Расходы федерального бюджета на лизинговую отрасль сопоставимы с затратами из бюджета на сельское хозяйство, транспорт или рыболовство. Такие оценки озвучил Сергей Моисеев, советник первого заместителя Председателя ЦБ, выступая на конференции «РА Эксперт». В среднем на сектор приходится от 0,1 до 0,15% федеральных расходов или порядка 30 млрд рублей в год.
По подсчетам представителя ЦБ, за последние 10 лет федеральное правительство вложило в капитал связанных с ним компаний 481 млрд рублей. Пик затрат пришелся на 2015 год, когда на докапитализацию было потрачено почти 60 млрд.
С 2008 по 2019 гг. совокупный объем федерального субсидирования лизинговой деятельности составил 227 млрд рублей, а с учетом запланированных расходов в 2020–21 гг. цифра составит 284 млрд рублей.
Финансовая устойчивость ряда лизинговых компаний с участием государства также обеспечивается бюджетными субсидиями. Это означает, что отдельные компании не в состоянии за счет своей коммерческой деятельности обслуживать долговое бремя и поэтому нуждаются в том, чтобы ежегодно из бюджета выделялись средства на их поддержку для возмещения процентных расходов. В последующие годы поддержка финансовой устойчивости отдельных компаний будет обходиться правительству в 15–20 млрд рублей субсидий на процентные расходы в год.
При этом, отметил Сергей Моисеев, протекционистская политика правительства со временем менялась. Изначально получателями бюджетных средств были непосредственно производители, работающие в рамках сбыта продукции с лизинговыми компаниями. Например, существенные расходы государство понесло, выводя на рынок новую модель самолета Sukhoi Superjet 100. Но в связи с тем, что модель имеет ограниченный рынок сбыта и не пользуется за пределами России спросом, скорее всего, объем финансирования этого направления будет сокращен. Видимо, следующим направлением государственной поддержки станет судостроение. В октябре 2019 года правительство приняло программу развития судостроительной промышленности, и в ней предусмотрен лизинг с государственным софинансированием.
Ранее политика государственного субсидирования, как правило, применялась либо на старте каких-то крупных инфраструктурных проектов (авиапром), либо в моменты рецессии (подвижной состав железных дорог). Именно такая аргументация приведена в правительственных документах начала 2000-х, когда исполнительная власть впервые прибегла к практике субсидирования. Но впоследствии из циклической эта форма поддержки стала перманентной.
При этом, отметил Сергей Моисеев, что все больше общественного интереса вызывают субсидии Минпромторга в лизинге автотранспортных средств и спецтехники. Сумма субсидий по этим направлениям составляет около 10 млрд и в совокупных тратах это относительно небольшая величина. Возможно, общественный интерес к распределению этих средств вызван тем, что распределяются они не кулуарно, доступ к ним имеют компании как из государственного, так и из частного сектора и любое изменение «правил игры» вызывает резонанс в отрасли и в среде лизингополучателей.(Подробнее об этом «Запуск единой лизинговой субсидии откладывается»)
При этом, обращает внимание Сергей Моисеев, никто не оценивал влияние данной программы поддержки на экономику. Как повлияло использование льготного лизинга на микроэкономику лизингополучателей? Увеличились ли выручка и рентабельность компаний? Созданы ли рабочие места? Какова динамика налоговых отчислений? Без такого анализа, уверен спикер, невозможно говорить об эффективности использования бюджетных средств при субсидировании лизинговых операций.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|