В начале 2020 года будет увеличен размер ставки сбора за утилизацию определенного вида и категории транспортных средств. Ожидается, что сумма сбора возрастет на новые машины, кроме импортных автомобилей старше 3 лет с объёмом двигателя до 2 литров. Давайте вместе разберемся, насколько вырастет утилизационный сбор и каким образом его повышение скажется на стоимости новых и бывших в употреблении машин.
До 2012 года на территории РФ ни о каком сборе за утилизацию ТС не было и речи — действовали пошлины на ввоз иномарок, примерно 30–35% от стоимости. После вступления во Всемирную торговую организацию на территории России были отменены ранее взимаемые пошлины и введен утилизационный сбор. При этом сначала его обязаны были платить только автопроизводители ввозимых из заграницы машин, однако ВТО потребовала сделать сбор обязательным и для машин российской сборки. Российские автопроизводители действительно платят этот сбор, но его сумма покрывается промышленными субсидиями.
По своей сути этот сбор представляет собой плату за будущую утилизацию нового и поддержанного автомобиля. Это своего рода возмещение расходов государства, которое в будущем будет утилизировать транспортное средство. В текущем году его размер составляет 26 800 рублей для самых востребованных машин с объемом двигателя до 2 литров. Для нового легкового автомобиля с объемом двигателя 2,5 литра размер утильсбора составляет 126 000 рублей, для бывшего в употреблении — 480 000 рублей.
Как рассказали в «Газпромбанк Автолизинге», размер утильсбора рассчитывается по базовой ставке — 20 тысяч рублей для большинства автомобилей, помноженной на поправочный коэффициент в зависимости от объема двигателя и типа транспортного средства. «Если исходить из текста подписанного постановления, то пересмотру были подвергнуты как раз поправочные коэффициенты, а базовая ставка осталась без изменений. Под основной удар при этом попали новые автомобили (возрастом до трех лет), для б/у-техники, по понятным причинам, коэффициенты были высоки изначально», — пояснили в лизинговой компании.
«В легковом сегменте основную долю продаж составляют модели с двигателями объемом 1000–2000 куб. см. Если до сих пор за новый автомобиль с таким мотором его изготовитель должен был уплатить 26 800 рублей сбора, то после нового года — 178 400 рублей. Разница колоссальная. С учетом того, что в этом сегменте — а к нему относятся, например, все модели Lada, седаны В-класса и компактные кроссоверы — покупатели наиболее болезненно реагируют на ценовую политику производителей, падения продаж не избежать. Хотя максимальный рост ожидает авто с моторами объемом более 3,5 литров, покупатель в этом сегменте готов к финансовым катаклизмам», — прокомментировала Лилия Маркова, главный исполнительный директор компании «Газпромбанк Автолизинг».
После повышения утилизационного сбора пропасть между стоимостью иномарок и ценой отечественных машин еще больше увеличится. Российские автопроизводители особо не почувствуют изменений — государство возместит расходы путем субсидирования. А вот иномарки подскочат в цене минимум на 50 000 рублей, максимум на 300 000 рублей.
По мнению Лилии Марковой, главного исполнительного директора компании «Газпромбанк Автолизинг», список наиболее уязвимых с точки зрения подорожания моделей возглавляют импортируемые автомобили. Топ-5 ввозимых готовыми из-за рубежа иномарок состоит из Toyota Land Cruiser и Land Cruiser Prado, Lexus RX и Mercedes-Benz GLC, а также Toyota Corolla. В десятку самых массовых импортируемых машин вошли также некоторые модели BMW, Audi, Land Rover, Mitsubishi, Volvo и Subaru.
В пресс-службе лизинговой компании «Европлан» рассказали, что автомобильный бренд BMW уже сообщил о том, что в 2020 году планируется увеличение стоимости автомобилей на 1–2%. Вероятно, что услышим это не только от BMW. Особенно подорожание коснется премиального сегмента, где линейки брендов представлены моделями с мощными моторами. «Некоторые специалисты дилерских центров отмечают, что стоит ждать повышения стоимости автомобилей в массовом сегменте на 40–60 тыс. рублей, в премиальном — на 200–300 тыс. рублей. Если оперировать данными цифрами, то при оформлении автомобиля в лизинг в этом году можно сэкономить эти суммы, а также воспользоваться налоговыми механизмами, скидками от производителя, вернуть НДС», — добавили в «Европлане».
В качестве примера компания «Газпромбанк Автолизинг» рассчитала, сколько придется переплатить покупателю за автомобиль в следующем году за двухлитровую Toyota Camry. И так, размер утилизационного сбора на Toyota Camry с двигателем объемом 2 литра до сих пор составлял 26 800 рублей, которые почти полностью компенсировались производителю. После Нового года он вырастет до 178 400 рублей, из которых, если исходить из заявленных производителем 30% локализации модели на предприятии японцев, производителю вернутся примерно 130 тысяч — оставшиеся без малого 50 тысяч лягут бременем на покупателя. «Впрочем, в случае с лизингом опасаться скачков цен не стоит. Во-первых, лизингодатели получают значительные скидки за объем продаж от производителей, которые транслируют своим клиентам. Во-вторых, разница в цене будет равномерно распределена на ежемесячные платежи в рамках договора лизинга», — утешили в лизинговой компании.
«Насколько нам известно, в настоящее время специально созданная при правительстве группа разрабатывает новые промсубсидии в рамках специальных инвестиционных контрактов (СПИК). Согласно последней обсуждавшейся концепции, производителям безусловно компенсируют 60% утильсбора, оставшиеся 40% — исходя из степени локализации той или иной модели. Локализация некоторых моделей уже достигает 75% (например, Renault Duster) — их покупатели после Нового года роста цен почти не ощутят», — добавила Лилия Маркова, главный исполнительный директор компании «Газпромбанк Автолизинг».
Рассуждая о разнице цен на новые машины в текущем году и следующем в компании CARCADE дополнили, что Volkswagen Polo в 2019 году достанется лизингополучателю примерно на 90 тыс. рублей дешевле (сумма договора лизинга на 36 месяцев – 974 тыс. руб.), чем в 2020 году без учета дополнительных скидок. При этом ежемесячный лизинговый платеж за такой автомобиль изменится не слишком сильно и составит около 18,5 тыс. руб. в этом году и 21 тыс. руб. в следующем.
«Если же говорить о более дорогих автомобилях с мощным двигателем, то, например, BMW X7 xDrive 40i с розничной ценой 6,29 млн руб. в следующем году из-за утилизационного сбора подорожает в лизинге примерно на 130 тыс. руб. Ежемесячный лизинговый платеж также изменится не слишком сильно и составит около 138 тыс. руб. в этом году и 141 тыс. руб. в следующем. При этом, для дорогих автомобилей более велика вероятность, что производитель компенсирует рост цены за счет дополнительной скидки, чтобы не допустить падения продаж», — прокомментировала Ольга Морозова, директор Департамента маркетинга и развития лизинговой компании CARCADE.
Поправочные коэффициенты для расчета утильсбора на автомобили, применяющиеся к базовой ставке 20 000 рублей*.
Базовая ставка — 20 000 руб.
не более 1000 куб. сантиметров: 0,86/5,3 (для авто старше 3-х лет)
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров 1,34/ 8,26 (для авто старше 3 лет)
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров 2,56/ 16,12 (для авто старше 3 лет)
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров 3,47/ 28,5 (для авто старше 3 лет)
свыше 3500 куб. сантиметров 5,5/ 35,01 (для авто старше 3 лет)
не более 1000 куб. сантиметров 2,41/ 6,15 (для авто старше 3 лет)
свыше 1000 куб. сантиметров, но не более 2000 куб. сантиметров 8,92/ 15,69 (для авто старше 3 лет)
свыше 2000 куб. сантиметров, но не более 3000 куб. сантиметров 14,08/ 24,01 (для авто старше 3 лет)
свыше 3000 куб. сантиметров, но не более 3500 куб. сантиметров 12,98/ 28,5 (для авто старше 3 лет)
свыше 3500 куб. сантиметров 22,25/ 35,01(для авто старше 3 лет)
* Данные предоставлены «Газпромбанк Автолизингом»
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|