Одной из антикризисных мер этого года стала разработка и реализация программы «Доступная аренда». По сути это государственная программа поддержки операционного лизинга.
В рамках программы лизинговые компании закупают новые автомобили и предоставляют их в аренду. Арендатор вносит авансовый платеж, часть которого за клиента покрывает государство. В течение нынешнего года таким образом планируется реализовать до 14 тысяч транспортных средств отечественного производства.
Напомним, что весенний простой вызвал на авторынке существенное падение продаж, которое эксперты оценивают более чем в 70 тысяч. Так что «Доступная аренда» направлена на поддержку сбыта продукции отечественного автомобилестроения.
С этой целью государство субсидирует до четверти расходов на приобретение автомобильной техники. Речь идёт о предоставлении скидки на авансовый платёж по договору операционного лизинга. Максимальный размер скидки ограничен: для легковых машин он составит 350 тыс. рублей, для легких коммерческих — 500 тыс. рублей, для грузового автотранспорта 900 тысяч.
В рамках оперлизинга по данной программе вместе с автомобилем пользователь получает полный спектр услуг: страхование, техобслуживание, шинный сервис, автопомощь, систему мониторинга.
В конце срока договора арендатор возвращает транспортное средство лизинговой компании и, при желании, может оформить новый договор.
Данная льгота касается легкового и грузового транспорта. Главное, чтобы он был произведен в России с соответствующей степенью локализации.
По программе участвуют ведущие лизинговые компании страны. Мы спросили их о первых результатах.
На фоне снижения доходов малого и среднего бизнеса лизинговая отрасль предлагает экономичный вариант для обновления автопарка — аренду без права выкупа.
Следует отметить, что программа рассчитана как на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе с упрощенной системой налогообложения, так на физических лиц.
Опрос компаний, которые работают в данной программе, показал, что в настоящий момент наиболее активно сделки проходят в сегменте малого и среднего бизнеса. Отдельным и значимым участником программы являются каршеринговые компании, отметили в компании «КОНТРОЛ лизинг»:
— Программа «Доступная аренда» показала себя как крайне востребованная, так как сегмент каршеринга стремительно растёт и является одним из драйверов роста авторынка.
Компания «Балтийский лизинг» делает ставку на более широкий круг пользователей:
— Пока анализировать статистику заключения сделок по программе «Доступная аренда» рано, поскольку она начала работать на российском рынке лизинга совсем недавно. О том, что «Балтийский лизинг» ведет прием заявок на условиях новой программы господдержки, мы сообщили месяц назад, в середине сентября, — говорит Андрей Волков, руководитель дирекции продуктового развития и взаимоотношения с партнерами ООО «Балтийский лизинг».- Еще на этапе разработки новой меры поддержки Минпромторг РФ привлекал к участию не только лизинговые компании, но также подключал к обсуждению производителей транспорта и отечественной телеметрии, которая в обязательном порядке должна быть установлена на все авто, субсидируемые в рамках «Доступной аренды». Активное обсуждение новой программы в СМИ шло с июля по сентябрь текущего года. «Балтийский лизинг» тоже выступил популяризатором по этому вопросу, обращая внимание аудитории на новые возможности для рынка. Отчасти поэтому наш пул сделок (в том числе и парковых), подходящих под условия программы, начал формироваться еще летом.
Как и предполагалось, интерес к программе «Доступная аренда» проявляют не только крупные компании, востребованной она стала и у индивидуальных предпринимателей, а также юридических лиц, пользующихся упрощенной системой налогообложения. От физических лиц тоже есть заявки, по которым мы прорабатываем коммерческие предложения. И пусть таких обращений пока немного, для этого сегмента клиентской аудитории тренд на использование нового финансового инструмента, мы надеемся, формироваться уже начал.
Аналогично оценивают потенциальных пользователей и в компании Европлан, сделавшей основной акцент в реализации данной программы на сегмент малого и среднего бизнеса и физических лиц.
Судя по количеству автомобилей, переданных к настоящему времени в долгосрочную аренду, программа Правительства будет выполнена.
В России традиционная идея владения пока побеждает идею пользования. Каршеринг получил широкое распространение пока только в четырех городах страны: Москве, Санкт-Петербурге, Казани, Сочи. Объем операционного лизинга автотранспорта, по данным РА Эксперт, не превышает 40 млрд рублей.
Но будущее за идеями шеринговой экономики, считает Павел Вешаев, генеральный директор компании FinHelp:
— Во всем мире и в бизнесе, и в частной жизни идет переход от владения к пользовании. Владение становится экономически нецелесообразным. В большом городе передвигаться на такси дешевле, чем на собственном автомобиле. Арендовать квартиру, как правило, дешевле, чем приобретать ее в ипотеку, особенно в российских реалиях.
Аналогично с операционным лизингом. Приобретение основных средств требует отвлечения собственных ресурсов, лишая компанию возможности зарабатывать на оборотном капитале. Лизинг же позволяет предприятию наращивать объем, причем делать это в достаточно короткие сроки. Поэтому своим клиентам я советую брать в лизинг все, что можно взять в лизинг.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|