Зоя Советкина, младший директор по банковским рейтингам агентства «Эксперт РА»
Снижение спроса со стороны клиентов вкупе с карантинными ограничениями в работе поставщиков оборудования стали основными проблемами, с которыми пришлось столкнуться лизинговым компаниям в первой половине 2020 года.
В рамках опроса, проводимого «Эксперт РА», лизинговым компаниям предлагалось распределить по степени значимости проблемы, с которыми им пришлось столкнуться в 1 полугодии 2020 года (от 1 до 5, где 1 — наименее острая проблема, а 5 — наиболее острая проблема, см. таблицу 1). Наиболее острой проблемой стало снижение спроса со стороны клиентов, заморозивших планы по обновлению основных средств вследствие экономического спада в условиях введения карантина. При этом подавляющее большинство опрошенных лизингодателей (70% респондентов) не увеличили долю отказов по входящим заявкам от клиентов, несмотря на ухудшение финансового состояния потенциальных лизингополучателей. Второй по значимости проблемой стали введенные ограничения в работе поставщиков предметов лизинга, в частности автодилеров, что привело к удлинению сроков поставки лизингового имущества. Рост просроченной задолженности со стороны лизингополучателей оказался третьим негативным фактором. Стоит отметить, что в качестве наименее значимой проблемы, сказавшейся на деятельности лизингодателей в период введенных ограничений, респонденты выделили невозможность работы компании в дистанционном режиме.
Таблица 1. Проблемы, с которыми столкнулись лизинговые компании в 1-м полугодии 2020 года (указаны в порядке убывания значимости)
Место |
Негативный фактор |
Средний балл |
1 |
Снижение спроса со стороны клиентов |
3,3 |
2 |
Ограничения в работе поставщиков предметов лизинга |
2,7 |
3 |
Рост просроченной задолженности |
2,6 |
4 |
Сокращение объема финансирования ЛК |
2,3 |
5 |
Девальвация рубля |
1,7 |
6 |
Отсутствие возможности дистанционной работы |
1,2 |
Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК
Введенный карантин не привел к значительному росту доли интернет-заявок, которые по итогам 1-го полугодия составили всего 3% в структуре продаж. Большинство договоров лизинговых компаний по-прежнему заключается путем прямых продаж, доля которых заметно сократилась по сравнению с 2013 годом вследствие роста продаж через банковские отделения и поставщиков оборудования. Так, доля лизинговых сделок, совершенных в офисах банков, в период с 2018 года по 1 полугодие 2020 года составляла от 14% до 22% против 1% в 2013 году (см. график 1). Данная динамика во многом обусловлена наращиванием розничного бизнеса лизингодателями, входящими в банковские группы либо перешедшими под контроль банков в последние годы.
График 1. Доля продаж лизинговых компаний в офисах банков
показала наибольший рост
Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|