Союз индивидуальных предпринимателей и самозанятых обратился с письмом к Российскому союзу промышленников и предпринимателей с просьбой посодействовать внесению изменений в законопроект о такси, чтобы самозанятые могли получить разрешение на перевозку пассажиров. Сообщая об этой новости, ТАСС уточнил, что сейчас для получения разрешения на перевозку пассажиров и багажа легковым такси необходимо быть зарегистрированным в качестве индивидуального предпринимателя, и водителям приходится оформлять еще и этот статус, что «нивелирует все плюсы» налогового режима для самозанятых.
Первый вопрос, который возникает в связи с этой инициативой, состоит в том, насколько в подобных изменениях заинтересовано государство.
— Определенная доля пользы в этой инициативе есть, — говорит Светлана Петропольская, заместитель генерального директора компании Urvista, эксперт по правовым вопросам московского отделения ОПОРЫ России — С юридической точки зрения индивидуальный предприниматель и самозанятый по статусу очень близки. И тот и другой отвечают перед потребителем за свои действия всем имуществом. То есть, какой-то дополнительной защиты от того, что водитель такси является индивидуальным предпринимателем, пассажир не получает.
С налоговой точки зрения тоже эти два статуса ничего не разделяет. Налог на профессиональный доход уравнивает две категории предпринимателей как налогоплательщиков.
Что же касается возможности профессиональной деятельности, то все это регулируется лицензионно-разрешительным законодательством. Если законодатель, рассматривая данную инициативу, поставит перед собой задачу обеспечить дополнительную защиту пассажира, то это следует делать путем повышения требований к квалификации. То есть, разницы в правовых и налоговых статусах индивидуального предпринимателя и самозанятого при работе в сфере такси практически нет.
С 1 июля налог на профессиональный доход, который раньше носил статус экспериментального, может быть использован во всех регионах России. Граждане отреагировали на это активным пополнением рядов самозанятых.
Если в феврале 2020 года Федеральная налоговая служба рапортовала о 465 тысячах самозанятых, то к 20 июля их количество, по данным Министерства экономического развития, составило 850 тысяч. Дело, говорят эксперты ОПОРЫ России, не только в привлекательном налоговом режиме, но и в экономических последствиях пандемии.
Очевидно, что возможность работать в такси дает таким людям высокий шанс трудоустройства.
Но доступен ли автомобиль для работы такси физическому лицу, коим самозанятый является для банка и лизинговой компании?
Специалисты нескольких специализированных лизинговых компаний пояснили порталу All leasing, что возможности физическому лицу приобрести автомобиль в лизинг для работы в сфере такси практически нет. Это связано с высокими бизнес —рисками (пандемия показала глубину проседания рынка) и с запредельной амортизацией транспортного средства. Эксперты подсчитали, что для получения средней зарплаты по Москве таксисту надо провести за рулем не менее 16 часов в сутки.
Да и в целом рынок работает с физическими лицами скорее в качестве исключения. Да данным Эксперт РА общий портфель сделок с физическими лицами по состоянию на первое полугодие 2020 года составил чуть более 3 млрд рублей, количество лизингодателей в данном сегменте — менее 10.
То есть, получить авто в лизинг для работы в такси — а статус самозанятого исключает трудовые отношения с таксопарком — близка к нулю.
И все же ниша есть.
В целом же аналитики лизинговых компаний, отвечающие на запрос портала All leasing, были единодушны в одном. Такого рода деятельность может быть востребована в небольших региональных городах, где меньше доминирование агрегаторов и есть ниши для предоставления независимой услуги по перевозке пассажиров. Для Москвы и Санкт-Петербурга такой ниши нет.
Напомним: зарегистрироваться в качестве самозанятых могут россияне, работающие «на себя» без наёмных сотрудников, если доход не превышает 2,4 млн рублей в год. Ставка налога для них составит 4% при обслуживании физлиц и 6% — юрлиц и ИП.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|