Программа льготного лизинга автотранспорта, судя по заявлениям Минпромторга, будет продолжена в 2022 году. Данная программа действует с 2015 года и зарекомендовала себя как эффективный механизм поддержки отечественного автопрома и реального сектора экономики — малого и среднего бизнеса.
В каком объеме планируется выделить средства и какова реальная потребность рынка?
Пока что, по открытым данным Минпромторга, предполагается выделение 5 млрд рублей. Много это или мало? Напомним, что в уходящем году объем субсидирования составил 3,84 млрд рублей. Эти средства закончились за два месяца, хотя количество лизинговых компаний, участвующих в программе, было радикально сокращено. Статистика 2020 года показала, что рынок освоил 10 млрд рублей господдержки, но даже этой суммы хватило только до ноября.
— С учетом колоссального роста цен, в том числе и на грузовую и на дорожно-строительную технику, сумму в 5 млрд рублей, конечно, нельзя назвать достаточной, — говорил генеральный директор Лизинговой компании «Европлан». — Также напомним, что все выделенные ранее субсидии выбирались клиентами-лизингополучателями очень быстро, задолго до официального окончания действия программ поддержки, буквально за 2-3 месяца.
По мнению представителей Сбербанк Лизинга, поддержка востребована и в новых сегментах рынка — каршеринге, оперлизинге, подписке на автомобили.
— Выделение дополнительных ресурсов будет способствовать построению новой мультимодальной структуры городской мобильности, — считает Ольга Кириллова, директор департамента корпоративного бизнеса АО «Сбербанк Лизинг».
Но решение о выделении субсидий на льготный лизинг впервые происходит на фоне дефицита автотранспорта. Продажи «АвтоВАЗа», работающего с перебоями из-за недопоставок компонентов автоэлектроники от Bosch, снижаются второй месяц подряд. В сентябре они упали на рекордные 51%. В этой ситуации, напоминает Лилия Маркова, генеральный директор компании «Газпромбанк Автолизинг», сложно оценивать необходимые объемы госсубсидий.
— Проблемы с наличием транспортных средств у поставщиков начались еще в конце прошлого года, изначально мы ждали восстановления к началу текущего, — говорил Лилия Маркова. — Сейчас речь идет о начале следующего года (и это оптимистичный сценарий). С другой стороны, если ситуация нормализуется, то, исходя из текущих темпов проникновения в автопродажи лизинга как инструмента финансирования, можно говорить о том, что 5 млрд рублей не хватит — рынок готов утилизировать, по меньшей мере, вдвое большие объемы.
Аналогичной позиции придерживается Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнёрами ООО «Балтийский лизинг»:
— Рынок с легкостью выберет обозначенную сумму, даже с учетом ожидаемого дефицита авто.
В 2021 году Минпромторг применил новую методику отбора лизинговых компаний, участвующих в программе. Насколько эффективна она оказалась и к каким результатам для конечных пользователей привела?
Напомним, что Минпромторг предложил лизинговым компаниям в ходе конкурсного отбора дать прогноз по количеству транспортных средств, которые они готовы передать в финансовую аренду на льготных условиях, и сумму, запрашиваемую из бюджета. Эти два показателя позволяют построить рейтинг эффективности использования бюджетных средств. Поясним на примере из практики прошедшего конкурса. Его абсолютным победителем стала компания РНЛ Лизинг, запросившая в бюджете на субсидии 26,1 млн руб. субсидий, обязавшись при этом продать транспортных средств на сумму 1,2 млрд руб. РНЛ Лизинг, входящая в группу компаний Renault, по итогам конкурса получила коэффициент эффективности 46,5. Традиционные лидеры автолизинга — Европлан, ВТБ Лизинг, Сбербанк Лизинг подали конкурсные заявки с коэффициентами 20-21.
В итоге к бюджетным средствам было допущено 15 лизинговых компаний, при том, что в конкурсе приняло участие 57 лизингодателей. Для сравнения — в первые годы реализации программы общее количество лизинговых компаний, принимающих в ней участие, превышало 70.
Пострадали ли при этом представители бизнеса? С точки зрения региональной доступности — нет, поскольку все победители имеют широкую филиальную сеть и предприятие из любой точки страны получает возможность заключить договор льготного лизинга.
Но это, так сказать, арифметика. А вот «математика» Минпромторга оказывает серьезное влияние на отрасль.
— Сейчас ЛК должны конкурировать между собой, при этом неся на себе риски и штрафы за невыполнение условий программы, которые противоречат друг другу, — считает Андрей Истомин, генеральный директор ГК «УРАЛЛИЗИНГ». — Думаю. что рынок может проглотить значительно больший объем средств по субсидии, но при наличии нормальных мотиваторов, которые были в последней программе уничтожены.
Вместо скидки в 10% рынку были предложены значительно меньшие, до 5%, что не оказывает существенной роли для принятия решения о покупке транспорта.
Развернутый анализ ситуации дал порталу All leasing генеральный директор компании Европлан:
— Европлан всегда последовательно выступал за настоящий конкурсный отбор путём истинного конкурирования за клиентов, конкуренции тех, кто уже заключил сделки и передал в лизинг технику, удовлетворяющую критериям программы и коэффициентам роста. Именно они должны получать компенсацию. Примерно так работала программа в 2016-18 гг. Это не заблаговременное квотирование лизинговых компаний, называемое в последнее время конкурсным отбором. Принцип получения субсидий должен быть не по квотам, под заявляемые плановые показатели в начале года, а через помесячную компенсацию по факту на конкретные лизинговые договоры с реальными лизингополучателями, которым была фактически передана техника в соответствующем отчетном месяце и есть подтверждение в виде ПТС. Сначала реальные сделки — потом компенсация. А не сначала распределение квот между ЛК, а потом сделки.
Европлан всегда поддерживает рыночную, развивающую конкуренцию, от которой выигрывает российский потребитель лизинговых услуг. Конкуренцию за клиента, а не за квоты. Надо отметить, что по действовавшему в прошлом году принципу распределения субсидий «на входе», компании, заявившие и выполнившие потом максимальные коэффициенты роста, прошли конкурсный отбор министерства и в целом смогли эффективно довести субсидии до широкого круга лизингополучателей.
Кроме того, лидеры рынка выступают против искусственного дробления лизингодателей при подаче заявок на конкурс:
— Мы выступали с инициативой ограничения лимитов на одну группу компаний, что в конечном счете позволяет большему количеству участников воспользоваться программами субсидирования, — говорит Ольга Кириллова, директор департамента корпоративного бизнеса АО «Сбербанк Лизинг».
— Механизмы отбора, конечно, требуют совершенствования, проблематика понятна всем участникам рынка и коллегам в Минпромторге РФ. Вопрос обсуждался многократно. Надеемся, что предложения будут услышаны, — поддерживает Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношений с партнёрами ООО «Балтийский лизинг».
О том, какой механизм отбора будет принят в 2022 году и в каком объеме Минпромторг выделит средства на данную программу портал All leasing оперативно расскажет читателям.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|