Предприниматель из Екатеринбурга получил одобрение на сделку по лизингу в одной из столичных компаний. При подготовке договора у него возникли сомнения. Прежде он был уверен, что договор лизинга — трехсторонний, третьей стороной выступает поставщик. Кроме того, его смутил пункт в проекте договора, в соответствии с которым, если поставщик не выполнит своих обязательств («что-то пойдет не так», как выразился наш читатель), то лизинговая компания не вернет ему аванс, оговоренный в размере 20 процентов.
Вопрос читателя, который он адресовал порталу All-leasing:
Почему договор лизинга двухсторонний, хотя с самого начала переговоров определена третья сторона и насколько распространена практика удержания аванса при непоставке оборудования?
Начнем разбирать этот вопрос с того, кто является сторонами в договоре финансовой аренды. Их две — лизинговая компания и лизингополучатель. А вот договор поставки чаще всего трехсторонний.
— Когда эти договоры — лизинга и поставки оборудования — объединены в один, это крайне затрудняет работу лизинговой компании. В таком случае, чтобы внести в документ изменения (например, поменять размер лизингового платежа или расторгнуть по соглашению сторон лизинг спустя два года после начала срока лизинга) — придется искать поставщика и просить его подпись, — поясняет Алексей Садчиков, генеральный директор компании «Аквилон-Лизинг». — Именно поэтому в нашей практике, равно как и в практике большинства лизинговых компаний, договор лизинга и договор купли-продажи к нему — два разных договора, подписываемых отдельно.
Но и договор поставки может быть заключен без участия лизингополучателя — только между лизинговой компанией и поставщиком.
— Договор купли-продажи клиентом (лизингополучателем) может и не подписываться, и это нормальная практика. То есть лизинговая компания заключает его сама с продавцом, которого выбрал лизингополучатель, — поясняет Анна Тепкина, руководитель юридического и комплаенс отдела компании De Lage Landen Leasing. — Читателя беспокоит ситуация, при которой «что-то пойдет не так». Тут нужно уточнение, что именно пошло не так. Если поставщик получил аванс, но предмет лизинга не передал, то такое удержание аванса может быть правомерным. Например, в договоре лизинга сказано, что аванс лизингополучателю не возвращается до тех пор, пока его не возвратит поставщик лизингодателю. Другая ситуация может быть, когда поставщик уведомил лизингодателя о готовности к отгрузке, лизинговая компания перечислила оставшуюся часть стоимости, но при этом отгрузка не произошла. Такой спор в свое время был предметом рассмотрения еще ВАС РФ. Но в том споре акцент был сделан на должной осмотрительности лизингодателя. Соответственно, тут лизинговая компания может удержать аванс в счет компенсации причиненного убытка, т.к. лизингополучатель отвечает за продавца в силу п.2 ст. 22 Закона о лизинге. Более того, лизингополучатель будет отвечать перед лизинговой компанией и в оставшейся части убытка.
Таким образом, в зависимости от конкретной ситуации и условий договора такое поведение лизинговой компании может быть правомерным.
Анна Тепкина и редакция портала All-leasing напоминают читателям, что риски по выбору поставщика лежит на лизингополучателе.
Из Закона «О финансовой аренде (лизинге)»:Статья 22. Распределение рисков между сторонами договора лизинга
2. Риск невыполнения продавцом обязанностей по договору купли-продажи предмета лизинга и связанные с этим убытки несет сторона договора лизинга, которая выбрала продавца, если иное не предусмотрено договором лизинга.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|