Согласно данным Russian Automotive Market Research, в январе-феврале 2020 г. заключено 22,5 тыс. договоров финансового лизинга на транспортные средства. Это на 13% меньше, чем было заключено в аналогичном периоде 2019 г.
В январе-феврале 2020 г. в финансовый лизинг было передано 26,1 тыс. ед. транспортных средств, что на 30% меньше, чем в аналогичный период прошлого года, отмечают аналитики. Количество досрочно прекращенных договоров лизинга, напротив, растет. За первые два месяца текущего года досрочно завершено действие 7,1 тыс. договоров финансового лизинга, что на 54% больше, чем в январе-феврале 2019 г.
Как пояснила Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research, в большинстве случаев речь идет не о досрочном выкупе техники, поскольку прекращены договоры, заключенные в первые месяцы года. Аналитики агентства видят возможные причины этого в переоценке потребностей компаний-лизингополучателей в технике на фоне экономической неопределенности, в переориентировании на другие виды финансирования, в заключении договоров с другими лизинговыми компаниями, предоставившими более привлекательные условия.
Впрочем, не все лизинговые компании, имеющие розничный портфель, отметили эту тенденцию в своей практике. Так, например, Артем Киселев, директор по продажам продуктов автолизинга ГК ВТБ Лизинг отмечает, что в практике его компании кардинально иная картина. В январе процент расторжений по таким договорам составил 5,3%, а в феврале — 4,4%. Этот показатель сохраняется в компании на уровне прошлого года.
А вот, рассматривая развитие ситуации на первые весенние месяцы, наш собеседник подтвердил ожидание турбулентности:
— Считаем, что в марте-апреле количество договоров, расторгнутых до момента передачи техники в лизинг, увеличится. В марте все лизинговые компании ощутили большой наплыв клиентов, которые хотели приобрести транспорт по неизмененным ценам. К сожалению, не все дилеры смогли зафиксировать прежние цены либо не хватило транспортных средств. Кроме того, учитывая общий спад деловой активности, можно ожидать, что многие клиенты, подписавшие договор, будут сосредоточены на сохранении бизнеса, а не на его развитии, и перераспределят финансы на другие цели.
Аналогичный прогноз высказал Олег Заглядин, генеральный директор компании CARCADE:
— В первом квартале 2020 года рост лизинговых продаж был аномально высоким — мы росли как в сезон. При этом досрочно были расторгнуты всего около 1% заключенных договоров.
Такое поведение потребителей связано, в первую очередь, с тем, что сначала все закрывали 2019 год и получали автомобили по ранее заключенным договорам, а с января 2020 года начался довольно резкий рост цен на автомобили и бизнес пытался получить транспорт как можно скорее, пока его стоимость не выросла. Что касается прогнозов, то мы предполагаем, что в апреле этого года рынок замедлится из-за того, что значительную часть компаний, фактически, вынудили уйти в отпуск, но затем мы ждем всплеска продаж, так как большинство связанных с эпидемией изменений в бизнес-процессах компаний потребуют расширения транспортного парка, а с другой стороны — денег у бизнеса практически не останется, и получить транспорт можно будет только в кредит или в лизинг«.
А как ведет себя в этой ситуации рынок оборудования? Владимир Мельничук, заместитель генерального директора по Центральному региону компании «Сименс Финанс» отмечает, что рынки оборудования и автотранспорта, в особенности легкового, очень отличаются. И отличие это заключается в самой природе финансируемого актива — как правило, приобретение автомобиля не является крайней необходимостью, равно как и договоры на поставку легкового транспорта обычно не влекут каких-либо ощутимых последствий в случае их расторжения.
— Ситуация с финансированием оборудования выглядит совсем по-другому, — отметил Владимир Мельничук. — В подобного рода сделках лизингополучатели стремятся удовлетворить свои потребности в расширении или обновлении производства, заменить устаревшее оборудование, решить технические задачи и пр., то есть найти ответы на вопросы, связанные с эффективностью, а то и жизнеспособностью предприятия. Кроме того, договоры на поставку оборудования, ввиду гораздо меньшей его ликвидности по сравнению с легковым автотранспортом, содержат штрафные санкции за расторжение, что также останавливает желающих расторгнуть договор без очень веских на то оснований. Да, экономическая ситуация сегодня выглядит весьма удручающе — экономика падает, рубль дешевеет, что, конечно, не может не влиять на активность клиентов, усугубляющуюся распространением коронавируса, связанными с ним ограничениями и существенно снизившуюся под влиянием всех обозначенных факторов. И перспективы у отрасли пока не слишком оптимистичные.
Впрочем, лизинговые компании, как показывает опрос портала All-leasing, проявляют гибкость во взаимоотношениях с клиентами, чьи отрасли пострадали от сложившейся эпидемиологической ситуации. В ближайшее время мы расскажем о позиции лизингодателей по платежам апреля и предлагаемых вариантах реструктуризации.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|