Объем автолизинга в первом полугодии 2022 года сократился на 17%. Такие данные приведены в исследовании Эксперт РА.
Существенную роль в падении объема этого сегмента сыграл дефицит предметов лизинга. Что выбирают лизингополучатели в отсутствие привычных марок? С этим вопросом портал All leasing обратился к ведущим игрокам рынка. В опросе приняли участие пять компаний, совокупно представляющих существенную, до 50% долю рынка в легковом, коммерческом, грузовом автотранспорте и спецтехнике — Балтийский лизинг, ВТБ Лизинг, Газпромбанк Автолизинг, Европлан, Интерлизинг. Большинство компаний имеют широкую филиальную сеть, что исключает влияние на выбор клиента регионального фактора.
Итак, что предпочитали лизингодатели летом 2022 года?
Легковые авто
ТОП-3 выглядит так:
1 — LADA;
2 — Hyundai;
3 — Kia
Комментарии экспертов:
Елена Банникова, региональный директор по ЦФО компании «Интерлизинг»:
— В первую очередь, тренд в сегменте легковых автомобилей продиктован наличием автомобилей у поставщиков. Во-вторых, данные автомобили пользуются популярностью среди перевозчиков такси и при этом сравнительно недороги.
Начальник управления по развитию бизнеса автолизинга ВТБ Лизинг Вячеслав Михайлов:
— Запуск программы льготного лизинга Минпромторга положительно повлиял на спрос бизнеса в отношении автомобилей и техники российского производства. Со своей стороны в рамках работы по этой программе мы дополнительно улучшили условия финансирования и снизили авансы при входе в сделку до 0%.
Рустам Назаров, директор департамента продаж компании «Газпромбанк Автолизинг»:
— LADA традиционно является самой востребованной маркой, ее позиции за два последних года держалась на отметке 13-15% от общего числа переданных предметов лизинга. Что касается других марок, то их процентное соотношение в портфеле продаж существенно изменилось — Kia и Gelly вытеснили из ТОПа-3 Toyota и BMW. Рост спроса на китайские и корейские автомобили произошел в связи с санкциями в отношении России и уходом с рынка западных поставщиков.
Коммерческий транспорт
ТОП-3 в данном сегменте выглядит так:
1 — ГАЗ
2 — УАЗ
3 — LADA
Комментарии экспертов:
— В LCV также спрос определяет наличие техники у поставщиков, стоимость и участие в программах субсидирования Минпромторга, — говорит Елена Банникова, региональный директор по ЦФО компании «Интерлизинг».
— Стоит отметить, что доля ГАЗ в этом году выросла на 13% по сравнению с прошлым годом, а доля Ford, напротив, упала на 19%. Новичком ТОП-3 стал JAC, а марки Peugeot и Citroen, которые в прошлые годы занимали доли 5% и 3% соответственно, в этом году вообще не вошли в пятерку лидеров, — отмечает Рустам Назаров, директор департамента продаж компании «Газпромбанк Автолизинг».
Грузовой транспорт
1 — КАМАЗ
2 — Shacman
3 — FAW
Следует отметить, что Shacman буквально дышит в затылок КАМАЗу. Это вполне объяснимо.
— Весной 2022 года на рынке начались перебои с наличием КАМАЗ, что связано с не поставкой запчастей иностранного производства. Таким образом, в связи с общим дефицитом, спрос на китайские марки продолжил расти, — поясняет Елена Банникова, региональный директор по ЦФО компании «Интерлизинг».
— Среди грузовых автомобилей тройку лучших составили КамАЗ (20%) и две китайские марки — Shacman (14%) и FAW (7%). Интересно отметить, что российские марки ГАЗ и Тонар, занимавшие вторые и третьи строчки в рейтингах 2020 и 2021 года, в 2022 году не вошли в число популярных. В то же время к лидерам вплотную приблизились SITRAK (6%) и Howo (4%). Грузовой сегмент также демонстрирует общий тренд замещения ушедших западных производителей китайскими игроками, — говорит Рустам Назаров, директор департамента продаж компании «Газпромбанк Автолизинг».
Спецтехника
1 — SDLG
2 — XCMG
3 — МТЗ (Беларус)
Разброс в спецтехнике достаточно широк, поэтому лидеры занимают отнюдь не доминирующее положение на рынке.
— Для сравнения в прошлом году наиболее востребованными были марки МТЗ, JCB, SDLG, Case и Komatsu. Замена лидеров обусловлена тем, что на рынке существует острый дефицит предложения на спецтехнику стран-производителей, поддерживающих санкции в отношении России,- комментирует Рустам Назаров, директор департамента продаж компании «Газпромбанк Автолизинг».
— В спецтехнике преобладает то, что есть в наличии, либо готово к поставке, прагматично отмечает Елена Банникова.
Вместо выводов
— Производители из Китая начали активнее поддерживать своё присутствие на российском рынке собственными импортерами, формировать обширную дилерскую сеть и обеспечивать обслуживание машин и поставку запчастей,- резюмирует начальник управления по развитию бизнеса автолизинга ВТБ Лизинг Вячеслав Михайлов.- Также у большинства брендов появились дополнительные программы скидок для корпоративных клиентов.
Уже сегодня дилеры китайских брендов составляют четверть всей дилерской сети по легковым автомобилям, отмечают аналитики Национального агентства промышленной информации. В текущем году открыло 106 дилерских центра китайских производителей.
Портал Allleasing благодарит лизинговые компании, принявшие участие в опросе.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|