Российские лизинговые компании рассказали, как изменился спрос на услуги во время пандемии.
Предпочтения клиентов лизинговых компаний поменялись за время пандемии коронавируса: вырос спрос на операционный лизинг и удаленное сопровождение договоров, а на отсрочки по заключенным ранее сделкам и предоставление разрешений на выезд за границу, напротив, снизился, сообщили опрошенные РИА Новости участники отрасли.
Как сообщил первый заместитель гендиректора «Газпромбанк лизинга» Максим Калинкин, в розничном автолизинговом направлении наблюдается спрос на дистанционные сервисы, среди которых удаленное сопровождение договоров в личном кабинете клиента.
«Сейчас все большее количество клиентов предпочитают не только заключать, но и обслуживать сделки (графики платежей, счета-фактуры, задолженность по штрафам ГИБДД и другие возможности) онлайн», — сказал Калинкин.
Спрос на такие услуги наблюдают и в «ВТБ лизинге». По мнению директора по продажам продуктов автолизинга компании Артема Киселева, на фоне COVID-19 в компании видят рост числа активных пользователей личного кабинета клиента.
«На сегодняшний день уже 90% клиентов „ВТБ лизинг“ в сегменте автолизинга являются пользователями личного онлайн-кабинета. Значительно активизировалась коммуникация клиентов с компанией через сервис online-чата, количество диалогов выросло в два раза», — сообщил Киселев.
Калинкин из «Газпромбанк лизинга» добавил, что в работе с крупным бизнесом никаких существенных изменений не наблюдается кроме востребованности электронного документооборота при обмене юридически значимыми и первичными бухгалтерскими документами. Однако он отметил, что о полной цифровизации процесса лизинговых услуг для крупных корпоративных клиентов говорить пока рано в силу специфики бизнеса.
Востребованность в документообороте среди клиентов наблюдают также в «ВТБ лизинге» и «Интерлизинге». Региональный директор по Центральному федеральному округу компании «Интерлизинг» Елена Банникова отмечает спрос на реструктуризацию лизинговых платежей и на передачу ряда функций в ведение самих лизингодателей.
«Учитывая ограничения в работе госорганов и сложности с записью, например, на регистрацию техники, все больше клиентов готовы передать эту функцию лизинговой компании и получить зарегистрированную технику раньше и без лишних очных посещений госструктур», — рассказала она.
Как сообщили в компании «Европлан», с конца марта наблюдается стабильный спрос на финансовый лизинг. Потребность в нем не уменьшалась даже в период строгих ограничений, когда сделки не проводились. В компании отмечают, что после снятия режима самоизоляции и возобновления работы автосалонов спрос на эту услугу резко вырос.
«Именно в период пандемии компания предложила несколько новых продуктов на базе операционного лизинга. Оперлизинг исторически был гораздо менее популярным, чем „традиционный“ финансовый лизинг... Однако еще до пандемии стало очевидно, что ситуация изменится: у бизнеса есть огромный запрос на получение нового автотранспорта с более низким (в два раза ниже в среднем)ежемесячным платежом, нулевым авансом и включенными в платежи автоуслугами. Проблемы, вызванные коронавирусом, только усилили этот запрос», — утверждают в компании.
В «Европлане» считают, что развитие лизинга в России произойдет благодаря двум направлениям: популяризации операционного лизинга и расширения аудитории, поскольку сейчас запрос на лизинг со стороны физических лиц очень высок.
«Автокредиты стали менее доступны, а покупка автомобилей «за наличные» имеет ряд серьезных недостатков и рисков, которые только усилились в непростой период», — заявили в компании.
Киселев из «ВТБ лизинга» отметил, что в целом объем услуг на этапе сопровождения договора лизинга в компании регулярно растет, за исключением услуги по предоставлению разрешений на выезд за границу, поскольку сейчас эта возможность частично ограничена.
Снижение спроса на некоторые услуги наблюдают и в «Газпромбанк лизинге». Калинкин заявил, что с конца периода изоляции количество обращений от розничных клиентов по отсрочке договорных обязательств «практически сошло на нет».
Такую возможность компания предложила сразу после введения ограничительных мер на фоне коронавируса и поступлений от розничных клиентов запросов на пересмотр договорных обязательств.
«Мы предложили отсрочку по заключенным ранее договорам. Речь шла о подписании допсоглашений и выборе наиболее комфортного изменения платежей — от переноса даты до заморозки графика сроком до трех месяцев. В конце лета и осенью количество таких обращений практически сошло на нет», — объяснил топ-менеджер «Газпромбанк лизинга».
Представители отрасли считают, что выход из сложившейся ситуации на рынке, вызванной пандемией, есть. По оценке Калинкина, поскольку лизинг становится более доступным в качестве финансового инструмента для пополнения средств предприятий, участники рынка наращивают продажи.
«Так, поставщики и импортеры охотнее идут на скидки корпоративным клиентам, государство субсидирует лизинговые сделки как в целом, так и отдельные отрасли экономики. Кроме того, усиливающаяся конкуренция на рынке заставляет лизингодателей пересматривать условия в пользу клиентов — снижать авансы, стимулировать повторные продажи, расширять предложение за счет допуслуг. Как итог — проникновение лизинга постепенно растет, особенно это заметно в легковом сегменте авторынка», — резюмировал Калинкин.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|