Старые логистические цепочки за последние месяцы разрушены, новые только формируются. Станки и оборудование, транспорт и спецтехнику иногда приходится покупать не у дилеров, а у компаний, не имеющих устойчивой репутации на рынке.
«Мы нашли подходящую по цене спецтехнику. Владелец — частная компания, которая занимается лесозаготовкой. Но нам сделку не одобрили — поставщик не прошел проверку лизинговой компании. А зачем его вообще проверять? Техника по нормальной цене, нас все устраивает. Ищем лизинговую компанию, которая не занимается проверками поставщика», — говорит Даниил, предприниматель из Красноярского края.
Такие вопросы за последнее время встречаются все чаще. Отвечаем: все лизинговые компании занимаются проверкой поставщиков. Давайте разбираться, почему.
В ответе на этот вопрос лизингодатели единодушны — так минимизируются риски.
— Изначально поставщика выбирает сам клиент, а мы со своей стороны проверяем компанию за счёт собственной экспертизы, — говорит Кирилл Звягин, начальник отдела по работе с поставщиками и партнерами «Балтийского лизинга». — Это особенно актуально в случаях, когда поставщик не имеет имущества в наличии, но получает аванс под будущую поставку. В таком случае проверка — это дополнительная мера по обеспечению сохранности средств и клиента, и лизинговой компании.
Эксперты компании Европлан приводят наиболее распространенные варианты мошенничества. Например, лизингодатель оплачивает стоимость предмета лизинга после подписания договора с поставщиком, но до поставки и передачи его клиенту. Однако недобросовестный поставщик может вообще не поставить предмет лизинга, что приведет к потерям лизинговой компании.
Кроме того, риски могут быть связаны с некачественной продукцией, увеличением сроков поставки товара и прочим, добавляет Джалал Гасанов, руководитель группы по лизингу оборудования компании Интерлизинг.
— Это не только экономия времени и средств, которые могли быть потрачены на некачественное оборудование, но и избежание судебных тяжб, длительных разбирательств, а также торможения производственных процессов, — подчеркивает эксперт Интерлизинга.
Многолетняя практика противодействия мошенничеству позволила лизинговым компаниям выработать алгоритм проверки контрагентов, в том числе поставщиков. Проверка, говорит Олег Дорофеев, директор по правовым вопросам компании «Лизинг-Трейд», осуществляется как с помощью информации, расположенной в открытом доступе, с помощью ресурсов налоговой службы, картотеки арбитражных дел, информации от службы судебных приставов, так и с помощью специализированных ресурсов и сервисов.
На что компании обращают внимание:
— В некоторых случаях, — отмечает Кирилл Звягин, начальник отдела по работе с поставщиками и партнерами «Балтийского лизинга», — решающим фактором становится несоответствие объёмов бизнеса поставщика заключаемым им сделкам при отсутствии статуса официального дилера.
На это же обстоятельство обращает внимание Ольга Кириллова, директор департамента корпоративного бизнеса «Сбербанк Лизинга».
— В случае с автодилерами проще, так как официальное дилерство получить крайне сложно и бренды внимательно отслеживают своих партнеров, — говорит Алексей Долгих, генеральный директор компании «Лизинг-Трейд». — Труднее в случае со спецтехникой и оборудованием. На этом рынке большое количество мелких узкоспециализированных поставщиков, представителей небольших брендов, которые менее требовательны к дилерству. В таком случае все риски ложатся на лизинговую компанию и лизингополучателя.
Кроме того, в компании «Элемент Лизинг», говорит Сергей Авдеев, директор по развитию каналов сбыта и маркетингу, проверяется информация о бенефициарах, руководителях и, к тому же, налоговая дисциплина юридического лица.
— Еще одним частым критерием отказа поставщику со стороны лизинговой компании является несоответствие условий договора, напоминает Джалал Гасанов, руководитель группы по лизингу оборудования компании Интерлизинг. — Юристы проверяют всю документацию от контрагента, и, если найдены моменты, которые не подходят для работы с лизинговой компанией, то документы отправляются на доработку. В случае если исправить условия, формулировки или иные критерии, выделенные юристами, невозможно, то такой поставщик получает отказ в дальнейшем сотрудничестве.
— В ситуации с имуществом, бывшим в употреблении, проводится осмотр предлагаемого оборудования, — рассказывает Джалал Гасанов. — Бывают случаи, когда во время оценки имущества выявлены несоответствия условиям приема такого оборудования. Например, обнаружен факт того, что оно восстановленное, то есть в прошлом подвергалось капитальному ремонту из-за серьезных повреждений. А это не соответствует требованиям лизинговой компании по приему бывшего в употреблении оборудования.
Даже если поставщик не вызывает доверия, то это не значит, что сделка не состоится. Сначала об алгоритме действий при условии, что лизингополучатель настаивает на заключении договора с данным поставщиком.
Вот типичный набор действий, который предлагают лизинговые компании в этом случае:
А если сотрудничество с данным контрагентом исключено?
В таком случае лизинговые компании предлагают альтернативные варианты, поскольку каждая из них обладает большой базой проверенных поставщиков и производителей.
Даже в условиях дефицита компании стараются найти нужную технику. При необходимости можем доставить автомобиль клиенту в любой регион России, отметили в компании Европлан.
Такую возможность подтвердили в компании ВТБ Лизинг: «В автомобильном сегменте у компании более 4000 аккредитованных партнеров. Даже если поставщик нужного предмета лизинга не найдется в регионе присутствия клиента, мы самостоятельно готовы найти и приобрести технику и доставить ее по запросу».
«Если же предложенный подрядчик не устроил потенциального клиента, то поиск продолжается уже на рынке, где поставщики подвергаются все той же проверке, которую проходил изначально предложенный контрагент», -дополняет Джалал Гасанов (Интерлизинг).
В завершение обзора история из жизни лизинга. Много лет назад, ну, очень много лет назад, когда деревья были большими, а лизинговые компании еще учились своему ремеслу, в четыре лизинговые компании пришла заявка. Строительная фирма с хорошими финансовыми показателями решила приобрести новый автогрейдер европейского производства. Продавал грейдер не дилер, а другая строительная компания, которая приобрела его в расчете на госзаказ. Заказ не получила, а техника без дела стоять не должна. Все документы были в порядке. Бдительные лизингодатели хотели посмотреть на грейдер собственными глазами — и посмотрели. Все соответствовало документам. Автогрейдер стоял в арендуемом ангаре, абсолютно новый, муха не садилась. Клиент торопил — цена была хорошая, техника растоможена, давайте заключимся в темпе. В итоге заключили договор с тремя лизинговыми. Четвертую что-то смутило.
Ну, дальше вы поняли, да? Три лизинговые компании оплатили полную стоимость автогрейдера, который исчез из ангара вместе с потенциальным лизингополучателем и продавцом.
Это о том, почему сегодня всех поставщиков проверяют. Жизнь заставила.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|