7 января истекает срок моратория на банкротство, который правительство ввело для предприятий из наиболее пострадавших отраслей. Это одна из антикризисных мер в период пандемии. Что это значит для лизингополучателей, находящихся под мораторием и для лизингодателей?
Во-первых, напомним, что далеко не все российские компании получили такую преференцию. К наиболее пострадавшим отраслям были отнесены:
Отрасль |
Коды ОКВЭД 2 |
Деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам |
49.4 |
Деятельность прочего сухопутного пассажирского транспорта |
49.3 |
Деятельность физкультурно-оздоровительная |
96.04 |
Деятельность санаторно-курортных организаций |
86.90.4 |
Гостиничный бизнес |
55 |
Общественное питание |
56 |
Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению |
95, 96.01, 96.02 |
Очевидно, что наиболее активно лизингом пользуется транспортная сфера, как пассажирские, так и грузовые перевозчики, поскольку лизинг автотранспортных средств является самым распространенным видом финансовой аренды.
Лизинговая компания — кредитор и мораторий несет для нее определенные риски. Но, прежде всего, отметим, что банкротство заемщика, которым в данном случае является лизингополучатель, лизинговые компании практически не инициируют. Прежде всего, потому, что у них есть иной способ защитить свои интересы — изъятие предмета лизинга. Но и к изъятию компании прибегают только в крайнем случае. Всероссийскую известность получила ситуация, при которой региональная лизинговая компания передала в финансовую аренду более 200 автобусов для городских перевозок. В период пандемии поток пассажиров снизился, и транспортные компании не смогли полноценно обслуживать свои обязательства. Но и в этой ситуации автобусы не были изъяты, все стороны ищут поддержку, в том числе финансовую, у региональных властей. Лизинговой компании нужны деньги, а не автобусы для их дальнейшей продажи, городу — стабильная транспортная ситуация. Но эта история скорее исключение из правил. Опрошенные порталом Allleasing региональные лизинговые компании отметили, что среди их заемщиков под мораторием не более 10 процентов и просроченная задолженность в этом сегменте колеблется от 1,5 до 3 процентов. Хотя, отмечают аналитики, не исключены ситуации, когда компании и ИП, уже находящиеся на грани банкротства, берут на себя заведомо невыполнимые обязательства с целью их монетизации и вывода прибыли в течение действия моратория.
Хотя формально действия лизинговых компаний ограничены мораторием, на практике они имеют достаточно рычагов воздействия на недобросовестных получателей, сказал порталу All leasing Кирилл Зимарев, руководитель лизинговой практики компании STARE LEGAL Лизингодатели по-прежнему могут обращаться в суд с исковыми заявлениями и, как показывает практика, суды выносят решение в пользу лизинговых компаний. Да, это решение не будет исполнено службой судебных приставов до окончания моратория, что, казалось бы, дает лазейки для недобросовестных контрагентов. Но при этом возможно наложение ареста на счета лизингополучателя, так что опустошить счет к завершению моратория будет проблематично. И главное — лизинговые компании по-прежнему имеют право изъять предмет лизинга при нарушении условий договора, подчеркнул Кирилл Зимарев.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|