Модуль Леасофт БКИ

Операционный лизинг автомобилей в России: с перспективой на будущее

21 февраля 2022
Операционный лизинг автомобилей в России: с перспективой на будущее

Развитие сегмента операционной аренды (далее — оперлизинг) автомобилей в РФ в последние годы, а также задача по предоставлению наиболее полных данных о российском рынке лизинга в ассоциацию Leaseurope при поддержке Объединенной Лизинговой Ассоциации обусловили проведение агентством «Эксперт РА» первого исследования сегмента операционной аренды в автолизинге. В исследовании приняли участие 12 компаний, объем бизнеса которых, по нашей оценке, составляет около 50 % всего оперлизинга автомобилей в России. При расчете объемных показателей сегмента мы сделали корректировки в соответствии с этими предпосылками.

К компаниям, которые, по нашим оценкам, могли бы попасть в топ-10 крупнейших по итогам первой половины 2021 года, но не предоставили своих данных, относятся ARVAL, Leaseplan и ALD, что было учтено при экстраполяции объемов сегмента в оба периода.

В рамках исследования агентство руководствовалось методологией Leaseurope и учитывало различия между финансовым и операционным лизингом, заложенные в их экономической сути и технологиях осуществления. В этой связи для оценки масштабов сегмента операционной аренды основными показателями были выбраны не объем нового бизнеса и лизинговый портфель, а общее количество транспортных средств, переданных за период, и размер парка на дату.

Агентство также не учитывало в расчетах показатели деятельности каршеринговых компаний исходя из соображений, что их бизнес предполагает передачу в краткосрочную операционную аренду автомобилей, которые во многом приобретены в финансовый лизинг у лизингодателей, уже участвующих в исследованиях рынка лизинга, проводимых агентством на постоянной основе по итогам каждого года, полугодия и девяти месяцев. Кроме того, задача предполагала исследование не краткосрочной (средняя продолжительность поездки клиента не более часа), а долгосрочной операционной аренды, при которой минимальный срок использования автомобиля составляет больше одного месяца.

Мы хотим обратить внимание на то, что основные термины, используемые в обзоре, трактуем следующим образом.

Новый бизнес — это стоимость переданных клиентам предметов лизинга в течение рассматриваемого периода без НДС (соответствует методике Leaseurope: New business is the total value of assets provided during the period, excluding VAT and finance charges).

При этом критерии учета новых сделок следующие — должно выполняться одно или оба условия: получен ненулевой аванс от клиента для осуществления сделки либо лизингодателем приобретен предмет лизинга для его передачи клиенту.

В новые сделки оперативного лизинга (арендные сделки) включаются сделки, по смыслу являющиеся оперативным лизингом, но юридически оформленные как договор аренды, по которым в рассматриваемый период получен первый арендный платеж.

Операционный лизинг — договоры, которые классифицируются как операционная аренда согласно МСФО (IAS) 16. Оперлизинг — это один из видов финансовой аренды, при которой одна сторона — лизинговая компания — приобретает конкретное имущество и передает его в пользование другой стороне — лизингополучателю. При этом получатель лизингового имущества ежемесячно вносит оплату за владение предметом лизинга и обязуется вернуть его собственнику (лизингодателю) по завершении договора.

Размер парка на конец периода (Fleet size, number of Vehicles at the end of the period) — количество транспортных средств, составляющих парк на конец рассматриваемого периода (при отсутствии таких данных — в среднем за период). В расчет входят как новые транспортные средства, так и б/у.

Средняя продолжительность контрактов, в месяцах — средний срок контрактов в парке, заключенных за указанный период. Рассчитывается как средневзвешенная величина.

ОПЕРЛИЗИНГ В РОССИИ

После рекордных значений в 2017 году доля оперлизинга в объеме нового бизнеса на протяжении последних трех лет не превышала 10 %. Основной причиной снижения доли оперлизинга на фоне активного роста объемов всего лизингового рынка стало сокращение сделок в ж/д и авиасегменте, на которые в России приходится порядка 90 % всего оперлизинга. Операционная аренда техники для клиентов из таких капиталоемких отраслей остается более привлекательной, чем финансовый лизинг, в связи с тем, что она может не требовать значительного аванса, позволяет сократить расходы из-за отсутствия обязательства по выкупу имущества и гибко управлять парком в условиях перемен на рынке, а до вступления в силу IFRS16 не показывать договоры аренды в отчетности.

В последние годы активно набирает обороты сегмент операционной аренды автомобилей, объем нового бизнеса которого по итогам девяти месяцев 2021-го увеличился в пять раз, до 7 млрд рублей.

График 1. Сокращение сделок с ж/д и авиатехникой привело к снижению доли операционного лизинга

Сокращение сделок с ж/д и авиатехникой привело к снижению доли операционного лизинга

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» по данным анкетирования ЛК

При этом в Европе сегмент оперлизинга развит и в розничных сегментах, в частности, в автолизинге, где каждая третья зарегистрированная машина взята в операционный лизинг. В России операционный лизинг автомобилей пока не имеет такого широкого распространения, его доля невелика и составляет не более 2 % автолизинга в целом. «Оперлизингу автомобилей в РФ уже 17 лет. Очевидно, продукт уже зрелый, завоевал твердые позиции на рынке и в большей степени востребован международными/иностранными компаниями, но по-прежнему нишевый — penetration rate в общее количество автопарков не превышает 3 % относительно всего корпоративного легкового и LCV автопарка», — комментирует Леонид Сысоев, генеральный директор компании MC Intermark Auto. Однако движение в сторону шеринговой экономики, популяризации такси и каршеринга, а также появление услуг по подписке на автомобиль в последние годы способствуют активному росту и трансформации сегмента. По итогам девяти месяцев 2021-го объем нового бизнеса в операционном лизинге автомобилей составил 7 млрд рублей, показав рост в пять раз к аналогичному периоду прошлого года.

МАЛ СЕГМЕНТ, ДА ПЕРСПЕКТИВЕН

Согласно проведенному исследованию агентства «Эксперт РА» по итогам 2020-го размер автопарка в оперлизинге составил 88 тыс. машин, прибавив всего 2 против 28 % годом ранее. Столь скромный прирост во многом обусловлен влиянием пандемии и введенными карантинными ограничениями, что также негативно сказалось на всем автолизинге. При этом уже к концу 1-го полугодия 2021 года спрос на оперлизинг автомобилей стал восстанавливаться, чему в т. ч. благоприятствовало наращивание активности маркетплейсов и онлайн-торговли. Распространение e-commerce повлекло за собой увеличение спроса на автомобили: парк машин составил 94 тыс. единиц на 01.07.21, показав рост в 7 % к началу года. «Ключевое влияние — это отражение изменений бизнес-активности клиентов оперлизинга, основная масса которых пересмотрела потребности в наращивании автопарка в связи со снижением мобильности сотрудников, в то же время спрос со стороны логистических компаний значительно повысился, что отражает быстрый рост сервисов доставки товаров», — комментирует Сергей Дианин, консультант в области лизинга и мобильности. При этом в европейских странах парки автомобилей, переданных в операционную аренду, значительно больше. Так, в Испании парк автомобилей, находящихся в оперлизинге, составлял более 800 тыс. единиц по итогам 2020 года, в Великобритании — около 400 тыс., Турции — порядка 260 тыс.

Масштабирование маркетплейсов и сервисов доставки позволило парку машин в оперлизинге прибавить 7 % за 1-е полугодие 2021 года, до 94 тыс. единиц против роста в 2 % за весь 2020-й.

График 2. Сегмент оперлизинга автомобилей продолжил прибавлять в 1-м полугодии 2021-го, но еще далек от двузначных темпов роста в 2018–2019 годах

Сегмент оперлизинга автомобилей продолжил прибавлять в 1-м полугодии 2021-го, но еще далек от двузначных темпов роста в 2018–2019 годах

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» по данным анкетирования ЛК

Лидером рынка по размеру парка на конец 1-го полугодия 2021 года стала компания «Мэйджор Лизинг», при этом по сравнению с концом 2020-го ее парк незначительно сократился (менее чем на 1 %). На втором месте — «Авто партнерс», объемы парка которой увеличились на 1,4 % за период с 2020-го по 1-е полугодие 2021 года. Третью строчку занимает компания «ВТБ Лизинг» (сокращение автопарка с конца 2020 года составило 3,3 %).

Таблица 1. Рэнкинг ЛК по размеру парка

Место

Наименование компании

ИНН компании

Размер парка на 30.06.2021, ед.

Размер парка на 31.12.2020, ед.

Размер парка на 31.12.2019, ед.

1

«Мэйджор Лизинг»

5024093363

21 861

21 904

27 602

2

«Авто Партнерс»

7705746577

4 200

4 140

3 980

3

«ВТБ Лизинг»

7709378229

2 391

2 472

2 775

4

МС Интермарк Авто

7704668333

2 364

2 166

1 825

5

«Билантлия» (AVIS)

7842335628

1 538

1 286

1 369

6

«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)

7707009586

769

85

— 

7

«Полуприцеп»

7751152151

487

374

51

8

«ЭкономЛизинг»

6455041925

152

188

177

9

«Бизнес Кар Лизинг»

5029059214

98

20

26

10

«Балтийский лизинг»

7826705374

89

84

55

11

«Совкомбанк Лизинг»

7709780434

70

67

62

12

«Пионер-Лизинг»

2128702350

3

3

2

Источник: «Эксперт РА»

Количество автомобилей, переданных в оперлизинг за 12 месяцев, показало заметное снижение в 2020-м по сравнению с предыдущим годом (24 против 35 тыс. транспортных средств). Подобное снижение показателя помимо влияния пандемии также вызвано разовыми крупными сделками компании «Мэйджор Лизинг» в 2019 году. Если рассматривать переданные автомобили по их типам, то по итогам 1-го полугодия 2021 года главная доля в 93,5 % приходится на легковые автомобили (РС), обычно используемые для коммерческих представителей, каршеринга, программ подписки и сервисов доставки, около 5,6 % — на LCV, имеющие в основном популярность у служб доставки и логистики, и менее 1 % — на HCV, грузовые машины и полуприцепы, эксплуатируемые в целях дальних и крупногабаритных перевозок.

Из-за появления на рынке продуктов от крупных банковских ЛК доля физлиц в переданных в оперлизинг легковых автомобилях выросла до 20 % в 1-м полугодии 2021 года против 2 % за 2020-й.

График 3. Общее количество транспортных средств, переданных за год, показало снижение в 2020-м

Общее количество транспортных средств, переданных за год, показало снижение в 2020-м

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» по данным анкетирования ЛК

Лидером рынка по количеству переданных автомобилей за 1-е полугодие 2021 года стала компания AVIS, при этом число авто, переданных ею за первые шесть месяцев 2021-го, сопоставимо с объемом машин, переданных за весь 2020-й (714 ед.). На второй строчке — ГК СБЕРБАНК ЛИЗИНГ, активно нарастившая объемы бизнеса именно в 1-м полугодии 2021 года. На третьем месте — компания МС Интермарк Авто.

Таблица 2. Рэнкинг ЛК по общему количеству ТС, переданных за период

Место

Наименование компании

ИНН компании

Общее количество ТС, переданных за 1-е полугодие 2021 года, ед.

Общее количество ТС, переданных за 2020 год, ед.

Общее количество ТС, переданных за 2019 год, ед.

1

«Билантлия» (AVIS)

7842335628

721

714

735

2

«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК)

7707009586

583

34

— 

3

МС Интермарк Авто

7704668333

494

598

1 191

4

«Полуприцеп»

7751152151

163

367

52

5

«ВТБ Лизинг»

7709378229

92

279

1 017

6

«Бизнес Кар Лизинг»

5029059214

51

35

25

7

«ЭкономЛизинг»

6455041925

21

75

120

8

«Балтийский лизинг»

7826705374

13

42

26

9

«Совкомбанк Лизинг»

7709780434

10

25

24

10

«Пионер-Лизинг»

2128702350

2

1

1

Источник: «Эксперт РА»

ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕЙЧАС

В начале становления оперлизинга в РФ основными арендаторами автопарков являлись представительства крупных иностранных компаний, имеющих опыт работы с подобным инструментом в развитых странах. С развитием авторынка операционный лизинг стал проникать все глубже в продажи автомобилей, расширяя клиентскую базу. В настоящее время главными пользователями операционной аренды легковых автомобилей являются в основном корпоративные клиенты (более 95 % по итогам 2020 года) — это преимущественно компании из секторов HoReCa(аббревиатура от слов Hotel, Restaurant, Catering) и FMCG(аббревиатура от Fast Moving Consumer Goods, потребительские товары). Также с начала пандемии и развития онлайн-торговли наблюдается рост спроса со стороны компаний, ведущих деятельность в сфере доставки и логистики. Однако за 1-е полугодие 2021-го рынок оперлизинга автомобилей стал трансформироваться в сторону физических лиц, доля которых в первой половине 2021-го составила порядка 20 против 2 % в 2019–2020 годах. Подобные изменения обусловлены во многом запуском сервисов по подписке и операционной аренде автомобилей со стороны крупных банковских лизинговых компаний, например, ГК Сбербанк Лизинг, ВТБ Лизинг и Совкомбанк Лизинг.

Молодое поколение в крупных городах покупает меньше машин в силу развития новой философии пользования, а не владения — наличие собственного автомобиля все меньше является отражением социального положения владельца. Урбанизация также снижает привлекательность владения автомобилем, в т. ч. из-за финансовых расходов на оплату и временных затрат на поиск парковочных мест. Данные факторы на фоне продолжающегося дефицита и удорожания стоимости автомобиля будут способствовать повышению интереса со стороны физических лиц к оперлизингу, что приведет к еще большему развитию сервисов по подписке и аренде автомобилей.

График 4. Выход крупных банковских ЛК в сегмент оперлизинга привел к росту доли ФЛ в РС до 20 % по итогам 1-го полугодия 2021 года

Структура переданных в оперлизинг автомобилей по классам

Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА» по данным анкетирования ЛК

По сведениям респондентов, средняя стоимость переданного в оперлизинг легкового автомобиля с 2019-го по 1-е полугодие 2021 года увеличилась на 33 % и составила порядка 1,5 млн рублей (без НДС). Однако, стоит отметить, что средняя стоимость переданного транспортного средства за 2020 год была выше, чем в первой половине 2021-го и составила около 1,7 млн рублей. Подобное явление вызывает вопросы на фоне роста средневзвешенной цены нового легкового автомобиля в 2021 году на 20 %, по данным «Автостата», вследствие наблюдающегося дефицита машин. По нашему мнению, столь значимое повышение цен привело к тому, что клиенты в оперлизинге стали делать выбор в пользу более бюджетных вариантов, при этом заключая договоры на более длительные сроки. Так, средняя продолжительность контрактов в оперлизинге легковых автомобилей показала рост: по итогам 1-го полугодия 2021 года средний срок договоров аренды автомобиля составил 37 месяцев против 31 за весь 2019-й. «Что касается традиционной долгосрочной аренды, наиболее популярный вариант запроса — три-четыре года, 150 тыс. километров годовой пробег, полный пакет услуг. Также многие клиенты заинтересованы в более коротких сроках аренды — от двух до 12 месяцев», — добавляет Екатерина Гребенщикова, директор направления продаж долгосрочной аренды компании AVIS.

Рост цен на автомобили привел к смещению спроса в оперлизинге на более бюджетные модели и увеличению среднего срока контракта с 31 до 37 месяцев за 2019–1-е полугодие 2021-го.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

Расширению и диверсификации сервисов по оперлизингу автомобилей будут помогать вышедшие на рынок крупные банковские группы, а также автопроизводители и независимые агрегаторы, способные составить конкуренцию ведущим игрокам рынка в лице иностранных компаний. Если еще пару лет назад рынок оперлизинга автомобилей был представлен несколькими крупными игроками и относительно небольшим пулом клиентов, интересующихся оперлизингом, то сейчас по мере омоложения экономически активного населения и развития онлайн-торговли создаются условия для увеличения как спроса, так и предложения. Важную роль для развития оперлизинга автомобилей будет также играть денежно-кредитная политика Банка России, которая в период ее смягчения привела к снижению ставок по арендным договорам, тем самым повысив привлекательность данной услуги. Принимая во внимание вышенаписанное, мы постарались выделить ключевые тренды, которые будут оказывать сильное влияние на формирование и динамику сегмента оперлизинга в России до 2030 года.

Политика городских властей по продвижению системы общественного транспорта, в т. ч. путем повышения издержек на пользование личным автомобилем приведет к развитию системы MaaS (Mobility as a Service — мобильность как услуга). Данная система позволяет выстроить оптимальный маршрут с использованием различных видов транспорта (например, такси — автобус — метро — каршеринг — электросамокат), при этом поставщиками услуг будут выступать лизинговые компании и их клиенты (каршеринговые компании, таксопарки, агрегаторы). В то же время развитие цифровизации в автолизинге приведет к формированию модели CaaS (Containers as a Service — контейнеры как сервис), предполагающей предоставление автомобиля с полным спектром услуг и гибкостью в выборе, которой обладает продукт «подписка». Основной продукт, предлагаемый лизинговыми компаниями, — это аренда автомобиля с полным пакетом, когда в единый платеж уже включены дополнительные услуги по регистрации, шиномонтажу, страхованию, помощи на дороге, техобслуживанию и ремонту. «На мой взгляд, перспективы развития оперлизинга есть, особенно принимая во внимание тот факт, что до сих пор процент автомобилей, купленных в оперлизинг, значительно уступает проценту автомобилей, купленных в собственность. Способствуют развитию те преимущества, которые дает оперлизинг корпоративным клиентам, а также расширение спектра предлагаемых услуг в силу увеличения конкуренции», — комментирует Екатерина Гребенщикова.

Наметившиеся тренды на рынке лизинга приведут к трансформации лизинговых игроков в сервисные компании с широким набором дополнительных услуг.

Усилению тренда на оперлизинг машин для физических лиц будет способствовать миграция заемщиков из необеспеченного кредитования в лизинг. Рост стоимости автомобиля, сопровождаемый стагнацией доходов населения, приведет к сокращению потенциальной клиентской базы на фоне ужесточения расчета ПДН (показатель долговой нагрузки) и коэффициентов риска, ко все более частым отказам банков от выдачи потребительских кредитов в силу ужесточения регуляторной политики Банка России. В результате заемщики будут все чаще делать выбор в пользу лизинга, при оформлении которого не так важны размер дохода и кредитная история. Лизинговые компании предлагают более гибкие условия из-за отсутствия жестких регуляторных требований, как в банковском секторе. Так, подписку на автомобиль может получить любое физлицо, способное вносить ежемесячные платежи.

Рост спроса на оперлизинг автомобилей и fleet management со стороны корпоративных клиентов будут поддерживать масштабирование курьерских сервисов и развитие маркетплейсов, а также пересмотр предприятиями бюджетов на содержание своих автопарков из-за пандемии. Если ранее компании владели и сами обслуживали свой автопарк, то сейчас данный подход переосмысливается и все больше клиентов рассматривают вместо покупки автомобиля возможность взять его в оперлизинг, не беря на себя риск остаточной стоимости. Вследствие этих факторов компании в дальнейшем будут активнее передавать в управление свои автопарки автолизинговым компаниям с целью сокращения затрат, пользуясь комплексом услуг в рамках fleet management. «Я верю в развитие оперлизинга в РФ, рост парка оперлизинга на 8–12 % в год совершенно возможен уже в ближайшем будущем, при этом источники роста — локальные компании и крупные корпорации и сегмент среднего и малого бизнеса, которые только сейчас начинают понимать всю выгоду и удобство данного продукта», — добавляет Сергей Дианин.

Подобные тренды на рынке операционной аренды приведут к постепенной трансформации лизинговых компаний в сторону сервисных, предлагающих клиентам широкий перечень услуг помимо лизинга. Если сейчас доля доходов от дополнительных сервисов у лизинговых компаний в России в среднем невелика и составляет около 3 % в структуре доходов, при этом у европейских компаний доля доходов от дополнительных сервисов крупных автолизинговых компаний может составлять около 20 % общих доходов. Однако по мере дальнейшего развития предлагаемых лизингодателями дополнительных услуг, что уже наблюдается сейчас, доля непроцентных доходов будет расти.

Сокращения, используемые в исследовании:

НБ — новый бизнес;

ЛК — лизинговые компании;

PC — passenger cars, пассажирские автомобили;

LCV — light commercial vehicles, легковые коммерческие автомобили массой до 3,5 тонны;

HCV — heavy commercial vehicles, грузовые автомобили массой свыше 3,5 тонны. Позиция включает в себя автобусы и прицепы.

Обзор подготовили:

Зоя Советкина,

младший директор, рейтинги кредитных институтов

Руслан Коршунов,

старший директор, рейтинги кредитных институтов

Александр Сараев,

управляющий директор, рейтинги кредитных институтов

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь