Итоги рынка лизинга в автомобильном сегменте за 2019 год еще не подведены, но опираясь на данные аналитического агентства «Эксперт РА» за первое полугодие и девять месяцев прошедшего года, можно ожидать по итогам 12 месяцев рост как минимум на 15%. По последним данным агентства (9 месяцев 2019 года), объем автолизинга вырос на 23%. Доля проникновения лизинга в продажи легковых автомобилей выросла не только в стоимостном выражении, но и в количественном, уточнили в агентстве «Эксперт РА». Поддержку лизингу в автосегменте оказывает активная работа финансовых организаций с таксопарками и каршерингами, что положительно отражается на объеме сделок с малым и средним бизнесом (рост более 48 процентов).
Портал All-leasing спросил у игроков рынка автолизинга, что ожидать в 2020 году: рост или падение? Будет ли расти востребованность в автомобильном лизинге со стороны российских бизнесменов?
Рынок автолизинга, скорее всего, вырастет. Не так сильно, как в 2019 году, но на 15% надеяться можно — говорит директор департамента маркетинга и развития лизинговой компании CARCADE Ольга Морозова. Основным драйвером роста, по мнению Ольги Морозовой, станут, как и в прошлом году, снижение объема свободных средств компаний и рост финансирования покупок транспорта через кредитные и лизинговые инструменты.
Если говорить о доле лизинга в общих продажах легкового транспорта в количественном выражении, он составит в новом году — 9–10%. При этом в общих продажах грузового транспорта — около 70%. «Но многое будет зависеть от того, насколько лизинговые компании смогут встроиться в новый формат господдержки, предусматривающий планы по продажам субсидированного лизинга и ответственность за их невыполнение», — полагает директор департамента маркетинга и развития лизинговой компании CARCADE Ольга Морозова.
Главный исполнительный директор компании «Газпромбанк Автолизинг» Лилия Маркова считает, что автолизинг растет четвертый год подряд за счет активного финансирования сделок с малым и средним бизнесом. В немалой степени рынок зависит от государственного субсидирования транспортных средств, но и при его сокращении доля автолизинга в объемах финансовой аренды будет не ниже уровня 2019 года (около 40%). «Даже на фоне стагнирующих автопродаж в целом и корпоративных продаж в частности востребованность финансирования автомобилей посредством лизинговых инструментов остается на высоком уровне. Особенно если учесть, что проникновение лизинга на российском авторынке — 11% все еще далеко от среднеевропейских и американских показателей: для легкового транспорта — 30% и 60% соответственно», — добавила Лилия Маркова.
В последние годы вне зависимости от того, растет рынок автомобильных продаж или падает, автолизинг ежегодно стабильно демонстрирует положительную динамику в объемах, подтвердил Вячеслав Михайлов, начальник управления развития бизнеса автолизинга «ВТБ Лизинг». Считаем, что потенциал автолизинга еще далеко не исчерпан, он продолжит рост. В 2019 году агентство «Эксперт РА» оценивало прирост этого сегмента в 25%, а в 2020 году прогнозирует 17%. «ВТБ Лизинг» согласен с этой оценкой по рынку. Спикер компании выделил две основные причины, которые будут способствовать росту. «Первая причина связана с тем, что лизинг становится более популярным продуктом. Все больше предпринимателей узнают о возможностях и преимуществах приобретения автомобилей для своего парка в лизинг. Вторая причина — рынок лизинга развивается и предлагает клиентам более интересные условия для клиентов», — рассказал Вячеслав Михайлов. Сейчас во многих случаях автомобиль выгоднее приобрести в лизинг, чем пользоваться автокредитом или совершить покупку за собственные средства. Во многом этот эффект достигается благодаря кобрендинговым программам с автопроизводителями. Как итог, растет доля лизинга в общих объемах автомобильных продаж. Есть страны, в которых этот показатель доходит до 70–80%. В России в 2012 году он равнялся 3–4%. Сейчас это уже 8–10%, и мы видим предпосылки для дальнейшего роста, пояснил Вячеслав Михайлов, начальник управления развития бизнеса автолизинга «ВТБ Лизинга».
Рынок автолизинга на протяжении четырех последних лет растет, нет оснований предполагать, что в 2020 году ситуация изменится, прокомментировали в пресс-службе автолизинговой компании «Европлан». Ключевая ставка Центробанка находится сейчас на самом низком уровне за 4 года и предпосылок к ее росту нет, наоборот, эксперты неоднократно говорили о возможности ее дальнейшего снижения. Это значит, условия финансовых инструментов финансирования покупки автомобиля, в том числе лизинга, останутся доступными. Другая устойчивая тенденция — рост цен на автомобили, который скажется прежде всего на рынке демократичных автомобилей, а значит, на сегменте автокредитования, которое ориентировано на физических лиц. На корпоративные продажи, где используется лизинг, влияние этого фактора ниже, считают в «Европлане».
Еще один фактор, который сможет повлиять на рынок, по мнению компании «Европлан», — устаревание корпоративного автопарка: средний возраст автомобилей в России продолжает увеличиваться. По данным агентства «Автостат», в 2019 году средний возраст легковой машины в РФ уже вырос до 13,4 лет, а средний возраст грузовых автомобилей в первой половине 2019 г. — приближается к 21 году. Иными словами, с точки зрения бизнеса, есть все основания к тому, что доля лизинга в общих продажах транспорта будет расти. Государство продолжит поддерживать отрасль, введение единой лизинговой субсидии теоретически должно стимулировать не производство, а спрос.
В заключение Вячеслав Михайлов дополнил, что начиная с 2014 года автолизинг в России уверенно развивается, толкая всю лизинговую отрасль вперед. Объемы этого сегмента в денежном выражении не сопоставимы с рынком лизинга, например, железнодорожных вагонов, но он ежегодно растет. Конечно, доля автолизинга в развитых экономиках (ЕС, США) все еще в разы выше, чем в России. Причин этому несколько. Это, в первую очередь, особенность налогового законодательства в нашей стране, не дающая возможность реализовывать лизинг для физических лиц на выгодных для клиента условиях (фактически двойной НДС для физического лица при лизинге в отличие от кредита), а также в целом более молодой рынок. В то же время эта относительная молодость российского рынка позволяет отдельным сегментам автолизинга развиваться существенно опережающими темпами. Например, у нас грандиозно запустился каршеринг, и есть явные перспективы у сервиса подписки на автомобили. Мы уверены, что тенденция роста автолизинга продолжится, в его основе лежит огромная емкость рынка, которая пока не занята.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|