеса (стоимости имущества), млрд рублей |
742 |
1 095 |
1 310 |
1 500 |
1 410 |
2 280 |
1 980 |
Темпы прироста (период к периоду), % |
36,1 |
47,5 |
19,6 |
14,5 |
-6,0 |
61,7 |
-13,2 |
Сумма новых договоров лизинга, млрд рублей |
1 150 |
1 620 |
2 100 |
2 550 |
2 040 |
3 370 |
3 209 |
Темпы прироста (период к периоду), % |
38,6 |
40,9 |
29,6 |
21,4 |
-20,0 |
65,2 |
-4,8 |
Концентрация на топ-10 компаний в объеме нового бизнеса, % |
62,2 |
63,5 |
71,2 |
66,0 |
64,9 |
63,2 |
75,4 |
Объем полученных лизинговых платежей, млрд рублей |
790 |
870 |
1 050 |
910 |
1 060 |
1 595 |
2 029 |
Темпы прироста (период к периоду), % |
0,1 |
0,1 |
20,7 |
-13,0 |
16,5 |
50,5 |
27,2 |
Объем профинансированных средств, млрд рублей |
740 |
950 |
1 300 |
1 250 |
1 330 |
2 130 |
2 212 |
Совокупный портфель лизинговых компаний, млрд рублей |
3 200 |
3 450 |
4 300 |
4 900 |
5 170 |
6 450 |
6 750 |
Темпы прироста (за период), % |
3,2 |
7,8 |
24,6 |
14,0 |
5,5 |
24,8 |
4,7 |
ВВП России (в текущих ценах, по данным Росстата), млрд рублей |
86 044 |
92 082 |
103 627 |
109 362 |
106 607 |
131 015 |
127 740 |
Доля лизинга в ВВП, % |
0,9 |
1,2 |
1,0 |
1,4 |
1,3 |
1,7 |
1,6 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Таблица 3. Структура рынка по видам имущества
Виды имущества |
Доля в новом бизнесе за 2022 г., % |
Доля в
|
Темпы прироста нового бизнеса, % |
Доля в
|
Грузовой автотранспорт |
29,1 |
22,7 |
10,8 |
17,6 |
Легковые автомобили |
17,1 |
21,5 |
-26,5 |
10,1 |
Строительная и дорожно-строительная техника, вкл. строительную спецтехнику на колесах |
16,0 |
13,8 |
4,5 |
9,3 |
Железнодорожная техника |
12,3 |
11,5 |
-0,8 |
27,3 |
Сельскохозяйственная техника и скот |
5,2 |
4,6 |
12,2 |
4,0 |
Авиационный транспорт |
3,2 |
5,0 |
-60,9 |
7,0 |
Автобусы и троллейбусы |
2,6 |
2,5 |
-14,8 |
2,4 |
Суда (морские и речные) |
2,4 |
5,1 |
-46,0 |
6,6 |
Машиностроительное, металлообрабатывающее и металлургическое оборудование |
2,2 |
2,2 |
-12,5 |
1,7 |
Оборудование для нефте- и газодобычи и переработки |
1,8 |
2,1 |
-63,4 |
4,8 |
Погрузчики складские и складское оборудование, упаковочное оборудование и оборудование для производства тары |
1,3 |
1,4 |
-23,6 |
0,9 |
Недвижимость (здания и сооружения) |
1,2 |
0,8 |
70,8 |
3,5 |
Телекоммуникационное оборудование, оргтехника, компьютеры |
0,8 |
0,5 |
7,5 |
0,9 |
Оборудование для пищевой промышленности, вкл. холодильное и оборудование для ресторанов |
0,4 |
0,5 |
-24,2 |
0,4 |
Медицинская техника и фармацевтическое оборудование |
0,4 |
0,5 |
-19,2 |
0,2 |
Оборудование для ЖКХ |
0,4 |
0,3 |
-8,3 |
0,2 |
Энергетическое оборудование |
0,3 |
0,5 |
-52,8 |
0,4 |
Деревообрабатывающее оборудование |
0,2 |
0,7 |
-84,9 |
0,2 |
Полиграфическое оборудование |
0,1 |
0,2 |
-66,4 |
0,1 |
Прочее имущество |
3,0 |
3,6 |
-12,8 |
2,4 |
Источник: «Эксперт РА» по данным анкетирования лизинговых компаний
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|