Крупнейшие автопроизводители приостанавливают работу на российском рынке. Очевидно, что нас ожидает дефицит автомобилей.
Давайте посмотрим, что пользовалось спросом у получателей и кто из производителей остается на рынке.
ТОП-10 марок легковых автомобилей по передаче в лизинг в 2021 году:
1 |
Lada |
2 |
Kia |
3 |
Volkswagen |
4 |
Toyota |
5 |
Hyundai |
6 |
Skoda |
7 |
Renault |
8 |
BMW |
9 |
Mercedes-Benz |
10 |
Nissan |
Lada по прежнему самый популярный автомобиль у потенциальных лизингополучателей. Конечно, у АвтоВАЗа возникают проблемы с рядом комплектующих, из-за чего уже в марте конвейер останавливали. К тому же, российский производитель существенно поднял цены на свою продукцию: Lada Granta в базовой комплектации выросла в цене с 598 900 до 684 900 рублей. Но все-таки в линейке легковых автомобилей продукция Тольяттинского завода останется наиболее доступной и потому востребованной.
Не уходит с российского рынка и корейский автогигант. По крайней мере, об этом заявили представители Hyundai Motor Company. А, значит, столь востребованная Kia по-прежнему будет доступна.
Резко хлопнувшая российской дверью Toyota уже через три дня сообщила, что ее не так поняли: она не уходит с российского рынка, а ждет восстановления логистических цепочек.
Так что из десяти топовых позиций мы надеемся увидеть в автосалонах, как минимум, четыре.
Кто восполнит потери в предложении на авторынке?
На самом деле, экспансия китайского автопрома на российский рынок началась не сегодня. Уже в пандемию европейские производители страдали от отсутствия автокомпонентов, а китайские — не страдали.
Портал All leasing спросил автолизинговые компании страны, насколько за последний год увеличилась доля «китайцев» на лизинговом рынке.
Данные представлены в таблице.
Наименование компании |
Доля китайского автотранспорта в сделках 2021 года |
Доля китайского автотранспорта в сделках 2020 года |
Альфа-Лизинг |
5% |
2% |
Газпромбанк Автолизинг |
6,2% |
0,9% |
ВТБ Лизинг |
7% |
3% |
Более подробно ситуацию с проникновением китайского автопрома на российский лизинговый рынок прокомментировал Вячеслав Михайлов, начальник управления развития бизнеса автолизинга ГК ВТБ:
— Самое большое проникновение китайских машин в нашем новом портфеле видим в спецтехнике — 35%. В остальных сегментах их доля значительно меньше: грузовой транспорт — 9%, автобусы — 5%. В 2021 году наибольшей популярностью среди китайских марок спецтехники пользовались SDLG (14%), XCMG (12%) и Liugong (11%). В китайском сегменте грузовых автомобилей клиенты ВТБ Лизинг чаще всего брали машины Shacman (38%), Howo (20%) и Faw (18%). Среди китайских автобусов абсолютным фаворитом стал Yutong с долей 62%.
Что вызвало рост продаж автотранспорта из КНР — дефицит европейских марок или привлекательная цена?
— Мы видим несколько причин такого роста продаж китайских брендов на российском рынке, — говорит Вячеслав Михайлов.- Во-первых, существенно возросло качество техники, дизайн интерьера и экстерьера стал более привлекательным для нашего потребителя, а кроме того, улучшились показатели безопасности по данными EuroNCAP и C-NCAP. Во-вторых, китайские производители начали поддерживать своё присутствие на рынке России собственными импортерами, формировать обширную дилерскую сеть и обеспечивать обслуживание машин и поставку запчастей.
Как трансформируется авторынок, если на некоторое время с него уйдут европейские и американские производители? На этот вопрос отвечает Татьяна Арабаджи,директор Национального агентства промышленной информации:
— В 2021 году было продано 1 511 тыс. новых легковых автомобилей (без LCV), из них 114 тысяч — китайские автомобили или 7,5% от общего объема. Рост продаж китайских автомобилей в 2021 году составил рекордные 104%, в то время как весь рынок легковых автомобилей вырос всего на 4%.
Доля российских брендов (Lada, UAZ) на рынке легковых автомобилей в 2021 г. составила меньше четверти — 23,3%. Всего было продано 351,8 тыс. новых легковых автомобилей российских брендов (без LCV). Рост продаж российских брендов составил всего 5%.
Корейские автопроизводители объявили о том, что санкции не скажутся на автомобилях, но пока не понятно, не возникнут ли перебои с поставками компонентов для производственных площадок в России или для импортируемых в Россию корейских автомобилей. В прошлом году на долю корейских брендов пришлось 23,7%, было продано 357,8 тыс. корейских автомобилей. Корейцы обогнали российских автопроизводителей.
Возможно, японские производители смогут продолжить работу на территории России. Их доля в 2021 году — 15,7%, объем продаж в 2021 году только легковых автомобилей — 237,9 тысяч. Продажи японских автомобилей в России в 2021 году немного снизились — на 5% по сравнению с 2020 г. из-за проблем с поставками комплектующих, ухода DATSUN.
Таким образом, на долю иностранных некитайских автомобилей в 2021 году приходилось 69%. В текущих условиях приостановки импорта и производства автомобилей из реализации вымываются машины представительского класса. Кроме того, крупнейший российский производитель АвтоВАЗ также может в текущем году сократить производство из-за проблем с комплектующими.
Снижение курса рубля, приводит к росту стоимости бюджетных и представительских автомобилей, не говоря об удорожании при оформлении автомобиля в лизинг. Но это уже другая тема.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|