По данным аналитического агентства «Автостат», объем рынка подержанных автомобилей за последние 5 лет вырос почти до 6 миллионов. Портал All-leasing поинтересовался у лизинговых компаний, наблюдают ли они повышение спроса на приобретение б/у автомобилей в лизинг, почему это происходит, какие марки машин популярны. А также в материале мы расскажем все об условиях и особенностях покупки авто с пробегом в лизинг, чтобы облегчить задачу потенциальному лизингополучателю.
В «Европлане» отметили рост доли продаж б/у авто в лизинг за 9 месяцев 2019 года в 1,5 раза по сравнению с аналогичным периодом 2018 года. В компании «Элемент Лизинг» на 16% выросли продажи б/у коммерческого транспорта за 9 месяцев 2019 по сравнению с 9 месяцами 2018 года.
Ключевой драйвер роста рынка б/у автомобилей — экономическая стагнация, которая ограничивает бизнес в возможностях финансирования автопарка и заставляет выбирать альтернативные инструменты. Этот же фактор вызывает рост и на рынке лизинга. Кроме того, влияет обеление сегмента б/у автомобилей. Машины с пробегом чаще продаются уже не через частников, а через официальных дилеров, активно развивающих это направление. Крупные игроки продают порядка 60 тыс. б/у авто в год, тогда как новых авто продаётся меньше.
В результате, автопарки регулярно обновляются, а б/у автомобили зачастую в отличном состоянии берут и далее эксплуатируют развивающиеся компании.
Б/у рынок растет, в первую очередь, при сделках с физическими лицами. Мы связываем это с довольно сильным ростом цен на автомобили за последние годы. Покупка б/у машин дает возможность приобрести тот же класс автомобиля за меньшие средства. Считаем, что дальше этот рост будет стабильно продолжаться. Однако есть опасность, что с полным переходом на электронный паспорт этот сегмент может исчезнуть, поскольку будет невозможно проследить цепочку собственников, а значит клиент не сможет получить возврат НДС.
В лизинге не видим тенденции к росту продаж. Это связано с тем, что в этой ситуации для того, чтобы клиент мог получить все абсолютные преимущества лизинга, нам необходимо приобретать автомобиль, во-первых, у юридического лица, а во-вторых, автомобиль, который за всю историю эксплуатации находился бы в собственности только у юридических лиц. Предложение на такие авто в легковом сегменте довольно ограничено, их не так много. В основном это машины, вышедшие из-под тест-драйва дилерских центров. С грузовыми автомобилями ситуация проще, поэтому в основном приобретаются грузовые б/у авто.
На рост рынка авто с пробегом оказывает влияние прежде всего рост цен на авторынке и экономическая ситуация в целом. Сегодня такие авто стали более привлекательными в силу высоких цен на автомобили новые.
Лизинг б/у автомобилей можно рассматривать как точку роста рынка лизинга в связи с объемом этого сегмента — 6 млн автомобилей.
Основной сдерживающий фактор на рынке лизинга коммерческого транспорта с пробегом — такая сделка выгодна клиенту лишь в случае, если собственником авто является юридическое лицо. Если транспорт б/у продает физическое лицо, то зачета НДС лизингополучатель не получит.
Разительной перемены на вторичном рынке в целом не произошло: он так и колеблется последние годы в пределах 5,5–6 млн сделок в год (рынок в целом, включая лизинговые сделки). В то же время продажи новых авто за последнее десятилетие демонстрируют разнонаправленную динамику, поэтому в общей структуре авторынка подержанная техника как бизнес играет все большую роль. Это понимают все — от покупателей до цепочки «производитель-автодилер-лизингер» (в нашем случае).
С точки зрения потребителя логика в перекосе в сторону автомобилей с пробегом вполне объяснима. Самый главный их плюс для покупателя — относительная дешевизна. Однако б/у техника не субсидируется государством. На нее, в отличие от новых авто, производители не предоставляют скидок, лизинговые же компании будучи оптовым покупателем транслируют полученные скидки далее своим клиентам. Наконец, для лизингодателя бывшая в употреблении техника представляет собой больший риск, ведь ее эксплуатационный период близится к концу.
По данным «Элемент Лизинг», среди б/у коммерческого транспорта популярны марки ГАЗ, Volvo, Scania, MAN. В «ВТБ Лизинг» — Mercedes-Benz, BMW, Volkswagen, Volvo, Schmitz, Krone и Audi. Чуть менее популярны SCANIA, KIA, Toyota, MAN, Nissan, Renault, Skoda, DAF, Jaguar, Lexus и Hyundai.
В «Европлане» среди б/у автомобилей пользуются спросом марки — Mercedes-Benz, BMW, Toyota, Volkswagen, Kia, Audi, Nissan, Land Rover, Hyundai, Lada (ВАЗ).
Лизинг новых автомобилей может быть альтернативой б/у автомобилям для юридических лиц. Только за счет снижения НДС и налога на прибыль можно сэкономить до 40% стоимости автомобиля, а к этому добавляется гарантийный ремонт, так как машина чаще всего новая, и страхование.
В случае корпоративного автопарка это означает куда меньшую стоимость владения, чем при б/у автомобиле, который нужно чинить самостоятельно. И, конечно, у дилеров для лизинговых компаний есть очень большие скидки, с которыми новое авто по спецпредложению может выйти не сильно дороже покупки авто с пробегом.
Нужно понимать и то, что для компании, обладающей большим автопарком, но не лишними оборотными средствами, не так важно сколько стоит автомобиль в целом, сколько какими частями она будет платить за него и как размер этого платежа соотносится с ее доходами от автомобиля. Именно поэтому такси и другие перевозчики предпочитают именно лизинг, а не покупку дешевых б/у автомобилей.
Клиентам выгодно брать б/у автомобили именно в лизинг, потому что лизинговая компания является собственником транспорта. Мы заинтересованы в том, чтобы транспортное средство было максимально точно оценено перед началом сделки, имело прозрачную историю и правильно эксплуатировалось. Если сравнивать с банком, то для банка главное — это денежные обязательства. А для лизинговой компании — автомобиль. Наши клиенты получают выгоду не только за счет более низкой цены автомобиля, но и за счет его качества.
Что касается техники и грузового транспорта с пробегом, то он практически не уступает в качестве новому.
Главная проблема для владельца имущества, приобретающего подержанный транспорт, — завершение срока гарантийного ремонта при все возрастающем риске выхода из строя основных узлов и агрегатов автомобиля. То есть владелец оказывается перед необходимостью тратить внушительные средства на техобслуживание, что создает необоснованную нагрузку на бюджет и делает эксплуатацию нерентабельной.
Альтернатива заключается в более тщательном выборе предмета лизинга под нужды компании, а также дальнейшая оптимизация внутренних логистических процессов. Речь идет о скрупулезном конкурентном анализе существующих на рынке новых авто предложений (даже в рамках одного класса автомобилей цены на них разнятся), а также предложений по финансированию будущей покупки. Так, в «Газпромбанк Автолизинге» можно выбрать программу с нулевым удорожанием, минимальным авансом или минимальным ежемесячным платежом, а также распределить ежемесячные платежи в зависимости от нагрузки на бюджет предприятия, например, сделав их сезонными. При таком выборе продуктов отказываться от первоначальной идеи покупки выбранного нового автомобиля попросту не придется.
В «ВТБ Лизинге» постоянно действуют кобрендинговые программы с автопроизводителями, по которым можно получить существенно более выгодные условия. В легковом сегменте у нас есть несколько подобных программ, например, KIA Leasing, Jaguar Land Rover Financial Services и другие. В грузовом сегменте у «ВТБ Лизинга» действует интересная кобрендинговая программа с современным японским автомобилем ISUZU.
1. Выберите подходящий автомобиль с пробегом. Сделать это удобнее на официальных сайтах ЛК, где представлены обширные каталоги вариантов с описанием и ценами.
2. Подайте заявку в ЛК. Сделайте это онлайн прямо на сайте лизингодателя или в офисе. Лизинговая компания должна рассчитать все финансовые показатели сделки и подготовить коммерческое предложение. Ваша задача — собрать и предоставить пакет документации и справок, подтверждающий вашу платежеспособность.
3. Подпишите договор. Предварительно изучите условия контракта, обратите внимание на наличие дополнительных комиссий, размер регулярных платежей и график погашения задолженности. При малейших сомнениях лучше обратиться к юристу.
4. Внесите аванс. Размер авансового платежа может составлять от 10 до 49% — он рассчитывается индивидуально. После оплаты аванса лизинговая компания предоставляет вам машину, которой вы можете пользоваться в полной мере, но при этом владельцем остается ЛК.
Если лизингополучатель — юридическая компания:
Если лизингополучатель — физлицо, ему требуется только паспорт гражданина РФ и положительная история кредитования.
ЛК часто предлагают приобрести в лизинг изъятые за неуплату автомобили. Такая схема вполне законная, поэтому рисков здесь нет никаких. Чаще всего изъятые лизинговые автомобили имеют малый пробег, прошли диагностику в сервисном центре, были во владении у одного пользователя.
Основные требования к авто:
Поскольку предпринимателю довольно невыгодно оформить банковский кредит, лизинг остается оптимальным и порой единственно возможным способом приобретения автомобиля. При этом регулярные лизинговые платежи позволяют равномерно распределить финансовую нагрузку без вреда для бизнеса.
Рекомендуем особо тщательно изучать договор и акцентировать внимание на размере авансового платежа, скрытых комиссиях, условиях страхования и погашения задолженности раньше срока. Если ответственно подойти к вопросу оформления б/у авто в лизинг, вы сможете сэкономить и приобрести автомобиль на максимально выгодных условиях.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|