Антон Кулешов, руководитель проекта CarleasingPro рассказывает о трендах на рынке автолизинга, проявившихся минувшей осенью
На рынке лизинга легкового автотранспорта сложились две тенденции.
Первая: нынешней осенью число переданных в лизинг легковых машин по топ 20 негосударственным компаниям страны, отобранным по итогам прошлого года (для объективности анализа), ниже, чем в этот же период 2020 года.
Вторая тенденция: постепенное снижение объемов после октябрьских пиков. Пять недель подряд мы фиксировали, что количество переданных пользователям машин уменьшается от недели к неделе (используется не абсолютное, а усредненное за 4 недели значение, что помогает фиксировать именно тренд).
В чем причина этого и каковы причины отрицательной динамики? Давайте разбираться.
Рынок легкового автолизинга можно сегментировать на три части: розница, лизинг такси и каршеринг.
Что такое розница? Это приобретение одним получателем одной-двух машин. Как правило, для руководителя или сотрудников.
Таксисты в основном берут по три-пять и более автомобилей. Хотя есть в такси индивидуальные предприниматели, которые добавляют в парк по одной машине. Можно считать такси существенно специфичным сегментом автолизинга. Все таки, такая машина —для бизнеса, это основное средство.
И, наконец, есть находящийся на слуху каршеринг, который характеризуется крупными флитовыми сделками. То есть, оператор каршеринга может приобрети одноразово сто-двести-триста авто. И такие сделки единомоментно существенно меняют статистику.
Описанный выше общий понижательный тренд можно попробовать объяснить, исходя из того, что происходит, либо произошло в каждом из сегментов.
Классический розничный автолизинг, там, где легковой автомобиль приобретается не как средство производства, исторически находится на высоких значениях, хотя и сокращается в объемах от недели к неделе.
А вот наблюдаемое падение — это отражение снижения цифр по сегментам такси и каршеринга.
Можно заметить также, что в сегменте лизинга оборудования нет признаков снижения. Как нет сокращения и в сегменте грузового автотранспорта и спецтехники.
Из этого можно предположить, это наблюдаемое снижение автолизинга это все-таки не отражение некоего спада в экономике страны в целом, как это бывало, когда сокращение лизинга было первым «звоночком» будущих проблем.
Суммируя, мы можем придти к выводу, что причина лежит в самом сегменте лизинга такси и каршеринга. Данный спад может объясняться двумя причинами. Первая — нет в наличии машин. Вторая — нет спроса на автомобили. Скорее всего, объяснение в комбинации этих двух причин: нет машин по правильным ценам. Условно, если год назад автомобиль определенной марки и комплектации стоил 2 миллиона 900 тысяч, то сегодня 4 миллиона 500 тысяч. Люди психологически не готовы платить новую цену в условиях, когда к такому повышению нет предпосылок: курсы валют изменились незначительно, масштабного кризиса в экономике нет... При этом в лизинге ведь платежи растянуты во времени. И в графике платежей за ту же подорожавшую машину придется платить не 52 тысячи в месяц, а, скажем, 61. Ну, не принципиальная разница.
На верность такого предположения указывает и тот факт, что после нескольких недель спада, рынок легкового автотранспорта вновь пошел вверх.
Есть еще один любопытный для анализа текущей ситуации момент: это число новых, никогда не бравших лизинг клиентов. Это число стабильно снижается, т.е. лизинговые компании все более и более продают лизинг компаниям, которые уже имеют лизинговый опыт и предыдущие лизинговые отношения. И поскольку количество новых клиентов не растет, мы видим усиление конкурентной борьбы в предложениях от лизингодателей: есть акции с нулевым авансом, идет понижение авансов для определенного типа сделок.
Об авторе: Кулешов Антон - ведущий популярного у лизинговых профессионалов телеграмм канала с ежедневными новостями, и аналитикой рынка
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|