Модуль Леасофт БКИ

Лизинг на фоне дефицита

28 сентября 2021
Лизинг на фоне дефицита

Впервые за многие годы в России дефицит автомобилей. Первоначально он был вызван пандемией: из-за остановки ряда заводов возникли проблемы с комплектующими. На сокращение поставок наложился отложенный спрос, чем воспользовались производители и дилеры. Цены на автомобили выросли, а в салонах даже сокращенный модельный ряд предлагается с дополнительными опциями.

Все это отразилось и на рынке лизинга. Опрос портала All leasing демонстрирует, что этот фактор, скорее всего, повлияет и на годовые итоги отрасли.

Что хочет лизингополучатель?

Какие марки автомобилей пользуются наибольшим спросом у клиентов? Обобщая результаты опроса, проведенного порталом All leasing, можно говорить, что фаворитами на рынке являются:

LADA, KIA, Toyota — среди легковых и

ГАЗ, КАМАЗ и МАЗ в грузовом и коммерческом сегменте.

— Все эти бренды традиционно пользуются высоким спросом, но также есть и дополнительные факторы, повышающие привлекательность ряда марок из ТОП-5. Это государственная программа льготного лизинга колесных транспортных средств, которая распространяется на продукцию отечественного производства, — говорит Ольга Кириллова, директор департамента корпоративного бизнеса АО «Сбербанк Лизинг».

— Растет спрос на китайские автомобили, — добавляет руководитель направления продаж компании «Ураллизинг» Михаил Командирчик.

На неизменном уровне остался спрос на премиальные марки. Потребители, привыкшие к определенному уровню комфорта, не готовы пока отказаться от него даже на фоне возросших цен.

Что оказалось дефицитнее всего?

— Дефицит ощущается практически по всем премиальным брендам (Mercedes-Benz, BMW, Toyota, Lexus, Land Rover), — поделился Дмитрий Павлюк, начальник отдела лизинга автотранспорта ООО "Балтийский лизинг«.- Также проблемы были и в сегменте массовых авто — Mitsubishi, Nissan, Renault, Mazda, KIA, Hyundai. Сейчас наблюдается тотальный дефицит грузовой техники. Вся приходящая техника к дилерам законтрактована. Свободных машин нет. Это коснулось большой семерки производителей (Mercedes-Benz, Scania, Volvo, Man, Iveco, DAF, Renault). У КамАЗа и МАЗа ситуация более обнадеживающая — ряд моделей есть в наличии в достаточном количестве.

Дефицит по наличию испытывали и продолжают испытывать все автопроизводители во всех сегментах, отмечает Дмитрий Чернышев, генеральный директор CARCADE:

— Судя по обратной связи от партнёров, наиболее остро нехватку ощутили Skoda, KIA, Hyundai, Volkswagen, Porsche, Mercedes, JLR. Причины уже обсуждались не раз — после пандемии производства страдают от нехватки комплектующих и не справляются с нарастающим спросом.

Позицию коллег подтверждает генеральный директор «Совкомбанк Лизинга» Николай Севастьянов:

— В разные периоды текущего года в каждом из приведенных выше сегментов мы сталкивались с вопросом необходимости поиска и/или ожидания поставки автомобилей. При этом регулярная работа с дилерами и дистрибьюторами позволяет нам удовлетворять потребности наших клиентов в транспорте и спецтехнике.

В этот период проявилось еще одно преимущество лизинга: долгосрочное сотрудничество с производителями и дилерами дает возможность лизинговой компании эффективнее подбирать транспортное средство в соответствии с запросами потенциального клиента.

Если нужного авто нет в наличии

Но что делать, если клиент был настроен на приобретение автотранспортного средства определенной марки, а его нет в наличии? Может, он соглашается на машину с пробегом? Или согласен поменять марку? На практике все не так просто. Проблему подтверждает генеральный директор «Совкомбанк Лизинга» Николай Севастьянов:

— Далеко не каждый корпоративный клиент, приобретающий автомобиль для представительских целей, легко согласится поменять его на «оч. хор. б/у» того же бренда, или вообще сменить бренд. Аналогичная ситуация в коммерческом транспорте. Если парк клиента на 100% состоит из автомобилей одной марки, ввести в парк новые машины другой марки может быть несколько проблематично. При этом в сегменте розничного автолизинга требования порой не такие жёсткие и клиенты готовы рассматривать смену бренда или б/у технику.

— Важно уведомить клиента о наличии всех возможных альтернатив, и часто случается, что какой-то из предложенных вариантов окажется подходящим, — уточняет Ольга Кириллова, директор департамента корпоративного бизнеса АО «Сбербанк Лизинг».

А компания «Балтийский лизинг» все-таки старается найти именно ту модель, на которой настаивает клиент:

— Прежде всего, это поиск в городах присутствия филиала компании, запросы в дилерские центры соседних регионов, а также Москвы и Санкт-Петербурга, — рассказал Дмитрий Павлюк, начальник отдела лизинга автотранспорта ООО "Балтийский лизинг«.- Если нужная модель не найдена, предлагаем альтернативные варианты других марок. На рынок авто, бывших в эксплуатации, не каждый клиент готов идти, но если находилось хорошее предложение, то клиенты его с удовольствие рассматривали, и сделки заключались.

Аналогичной тактики придерживаются и в компании «УРАЛЛИЗИНГ» — там прикладывают все усилия, чтобы найти нужный автомобиль в других регионах.

И еще раз о преимуществах приобретения транспорта через лизинговую компанию напоминает Дмитрий Чернышев, генеральный директор CARCADE:

— Являясь крупной компанией, мы имеем уникальный доступ к квотам импортёров и можем влиять на постановку наших клиентов в списки приоритетной поставки нужных автомобилей с производства. Да, автомобили уже не в том доступе, что были пару лет назад, но все участники рынка свыклись с новыми реалиами, понимают причины и готовы ждать. Когда обращение к нам идёт по принципу «нужно сейчас и неважно что», наши специалисты помогают с подбором всех подходящих автомобилей из наличия. Но пересаживать на марки, за которыми изначально не обращаются, зачастую говорит о невозможности выполнения обещаний, а этого мы себе позволить не можем.

Потери на рынке

Отразилась ли, по мнению экспертов, ситуация с дефицитом на общем объеме сделок?

В целом все пришли к выводу, что отразилась. По объему потерь мнения расходятся. В «Балтийском лизинге» его оценивают в 10-15%.

— Не стоит забывать, что дефицит повлек за собой увеличение цен на автомобили в наличии, а также продажу только с дополнительным оборудованием (порой его наличие увеличивало итоговую цену и на 500 тысяч рублей), что заставило клиентов отложить покупку автомобилей на неопределенный срок, — напомнил Дмитрий Павлюк, начальник отдела лизинга автотранспорта ООО «Балтийский лизинг». — Таких кейсов было также примерно 10-15%. Это касается легкового автотранспорта.

Примерно так же оценивает ситуацию и руководитель направления продаж компании «Ураллизинг» Михаил Командирчик, говоря о 25% несовершенных сделок от общего количества за последний год.

А вот в компании «Сбербанк Лизинг» оптимистично отмечают, что чаще всего клиента удается перенаправить на приобретение иной марки или автомобиля с пробегом.

Впрочем, очевидно, что не всех. Столь же очевидно, что рынок лизинга недополучил существенную долю контрактов в своем самом активном сегменте — автотранспорте. Какую именно — увидим в конце года.

— Оценить возможный упущенный доход довольно трудно, но конечно он присутствует и исчисляется сотнями непереданных в периоде машин и генерацией искусственного спроса, -говорит Дмитрий Чернышев, генеральный директор CARCADE. -Тем не менее, несмотря на фактор дефицита транспортных средств, по итогам первого полугодия компании удалось увеличить свою результативность, существенно обгоняя динамику рынка автотранспорта.

Автомобиль — средство передвижения или снова роскошь?

Как быстро восстановится рынок автомобилей — и мы сейчас не о лизинге, а о заполненности дилерских салонов?

В «китайцах» не приходится сомневаться — они умеют использовать на пользу себе любую ситуацию на рынке.

А вот немецкие производители премиальных марок, проанализировав итоги постпандемийного года, пришли к нормальному капиталистическому выводу: хороших машин должно быть меньше, а цены на них — выше.

«Мы будем сознательно недостаточно удовлетворять спрос», — сообщил Financial Times директор по финансовым вопросам Daimler Харальд Вилгельм. Он добавил, что одновременно концерн «будет совершать переход к более высокому, люксовому сегменту».

По мнению экспертов, подобное решение автогигантов приведет к повышению цен во всем люксовым маркам.

Но дефицит коснулся не только легкового, но и сегментов LCV и грузового транспорта. Здесь проблему объясняют нехваткой комплектующих и повышенным спросом после пандемии. Особенно это коснулось LCV — малотоннажные грузоперевозки стали востребованы при повышенном спросе на online торговлю. Ни производители, ни дилеры к этому оказались не готовы.

Так что флитовые сделки в лизинге осложнились невозможностью поставки транспорта в привычные сроки. По словам специалистов отрасли, наиболее дефицитные модели приходится законтрактовывать и ждать по два-три месяца.

Большинство опрошенных экспертов уверены, что дефицит со временем удастся погасить. А вот вернуть прежние цены — навряд ли.

И это уже сказывается на объемах рынка. Как пишет телеграмм-канал CarleasingPro, впервые за год объем продаж в штуках в Центральном федеральном округе упал ниже показателей 2020 года. Автолизинг, признанный драйвер отрасли, тормозится новым фактором — дефицитом.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь