Автолизинговая компания «ЛК «Европлан» в рамках размещения своих биржевых облигаций провела презентацию для инвесторов и журналистов, в ходе которой рассказала о своей финансовой модели.
Почему мы пишем об этом на нашем портале?
Европлан — многолетний лидер автолизинга и задает в отрасли стандарты, которым так или иначе следуют крупнейшие участники рынка.
Мы предлагаем потенциальным лизингополучателям на примере Европлана узнать, как устроен лизинг изнутри, чтобы вам была понятна логика партнеров.
Средний чек сделки — 2,8 млн рублей.
За прошедший год Европлан приобрел для дальнейшей передачи в лизинг автотранспорта на 110 млрд рублей.
В 2020 году «Европлан» заключил более 52 тыс. лизинговых сделок
Начнем с первой цифры. 2,8 миллиона рублей — сумма средней сделки в компании, которая в течение года заключает 52 тысяч договоров лизинга. Это означает высочайшую диверсификацию бизнеса.
Поясним. Можно, например, передать таксомоторной компании 3000 машин в лизинг. И через год выяснить, что бизнес у этого клиента не пошел, а транспорт надо изымать. Представляете себе чистое поле, уставленное желтыми машинками? Профессионалы лизинга такую картину очень хорошо представляют, поскольку видели ее.
А вот тысячи индивидуальных предпринимателей и компаний одномоментно разориться не могут. Значит, чем диверсифицированнее портфель, тем устойчивее компания.
Следующая цифра, о которой хотелось бы поговорить — объем приобретаемой за год техники. Очевидно, что покупая ежегодно автотранспорт более чем на 100 млрд рублей, Европлан имеет скидки и преференции от производителей и дилеров. Это важный момент. Он объясняет финансовую модель компании:
— Мы фондируем достаточно простую финансовую модель: входим в сделки лизинга с российскими компаниями, имея определенный задел по стоимости — средняя скидка поставщиков составляет от 5 до 15 процентов, — говорит генеральный директор Европлана. — Мы работаем с авансом лизингополучателя, который в среднем составляет 10-20 процентов от стоимости машины. В течение всего срока действия лизинга остаток непогашенных инвестиций несколько ниже рыночной стоимости имущества.
На словах это действительно простая финансовая модель, но, чтобы выйти на диверсифицированный портфель в 91 млрд, надо, как говорит генеральный директор Европлана, добавить немногое: заключать ежегодно 50 тысяч сделок по всей стране, в 79 регионах присутствия, правильно страховать машину, ставить на учет в ГИБДД и еще оказывать дополнительные услуги. Кстати, огромный вклад в доход компании вносят именно продажи дополнительных автоуслуг. Клиентам сегодня мало просто приобрести транспортное средство, они хотят получать обслуживание автомобиля. Это, говорит руководитель Европлана, значимый фактор в конкурентной борьбе.
Теперь о деньгах. Понятно, что любая лизинговая компания вкладывает в приобретение имущества от 80 до 90 процентов собственных средств. Значит, лизингодатели не только профессиональные покупатели предметов лизинга, но и профессиональные заемщики на банковском и облигационном рынках. Именно поэтому финансовая политика лизинговых компаний должна быть абсолютно понятна, отчетность — прозрачна, а кредитоспособность подтверждена рейтинговыми агентствами.
У Европлана с этим все в порядке: это одна из немногих лизинговых компаний, которая много лет формирует и раскрывает отчетность по МСФО — в отличие от банков, лизинговые компании не обязаны этого делать, так что решение о раскрытии этой информации — инициатива компании. Европлан имеет международный рейтинг на уровне BB, stable (Fitch), российский рейтинг РА АКРА А+, прогноз «Стабильный». Прибавьте к этому безупречную кредитную историю.
Тут хотелось бы акцентировать внимание читателя: лизинговая компания не имеет права допустить минимальную просрочку по кредитам. Ни на день. Ни на час. Именно поэтому для лизинговых компаний так важна платежная дисциплина лизингополучателей, а значит, качественный лизинговый портфель. Формирование качественного портфеля — базовый принцип работы Европлана. Локдаун принес очередное подтверждение правильности своей политики. Компания принимала обращения от клиентов на предоставление финансовых каникул, но, даже в такой сложный период, большинство лизингополучателей продолжили платить по графику. Как отметил генеральный директор Европлана, малый бизнес показал свою ответственность: платежи поступали даже в период приостановки деятельности.
А теперь перейдем к вопросам, которые интересовали инвесторов и журналистов.
Во все кризисы автолизинг показывает себя более стабильным, чем другие сегменты финансовой аренды. Более того, автолизинг растет даже тогда, когда продажи автомобилей снижаются, именно так было в 2020 году.
Проникновение автолизинга в общие объемы продаж автотранспорта пока продолжает оставаться невысоким, а значит, здесь есть огромные возможности роста. По мнению руководства Европлана, при отсутствии крупных потрясений, темпы роста рынка сохранится на уровне 2020 года.
Дополнительным преимуществом автолизинга, дающим импульс его развитию, является развитый вторичный рынок: даже при расторжении договора финансовой аренды лизинговая компания выгодно продает предмет лизинга и выходит из сделки без убытков.
Физические лица — конечно, важный сегмент потенциальных клиентов. Главным сдерживающий фактором для его развития является существующая в России система налогообложения. Оформляя автокредит, физическое лицо возвращает банку средства и проценты, не облагаемые НДС, а при лизинге — с НДС, что увеличивает стоимость лизинга. При этом 85 процентов покупателей легкового транспорта — физлица. То есть, при устранении налогового дисбаланса, для автолизинга откроются огромные возможности.
За 21 год работы на рынке Европлан неоднократно рассматривал этот вопрос. Ответ: нет, не может, «потолок» очень высоко. Уровень проникновения лизинга в продажи автотранспорта в других странах существенно выше. Кроме того, сейчас в эксплуатации находиться огромная доля автотранспорта, возраст которого гораздо выше 10 лет, и именно лизинг дает огромные возможности для обновления этого устаревшего автопарка.
P.S. Давайте вернемся к событию, которое и стало поводом для проведения презентации деятельности Европлана и его облигаций. Инвесторы вновь продемонстрировали доверие к лидеру автолизинга. Как сообщила пресс-служба компании, спрос составил 26 млрд рублей, что в пять раз превысило предложение. В результате объем выпуска был увеличен с 5 млрд рублей до 13 млрд рублей.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|