Уже не первый год Минпромторг РФ реализует программы льготного лизинга. По просьбам читателей рассказываем, как это работает на примере программы по субсидированию лизинга специальной и дорожно-строительной техники
Прежде всего, отметим: это не поддержка лизинговых компаний, это поддержка отечественного производителя и потребителя.
Работает это так. Минпромторг отбирает производителей строительной и дорожной техники и формирует перечень производимой ими продукции, подлежащей субсидированию. Следующим шагом отбираются лизинговые компании, которые смогут участвовать в данной программе. А вот уже лизинговые компании предлагают своим клиентам лизинг с государственной поддержкой, например, со скидкой в 12,5 процентов. Кто предоставляет эту скидку? На этапе заключения договора — лизинговая компания. Она оплачивает отечественному производителю полную стоимость имущества, но в договор финансовой аренды вносит сумму со скидкой.
Тут следует сделать отступление и сказать очевидное. Далеко не все заявки потенциальных лизингополучателей одобряются лизинговыми компаниями. Это же распространяется и на договоры лизинга с государственной поддержкой. Более того, существуют и дополнительные требования, но о них ниже.
Что происходит далее? Лизинговая компания подает в Минпромторг заявление на получение субсидии, прикладывая к нему заключенные договоры лизинга. Это является основанием для получения лизинговой компанией субсидии. По сути, ей возмещаются средства в объеме той скидки, которая была предоставлена клиенту.
Как лизингополучатель может понять, утверждена ли субсидия по его договору?
— Клиент, подавший заявку на субсидию МПТ, может узнать статус своей компенсации через свою лизинговую компанию. Компания направляет в Минпромторг РФ список договоров, а Минпромторг уже направляет ответ с ссылкой на заявление лизинговой компании и список договоров лизинга, — поясняет Вероника Новикова, председатель правления, директор по сопровождению бизнеса ГК Альфа-Лизинг.
Может ли случится так, что Минпромторг откажет в предоставлении субсидии по договору клиента?
Такая ситуация не исключена. На программу выделены определенные целевые средства. Лизинговые компании, участвующие в программе, подают данные о заключенных договорах и объеме субсидий. Поскольку работа с конечным потребителем — лиингополучателем — децентрализована, то может случится, что лизинговая компания подаст данные о договорах в тот момент, когда средства уже закончились. В этом случае Минпромторг отказывает в возмещении затрат лизинговой компании, а та — в свою очередь — лизингополучателю.
— Лизинговая компания изначально предоставляет скидку лизингополучателю из собственных средств, увеличивая свои вложения в сделку и риски. Поэтому лизинговая компания, как и ее клиенты, становится зависимой от получения субсидии от Минпромторг РФ: отказ в выплате субсидии влечет рост операционных издержек, и создает сложную ситуацию в отношения лизинговой компании и ее клиента, но не по вине лизинговой компании — говорит Вероника Новикова.
Важно помнить, что государственные программы субсидирования — это все-таки только возможность получить дополнительную выгоду. Министерство промышленности и торговли не дает 100% гарантии, что клиенты получат выплату, на которую претендуют.
Еще один важный вопрос, который следует помнить, рассчитывая на льготный лизинг.
Если речь идет о строительной или дорожно-строительной технике, то лизингополучатель должен относиться к данной сфере. Проверяется это по кодам ОКВЭД. Если о сельскохозяйственной — то основным видом деятельности получателя должно быть сельскохозяйственное производство.
Отсюда — следующий нюанс. Любое использование бюджетных средств влечет за собой последующую проверку их целевого использования. В нашем случае проверяется лизинговая компания. Но практика показывает, что возможны и проверки лизингополучателя.
Так что лизинг с государственной поддержкой — это не только дополнительные возможности, но и определенные операционные издержки.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|