Модуль Леасофт БКИ

Растет количество лизинговых договоров, от которых стороны отказались на старте

14 апреля 2020
Растет количество лизинговых договоров, от которых стороны отказались на старте

Согласно данным Russian Automotive Market Research, в январе-феврале 2020 г. заключено 22,5 тыс. договоров финансового лизинга на транспортные средства. Это на 13% меньше, чем было заключено в аналогичном периоде 2019 г.

В январе-феврале 2020 г. в финансовый лизинг было передано 26,1 тыс. ед. транспортных средств, что на 30% меньше, чем в аналогичный период прошлого года, отмечают аналитики. Количество досрочно прекращенных договоров лизинга, напротив, растет. За первые два месяца текущего года досрочно завершено действие 7,1 тыс. договоров финансового лизинга, что на 54% больше, чем в январе-феврале 2019 г.

Как пояснила Татьяна Арабаджи, директор Russian Automotive Market Research, в большинстве случаев речь идет не о досрочном выкупе техники, поскольку прекращены договоры, заключенные в первые месяцы года. Аналитики агентства видят возможные причины этого в переоценке потребностей компаний-лизингополучателей в технике на фоне экономической неопределенности, в переориентировании на другие виды финансирования, в заключении договоров с другими лизинговыми компаниями, предоставившими более привлекательные условия.

Впрочем, не все лизинговые компании, имеющие розничный портфель, отметили эту тенденцию в своей практике. Так, например, Артем Киселев, директор по продажам продуктов автолизинга ГК ВТБ Лизинг отмечает, что в практике его компании кардинально иная картина. В январе процент расторжений по таким договорам составил 5,3%, а в феврале — 4,4%. Этот показатель сохраняется в компании на уровне прошлого года.

А вот, рассматривая развитие ситуации на первые весенние месяцы, наш собеседник подтвердил ожидание турбулентности:

— Считаем, что в марте-апреле количество договоров, расторгнутых до момента передачи техники в лизинг, увеличится. В марте все лизинговые компании ощутили большой наплыв клиентов, которые хотели приобрести транспорт по неизмененным ценам. К сожалению, не все дилеры смогли зафиксировать прежние цены либо не хватило транспортных средств. Кроме того, учитывая общий спад деловой активности, можно ожидать, что многие клиенты, подписавшие договор, будут сосредоточены на сохранении бизнеса, а не на его развитии, и перераспределят финансы на другие цели.

Аналогичный прогноз высказал Олег Заглядин, генеральный директор компании CARCADE:

— В первом квартале 2020 года рост лизинговых продаж был аномально высоким — мы росли как в сезон. При этом досрочно были расторгнуты всего около 1% заключенных договоров.

Такое поведение потребителей связано, в первую очередь, с тем, что сначала все закрывали 2019 год и получали автомобили по ранее заключенным договорам, а с января 2020 года начался довольно резкий рост цен на автомобили и бизнес пытался получить транспорт как можно скорее, пока его стоимость не выросла. Что касается прогнозов, то мы предполагаем, что в апреле этого года рынок замедлится из-за того, что значительную часть компаний, фактически, вынудили уйти в отпуск, но затем мы ждем всплеска продаж, так как большинство связанных с эпидемией изменений в бизнес-процессах компаний потребуют расширения транспортного парка, а с другой стороны — денег у бизнеса практически не останется, и получить транспорт можно будет только в кредит или в лизинг«.

А как ведет себя в этой ситуации рынок оборудования? Владимир Мельничук, заместитель генерального директора по Центральному региону компании «Сименс Финанс» отмечает, что рынки оборудования и автотранспорта, в особенности легкового, очень отличаются. И отличие это заключается в самой природе финансируемого актива — как правило, приобретение автомобиля не является крайней необходимостью, равно как и договоры на поставку легкового транспорта обычно не влекут каких-либо ощутимых последствий в случае их расторжения.

— Ситуация с финансированием оборудования выглядит совсем по-другому, — отметил Владимир Мельничук. — В подобного рода сделках лизингополучатели стремятся удовлетворить свои потребности в расширении или обновлении производства, заменить устаревшее оборудование, решить технические задачи и пр., то есть найти ответы на вопросы, связанные с эффективностью, а то и жизнеспособностью предприятия. Кроме того, договоры на поставку оборудования, ввиду гораздо меньшей его ликвидности по сравнению с легковым автотранспортом, содержат штрафные санкции за расторжение, что также останавливает желающих расторгнуть договор без очень веских на то оснований. Да, экономическая ситуация сегодня выглядит весьма удручающе — экономика падает, рубль дешевеет, что, конечно, не может не влиять на активность клиентов, усугубляющуюся распространением коронавируса, связанными с ним ограничениями и существенно снизившуюся под влиянием всех обозначенных факторов. И перспективы у отрасли пока не слишком оптимистичные.

Впрочем, лизинговые компании, как показывает опрос портала All-leasing, проявляют гибкость во взаимоотношениях с клиентами, чьи отрасли пострадали от сложившейся эпидемиологической ситуации. В ближайшее время мы расскажем о позиции лизингодателей по платежам апреля и предлагаемых вариантах реструктуризации.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь