На протяжении 2019 года российский рынок лизинга демонстрировал более скромные темпы прироста, чем в 2016–2018-м, что не помешало ему удержаться в топ-5 крупнейших европейских рынков лизинга по итогам первой половины прошлого года. По итогам 2019 года объем нового бизнеса составил 1,5 трлн рублей (+15 %), демонстрируя снижение темпов прироста второй год подряд вследствие сокращения объема крупных корпоративных сделок с железнодорожной и авиатехникой. Причиной сокращения ж/д сегмента во многом послужила стагнация объемов погрузки на железнодорожных путях в 2019 году (-0,9 %), что в большей степени было обусловлено падением цен на уголь и, как следствие, ростом профицита некоторых видов вагонов. Авиализинг показал отрицательную динамику вследствие сокращения поставок в финансовый и оперативный лизинг самолетов «Сухой», что привело к минимальной за последние пять лет доле оперлизинга на рынке (9,3 %). Договоры с морскими и речными судами, а также крупная сделка с недвижимостью лидера рынка поддержали корпоративные сегменты, которые тем не менее показали отрицательную динамику впервые с 2015 года. Остальные сегменты, напротив, росли двузначными темпами (+30 %), что было обусловлено во многом динамикой автолизинга, а также сделками со строительной техникой и оборудованием для нефте- и газодобычи и переработки.
График 1. В 2019 году корпоративный сегмент сократился на 5 %
вследствие сжатия темпов прироста у топ-10 ЛК
Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК
Если сравнивать объемы и динамику лизингового бизнеса с банковским кредитованием, то, по нашему мнению, корректнее сопоставлять объем нового бизнеса ЛК не с общими выдачами кредитов корпоративным заемщикам, а с инвестиционным кредитованием. Как правило, инвестиционные кредиты идут на модернизацию и расширение производства, поэтому по своему назначению более близки к лизингу и нередко сопоставляются с ним. Ввиду того что в России отсутствует подробная статистика по инвесткредитованию, отчасти аналогом данного финансирования могут выступить банковские кредиты, входящие в состав инвестиций в основной капитал. Согласно данным Росстата, по итогам прошлого года объем выдачи таких кредитов составил 1 874 млрд рублей, а его динамика заметно коррелирует с объемом нового бизнеса ЛК, который более чувствителен к снижению инвестиционной активности в экономике. На протяжении последних лет лизинг сокращал отставание от объема выдаваемых кредитов, направленных на инвестиции в основной капитал, но по-прежнему уступает им, в то время как в отдельных странах (например, в Польше, которая по объему рынка сопоставима с Россией) стал превышать объем инвесткредитов.
График 2. За последние годы объем НБ заметно сократил отставание от кредитов, направленных на инвестиции в основной капитал
Источник: «Эксперт РА», данные Росстата
Основным источником фондирования лизинговых сделок остаются банковские кредиты, доля которых в профинансированных средствах составляет не менее 60 % на протяжении последних четырех лет. По данным Банка России, при оценке ежемесячной динамики выданных кредитов ЛК[1] отмечается их резкий рост в ноябре 2019 года (на сумму, эквивалентную 63 млрд рублей), во многом обусловивший рост корпоративных сделок, которому сопутствовало увеличение доли валютных выдач относительно 2018-го (в среднем 10 % за 2019-й против 2,5 % годом ранее). По нашему мнению, рост валютных кредитов на фоне укрепления курса рубля и снижения кредитных ставок в прошлом году может свидетельствовать о реализации части отложенного спроса со стороны клиентов на сделки с иностранным оборудованием. В предыдущие годы объем таких сделок снижался, во многом они были точечными и совершались в периоды кратковременного укрепления рубля либо ввиду крайней необходимости в таком оборудовании из-за отсутствия достойных аналогов в России. Учитывая девальвацию национальной валюты в марте 2020 года, привлечение данных кредитов несет повышенные риски для лизинговых компаний. Проблемы с обслуживанием валютного долга возникнут у авиакомпаний вследствие падения пассажироперевозок и компаний, занимающихся добычей и транспортировкой угля и нефти, цены и спрос на которые продолжают снижаться.
График 3. В 2019 году был отмечен рост выдачи валютных кредитов ЛК
Источник: «Эксперт РА», данные Банка России
Объем НБ с представителями МСБ по итогам 2019 года вырос на 27 % и составил 795 млрд рублей, что формирует 53 % лизингового рынка. «Локомотив отрасли в сегменте автолизинга для субъектов МСБ — это продукты Express, — отмечает Вячеслав Михайлов, руководитель управления развития бизнеса автолизинга компании „ВТБ Лизинг“. — Простой и понятный пакет документов и, самое главное, скорость принятия решения. В 2019 году счет шел уже не на дни, как еще два — три года назад, а на часы». При этом доля малого бизнеса в новом бизнесе сегмента МСБ за последние шесть лет снизилась с 79 до 67 %, что помимо миграции части малых предприятий в средние также обусловлено реальным сокращением их числа. Так, за 2019 год количество ЮЛ и ИП, относящихся с микро- и малым предприятиям[2], сократилось на 122,5 тыс. или на 2 %, а общее число представителей МСБ на 2,1 %. В то же время количество лизингополучателей по всем действующим договорам участников наших исследований увеличилось за последние два года с 148 до 200 тыс., из которых, по нашим оценкам, около 170 тыс. являются представителями МСБ. В разрезе федеральных округов наибольший объем лизинговых платежей к получению на 1 тыс. предприятий МСБ приходится на Москву, Санкт-Петербург и Приволжский ФО. При этом наименьшая доля МСБ, являющихся клиентами ЛК, отмечается в Северо-Западном ФО (за искл. Санкт-Петербурга) и Южном ФО. Так, доля МСБ, являющихся клиентами ЛК в данных городах и ФО, составляет 2,4 и 2 % соответственно, в то время как в среднем (без учета Северо-Кавказского и Дальневосточного ФО) данный показатель превышает 3 %.
График 4. Отдельные ФО заметно отстают по уровню проникновения
лизинговых услуг для МСБ
Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА», по данным ФНС и анкетирования ЛК
Порядка 70 % сегмента МСБ занимает автолизинг, объем которого за прошлый год вырос на 26 % и составил 453 млрд рублей. Более 50 % нового бизнеса в автолизинге по-прежнему формируется грузовыми автомобилями, однако за 2017–2019 годы доля легковых автомобилей выросла с 43 до 47 %, что также отразилось на доле лизинга в продажах легковых (PC), а еще легковых коммерческих и грузовых коммерческих автомобилей массой не более 3,5 т (LCV). Так, доля лизинга в продажах PC и LCV за 2019 год, по нашим оценкам, увеличилась с 9 до 10 %. При этом в прошлом году, как и в 2015-м, доля лизинга росла на фоне снижения автопродаж. Если пять лет назад рост доли лизинга был обусловлен меньшим сокращением лизинга легковых машин по сравнению с общими автопродажами из-за введения госсубсидий, то в 2019 году снижение процентных ставок и слабый рост экономики все больше стимулировали предприятия и население приобретать автомобили на заемные средства, в том числе в лизинг и кредит. В результате рост числа лизинговых сделок, основная часть которых приходится на автолизинг, составил около 19 %, а количество выданных банками автокредитов выросло на 12 %. «Мы наблюдаем устойчивый тренд роста корпоративных продаж с использованием лизинга в период 2017–2019 годов. Более половины коммерческих организаций приобретают автомобили в лизинг, — отмечает Александр Мигаль, управляющий директор KIA Motors Russia & CIS. — Доля лизинга в сегменте такси и такси-агрегаторов приближается к 75 % всех продаж и почти 100 % в каршеринг».
График 5. В 2019 году автолизинг вырос на 26 % и
увеличил свою долю в продажах PC и LCV
Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА», по данным анкетирования ЛК, АЕБ
Поддержку автолизингу в 2019 году оказала активная работа ЛК на рынке каршеринга, что в том числе позволило московскому парку каршеринга превысить 30 тыс. автомобилей и стать крупнейшим в мире. «По нашим оценкам, на каршеринг и такси приходится примерно 12 % рынка автолизинга, — говорит Александр Усов, исполнительный директор компании „КОНТРОЛ лизинг“. — Мы видим конкуренцию на рынке такси, на этот сегмент стали обращать внимание лизинговые компании с госучастием». При этом если Москва может быть близка к насыщению каршеринговыми автомобилями, то Санкт-Петербург, а также другие крупные города еще имеют большой потенциал для развития данного сегмента. Вместе с тем в дальнейшем износ автомобилей таксопарков и каршеринговых компаний будет обеспечивать стабильный спрос на лизинг автомобилей, что позволит ЛК нарастить базу повторных клиентов. Согласно анкетированию, средняя доля повторных клиентов, имевших в течение последних трех лет действующий договор лизинга с ЛК, по итогам прошлого года составила 50 против 48 % в 2017 году. Уровень одобрения заявок на получение лизинга со стороны ЛП также практически не изменился и составил около 60 %.
Если 2019-й характеризовался снижением кредитных ставок и увеличением объемов фондирования для ЛК на фоне укрепления рубля, то в текущем году ситуация во многом будет диаметрально противоположной. Поэтому исходя из рисков макроэкономической ситуации, возникших вследствие пандемии коронавирусной инфекции COVID-19 и нарушения баланса спроса и предложения на нефтяном рынке, мы видим два сценария развития лизинговой отрасли в 2020 году, а именно умеренно негативный и кризисный. В своем прогнозе «Эксперт РА» опирается на умеренно негативный сценарий, предполагающий среднегодовую стоимость нефти марки Brent 40–45 долларов за баррель, падение курса национальной валюты на фоне слабых котировок нефти приведет к ускорению инфляционных процессов и превышению таргета, установленного Банком России в 4 %. В результате ключевая ставка может быть повышена на 1–1,5 п. п., а темпы роста российской экономики замедлятся до околонулевых значений. Как следствие, рынок лизинга в текущем году продемонстрирует сокращение после четырехлетнего роста. Данный прогноз является наиболее вероятным, поэтому все прогнозные значения исследования приведены исходя из этих предпосылок.
Таблица 1. Ключевые предпосылки прогноза на 2020 год
Индикатор |
Умеренно негативный сценарий |
Кризисный сценарий |
Цена нефти марки Brent, долл. за баррель (среднегодовая) |
40–45 |
<35 |
Темп прироста реального ВВП, % |
0–0,5 |
<-1,5 |
Уровень инфляции по итогам года, % |
4–5 |
>7 |
Ключевая ставка Банка России (на конец года), % |
7–7,5 |
>9 |
Источник: оценка рейтингового агентства «Эксперт РА»
Исходя из данного сценария в 2020 году ж/д сегмент продолжит сокращаться вследствие дальнейшего роста профицита подвижного состава из-за падения погрузки на сети РЖД (-2,8 % за январь — февраль 2020-го против аналогичного периода прошлого года). Основной причиной снижения погрузки во многом является падение спроса на ключевые грузы — каменный уголь (-8,4 % за январь — февраль текущего года[3]), а также нефть и нефтепродукты (-2,1 % за аналогичный период). При этом сокращение погрузки данных товаров в текущем году усилится ввиду усугубляющихся рисков для мировой экономики из-за пандемии коронавирусной инфекции COVID-19, а также разрыва сделки ОПЕК+ и обострения ценовой войны на нефтяном рынке. Кроме того, падение арендных ставок на фоне роста эксплуатационных затрат также повлечет снижение спроса на лизинг полувагонов со стороны клиентов. Влияние этих факторов приведет к сжатию ж/д сегмента на 40 %. При этом профицит вагонов и неопределенность относительно объема перевозок будут способствовать повышению спроса со стороны ж/д операторов на оперативный лизинг.
Авиализинг показал себя довольно волатильным сегментом на протяжении последних пяти лет ввиду повышенной чувствительности к реализации крупных сделок, а также неопределенности относительно развития технической поддержки воздушного парка Superjet, что сдерживает спрос со стороны потенциальных покупателей. «Показатель нового бизнеса для авиализинга очень волатилен и не совсем типичен, гораздо более показательным является лизинговой портфель, а он здесь стабилен, — отмечает Кирилл Царев, президент ОЛА, председатель совета директоров компании „Сбербанк Лизинг“. — Это связано с тем, что средний чек договора очень высокий, и сделок на рынке (впрочем, как и клиентов) традиционно немного». Кроме того, ослабление рубля и ограничения на полеты из-за коронавируса окажут давление на объем пассажирских перевозок, что в итоге приведет к росту убытков авиакомпаний и замораживанию их планов по наращиванию и обновлению воздушного парка. В этой связи динамика авиализинга будет слабой в нынешнем году, однако относительно базы 2019-го (самой низкой за последние семь лет) мы ожидаем небольшого восстановления (не менее +5 %) ввиду закрытия сделок, начатых в прошлом году.
Драйверу рынка — автолизингу — из-за продолжающихся падений продаж как грузовых, так и легковых автомобилей будет сложно показать темпы прироста более 5 %, что и без учета инфляции будет соответствовать околонулевому росту. При этом удорожание стоимости среднего автомобиля на фоне девальвации и в том числе из-за повышения утилизационного сбора не сможет компенсировать объему НБ спад лизинговых продаж ЛК. Обеспечить кратковременный всплеск спроса на лизинг автомобилей может волатильность рубля вследствие ожиданий дальнейшего подорожания машин, а госсубсидии в случае увеличения их объема окажут поддержку рынку, но не переломят негативный тренд. Снижение инвестиционной активности представителей МСБ из-за изменившейся макроэкономической ситуации ударит по спросу на лизинговые услуги. Прочие сегменты совокупно, по нашим оценкам, покажут отрицательные темпы прироста (-13 против +69 % в 2019 году) из-за высокой базы в сегментах недвижимости и морских и речных судов. В результате объем НБ по итогам 2020 года сократится на 10 % и не превысит 1,4 трлн рублей. При этом меньшие темпы сокращения возможны только за счет крупных сделок, динамика которых не будет отражать реального состояния всего рынка.
Таблица 2. Рынок лизинга при реализации умеренно негативного и кризисного сценариев
Сегменты |
Умеренно негативный сценарий |
Кризисный сценарий |
Легковые и грузовые автомобили, млрд руб. |
600 |
510 |
Темп прироста, % |
5 |
-10 |
Железнодорожная техника, млрд руб. |
150 |
130 |
Темп прироста, % |
-40 |
-50 |
Авиационный транспорт, млрд руб. |
84 |
70 |
Темп прироста, % |
5 |
-15 |
Прочие сегменты, млрд руб. |
520 |
480 |
Темп прироста, % |
-13 |
-20 |
Объем нового бизнеса всего, млн руб. |
1 400 |
1 200 |
Темп прироста, % |
-10 |
-20 |
Источник: прогноз рейтингового агентства «Эксперт РА»
«Эксперт РА» также не исключает и реализации кризисного сценария. По нашему мнению, ближайшие два месяца будут определяющими для выбора сценарного вектора. По оценкам агентства «Эксперт РА», Банк России продолжит предпринимать меры для поддержания курса рубля вплоть до конца апреля, после чего ослабит или прекратит валютные интервенции. В конце апреля рынок сможет оценить снижение спроса на нефть в зависимости от замедления мировой экономической активности на фоне борьбы с вирусом, а также влияние от увеличения с 1 апреля объема нефтедобычи. В случае отсутствия договоренностей по возобновлению сделки ОПЕК+ нефтяные цены ждет очередной период снижения, в результате поддержание курса рубля в текущем ценовом диапазоне станет экономически невыгодным для Банка России, так как будет ускоренно истощать резервы. Отказ от валютных интервенций на фоне слабых цен на нефть приведет к значительному обесценению национальной валюты и активирует условия для наступления кризисного сценария, реализацию которого мы ожидаем при среднегодовой цене на нефть марки Brent ниже 35 долларов за баррель. В случае подобного развития событий сокращение объема нового бизнеса по итогам 2020 года может составить более 20 %, а его абсолютный размер не превысит 1,2 трлн рублей.
[1] Объем кредитов, предоставленных юридическим лицам — резидентам и индивидуальным предпринимателям в рублях по ОКВЭД2 «77-Аренда и лизинг».
[2] По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства (https://rmsp.nalog.ru/).
[3] По данным пресс-службы ОАО «Российские железные дороги» (РЖД).
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|