Модуль Леасофт БКИ

Эффект рычага. Как реализуется программа льготного лизинга спецтехники?

17 мая 2022
Эффект  рычага.  Как реализуется программа льготного лизинга спецтехники?

Эффект рычага. Как реализуется программа льготного лизинга спецтехники?

В начале года ведущие лизинговые компании объявили о том, что они начали прием заявок по программе льготного лизинга дорожно-строительной и коммунальной техники отечественного производства.

Напомним, что эта программа, которую Минпромторг реализует уже не первый год, пользуется большим спросом у отечественного бизнеса. Помимо преимуществ, которые дает лизинг, предприниматели получали возможность приобрести продукцию отечественного машиностроения со скидкой до 10%. Соответственно, заводы-изготовители получали стабильный сбыт, а лизинговые компании — растущий портфель.

Но, несмотря на большой спрос и популярность программы, в этом году денег было выделено совсем немного — 2 млрд рублей. Для сравнения: в 2020 году финансирование составляло 4 млрд рублей, а в 2021 — 2,57 млрд.

С учетом новых экономических условий портал All leasing спросил лизинговые компании о том, как идет реализация программы.

Остались ли средства?

У большинства компаний лимиты, выделенные на данную программу, уже закончились. Более того, ранее выделенные лимиты — а они утверждаются на каждую компанию — претерпели корректировки.

Объединенная лизинговая ассоциация обратилась в Минпромторг и Минфин с просьбой сохранить запланированные объемы финансирования на программу льготного лизинга спецтехники, реализуемую в 2022 году.

«В условиях возросшей стоимости спецтехники и оборудования субсидирование позволит не только поддержать спрос, но и стимулировать приобретение, т. к. применение субсидии приближает стоимость к размеру до повышения цен», - говорится в письме.

— В текущей ситуации важно поддержать спрос на продукцию отечественного производителя, иначе мы через полгода обнаружим, что вместо широкого спектра европейских или американских производителей на рынке мы имеем нескольких китайских и турецких брендов. И шанс поднять отечественное машиностроение будет упущен, — отмечает Александр Кожевников, руководитель Комитета ОЛА по субсидированию .

— Программа субсидирования в этом году была востребована рынком в большей степени, чем ранее, — подтверждает Александр Валенцев, руководитель отдела организации продаж компании «Интерлизинг» .- Из-за существенного роста стоимости техники и повышения ключевой ставки ЦБ доступность техники для бизнеса в этом году существенно снизилась. Субсидии Минпромторга частично сгладили этот негативный тренд и позволили предприятиям приобрести необходимую технику.

Впрочем, среди участников опроса нашлись и пессимисты, которые обращают внимание на то, что для конкретного получателя даже с учетом скидки спецтехника в лизинг слишком дорога: сказывается удорожание предмета лизинга и стоимость финансовых ресурсов.

А есть ли техника?

Российский автопром претерпевает серьезные трудности в комплектующими. Ну, и с участием в его дальнейшей работе иностранных совладельцев тоже. А производители спецтехники? Может, проблема еще и в том, что в лизинг передавать нечего?

— Риск дефицита техники из-за отсутствия комплектующих в этом году не реализовался в полном объеме, — говорит Александр Валенцев, руководитель отдела организации продаж компании «Интерлизинг» .- Многие производители имели запасы, которые позволили не приостанавливать производственный процесс. В этот период все усилия были брошены на замещение недостающих комплектующих, поиск новых поставщиков и доработку модельного ряда. Частично эти сложности уже были решены.

— Опасность простоя заводов по причине отсутствия заказов сейчас реальность, а неудовлетворения спроса из-за нехватки комплектующих пока рынку спецтехники грозит значительно в меньшей степени, — говорит Александр Кожевников, руководитель Комитета ОЛА по субсидированию .- По данным ассоциации Росспецмаш предприятия уже столкнулись с кратным падением заказов.

— Степень влияния дефицита комплектующих на итоговые возможности выпуска продукции крайне сильно варьируется в зависимости от конкретных производителей и моделей техники, — уточняет Артем Тимошевский, финансовый директор компании «ТЕХНО Лизинг».

Хотя по ряду востребованных позиций эксперты фиксируют дефицит. Так, специалисты компании «СТОУН ХХI » отмечают проблемы у КАМАЗа и производителей прицепной техники.

А сколько денег нужно?

Сейчас программа льготного лизинга дорожно-строительной и коммунальной техники корректируется Минпромторгом. Очевидно, что будет пересмотрен перечень самой техники с учетом возможностей производителей и объемы финансирования.

Сколько денег ждет отрасль? За что готова поручиться?

-Выделенные на программу средства в объеме 2 млрд рублей были исчерпаны уже в первом квартале. Потребность рынка в государственной поддержке оказалась существенно большей, чем выделенные государством средства. По нашей оценке, реальный спрос на меры поддержки в этом году составляет около 6 млрд рублей,- считает Александр Валенцев, руководитель отдела организации продаж компании «Интерлизинг ».

Эксперты компании «СТОУН ХХI » более осторожны. По их мнению, при текущем уровне ключевой ставки будет достаточно выделить 3 млрд на год.

-Ситуация с удорожанием техники приводит лишь к росту потребностей в субсидировании. В данном случае вопрос стоит не столько о том, какой объем готов принять рынок, а в том, какой объем будет установлен регулятором. Без сомнения, он будет использован весь, — считает Артем Тимошевский, финансовый директор компании «ТЕХНО Лизинг» .

Аккумулировав мнение отрасли, Объединенная лизинговая ассоциация в письме на имя Председателя Правительства в марте нынешнего года просила увеличить финансирование программы до 7 млрд рублей.

А если денег не дадут?

Тут надо напомнить еще раз, как работает программа. Лизинговые компании, подписавшие договор с Минпромторгом (а они отобраны на конкурсной основе), заключают договор с клиентом. Договор предусматривает скидку, которую лизингодатель предоставляет за счет собственных средств. Отчитавшись перед Минпромторгом, лизингодатель получает право на компенсацию понесенных затрат в размере предоставленных скидок.

Что случается, если лизинговая компания не получает от Минпромторга компенсацию? На этот случай участники программы закладывают в договор лизинга пункт, в соответствии с которым затраченные на скидку средства перекладываются на лизингополучателя. Был льготный договор лизинга — стал обычный. И не надо в этом винить лизинговые компании — маржинальность сделок сегодня крайне низка, поэтому «подарить» скидку процентов в 7-8 никто не может себе позволить.

Возможен такой вариант развития событий? К сожалению, да. Сокращение уже выделенных лизингодателям лимитов приведет именно к такой ситуации.

— Мы видим серьезную недооценку Минпромторгом важности программы в текущих условиях и считаем высоким риск невыплаты лизинговым компаниям ранее выделенных на программу средств, - считает Александр Валенцев, руководитель отдела организации продаж компании «Интерлизинг» .- Это приведет к расторжению части ранее заключенных контрактов с производителями и предъявлению конечным лизингополучателям убытков, понесенных лизингодателями.

Объединенная лизинговая ассоциация отмечает при этом следующие риски: сокращение спроса на отечественную спецтехнику одновременно приведет к росту спроса на китайскую, а консолидированный бюджет страны недополучит налоги от производителей и лизингополучателей.

Остается добавить, что показатели результативности льготного лизинга не вызывает вопросов: на каждый вложенный бюджетом рубль российской техники реализуется минимум на 6,6 рублей.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь