Идея арендовать машину или использовать такси вместо владения собственным автомобилем явно пришлась россиянам по душе. Рост рынка каршеринга на сегодняшний день является одним из наиболее динамичных.
По оценке компании Газпромбанк Автолизинг, на столичном, крупнейшем в отрасли такси рынке более половины машин приобретены в лизинг. В каршеринге их доля выше — около 85%.
Портал Аll-leasing поговорил с лизингодателями, которые финансируют основные средства (машины) для пассажирских перевозок и краткосрочной аренды. Спикеры лизинговых компаний рассказали, какие автомобили чаще всего приобретаются и почему лизинг выгодней для такого рода деятельности. Также лизингодатели рассказали о своих рисках при финансировании сегментов каршеринга и такси и объяснили, почему они не считают их конкурентами, а, наоборот, — партнерами.
Согласно опросу лизингодателей, самыми востребованными марками являются автомобили эконом-класса, надежные и с невысокой стоимостью владения: Hyundai, Kia, Nissan, Renault, Volkswagen, Skoda.
Так, в Альфа-Лизинг сообщили, что в период с января по октябрь 2019 года среди таксопарков — клиентов компании популярностью пользовались KIA (Rio и Optima) — 41%, Renault (Logan) — 15,7%, Volkswagen (Polo) — 13%, Hyundai (Solaris) — 12%, Skoda (Octavia и Rapid) — 10,5%. В «ВТБ Лизинг» отметили, что популярность набирают и семейные автомобили, и микроавтобусы, которые рассчитаны на перевозку не одного человека, а целой компании. В CARCADE рассказали, что в каршеринге наблюдается спрос не только на автомобили эконом-класса, но и на автомобили премиум-класса — Audi, BMW, Mercedes-Benz, Genesis и даже Porsche.
А вот в компаниях «Газпромбанк Автолизинг» и «Элемент Лизинг» пока не начали передавать в финансовую аренду машины для таксопарков и каршеринговых компаний. Оба сегмента, по их мнению, являются высокорискованными. «Газпромбанк Автолизинг» уточнил, что лишь изучает возможность работы в них.
Как рассказали спикеры лизинговых компаний, востребованным и самым выгодным видом лизинга в сегменте такси является финансовый (выкупной) лизинг. Однако в некоторых финансовых организация отметили долю операционного лизинга именно в сегменте каршеринга, так как опрелизинг позволяет снять все обязательства с лизингополучателя по обслуживанию машин.
В автолизинговой компании «Европлан» объяснили, что, как правило, таксопаркам и каршеринговым компаниям требуется не один и не два автомобиля, а речь идет о сотнях и тысячах единиц. Соответственно, индивидуальному предпринимателю или организации может быть не под силу сделать единовременное многомиллионное вложение. Поэтому покупка за наличные сразу отпадает. В случае с кредитом тоже имеется ряд нюансов, которые стоит учитывать. В кредите могут отказать, если высокое отношение заемных средств к активам. Кроме того, все машины окажутся на балансе организации, что не является лучшим решением. Как правило, банк предъявляет больше требований к заемщику, требуется дополнительное обеспечение. С лизингом все проще: и имущество числится за лизингодателем, и экономия по налогу на прибыль будет заметно выше. Помимо прочего, клиенту не придется вносить значительный авансовый платеж.
«Лизинг часто обходится дешевле, так как банк просто кредитует сделку с автосалоном, не вмешиваясь в ценообразование, а лизинговая компания работает с дилером марки и получает от него разного рода скидки, которые часто отдает покупателю, чтобы снизить удорожание по договору», — добавил генеральный директор компании CARCADE Олег Заглядин.
«В сравнении с наличным расчетом в лизинге не требуется отвлекать средства из оборота на приобретение имущества. Кредитование же каршеринговых автомобилей или такси зачастую попросту недоступно ввиду высоких рисков — ускоренного износа и потери ликвидности имущества. Лизинговые компании при этом охотнее идут на такие сделки, поскольку предмет лизинга на срок действия договора находится в их собственности. Более того, сам бизнес таксомоторных и каршеринговых операторов зачастую строится по следующему принципу: первые пару лет автомобиль отбивает ежемесячные платежи, затем начинает постепенно зарабатывать и лишь по завершении договора лизинга продается, чтобы сгенерировать прибыль компании-оператору», — прокомментировала Лилия Маркова, исполнительный директор компании Газпромбанк Автолизинг. «К тому же лизинг дает возможность предпринимателям снизить налоговую нагрузку: получить выгоду по налогу на прибыль, возместить НДС», — добавил Вячеслав Михайлов, начальник управления развития бизнеса автолизинга ВТБ Лизинг.
Большинство компаний разрабатывают и предлагают специальные продукты для операторов такси и каршеринга, которые пользуются достаточно большим спросом. Так, Вячеслав Михайлов, начальник управления развития бизнеса автолизинга ВТБ Лизинг отметил, что за счет кобрендинговых программ с автопроизводителями цена на автомобили для клиентов лизинговых компаний снижается. У ВТБ Лизинг есть несколько предложений по финансовым программа: KIA Leasing, Jaguar Land Rover Financial Services, Lada Leasing. А в «Европлане» клиентам предлагают необходимые автоуслуги, среди которых страхование авто, его регистрация в ГИБДД, топливная программа на период лизинговой сделки.
«Таксомоторный парк и каршеринговая компания понимают, что с помощью лизинга они смогут достаточно агрессивно масштабировать свой бизнес, занимая все большую долю рынка», — резюмировал Никита Тяжкун, руководитель направления «Такси» ГК «Альфа-Лизинг».
О своих рисках все опрошенные лизингодатели как один заявили, что, во-первых, из-за активной эксплуатации и как следствие ускоренного износа резко снижается стоимость автомобиля. Во-вторых, ущерб или хищение автомобиля могут привести к снижению платежеспособности лизингополучателя и нарушению обязательств по договору лизинга, то есть просрочке ежемесячных платежей.
Вячеслав Михайлов, начальник управления развития бизнеса автолизинга ВТБ Лизинг прокомментировал:
«Если говорить о каршеринговых компаниях, то прежде всего надо заметить, что в этом относительно новом сегменте работают два типа компаний — финансово устойчивые структуры и стартапы. В первом случае компании продуманно инвестируют в проекты с понятной и отлаженной организационно-финансовой моделью. Во втором — выходят на рынок для того, чтобы попробовать свои силы в бурно растущем сегменте. У компаний первого типа есть собственный устойчивый денежный поток, и это позволяет агрессивнее финансировать их приобретения. С компаниями второго типа нужно работать осторожнее — принимать решение исходя из имущественной логики. Что касается износа машин — в каршеринге он все-таки значительно меньше, чем в такси. Конечно, вандализм, как и опасное вождение, и пренебрежительное отношение к автомобилям — это серьезные проблемы для операторов. Все идет к тому, что компании будут увеличивать затраты на обеспечение безопасности своего имущества. Это и телематика, и видеокамеры в салоне автомобилей, не исключено, что в автомобилях появятся и алкотестеры».
В лизинговой компании «Элемент Лизинг» считают, что наибольшим риском (помимо рисков мошенничества и неплатежей) является быстрое обесценивание приобретаемого транспортного средства. В ближайший год, по мнению компании, рынок начнут наводнять первые партии транспортных средств, не соответствующих ограничениям ведущих сервисов (старше трех лет).
Руководитель направления «Такси» ГК «Альфа-Лизинг», обозначил прямой риск лизингодателей — неэффективность работы самого клиента, которая приводит к его дефолту. Дефолт приводит к изъятию профинансированных ранее автомобилей, характеристики которых с точки зрения целостности и технического состояния могут отличаться от заложенных в бизнес-модель, что неминуемо скажется на увеличении ранее спрогнозированных убытков.
Лизингодатели не считаю такси и каршеринг конкурентами, а наоборот партнерами, каждый занят своим делом: лизингодатели покупают машины для каршеринга и такси, а те в свою очередь оказывают благодаря этим машинам услуги конечным потребителям.
«Потенциально каршеринг и такси как форма совместного использования актива конкурируют с концепцией личного владения. Но и там и там есть владельцы — потенциальные клиенты лизинговой компании, в связи с чем в Альфа-Лизинг не считают конкурентами таксопарки и каршеринговые компании — это наши партнеры», — прокомментировал Никита Тяжкун, руководитель направления «Такси» ГК «Альфа-Лизинг».
В «Европлане» также отметили, что каршеринг и такси на данный момент являются драйверами роста рынка автолизинга. «Лизинг — это источник финансирования. Поэтому речь скорее о слаженной работе и сотрудничестве. В этой цепочке все занимаются своим делом», — рассказали в пресс-службе «Европлана».
По мнению Лилии Марковой, исполнительного директора компании «Газпромбанк Автолизинг», если говорить о лизинге для физлиц, то эта услуга все еще рассматривается в нашей стране как способ приобретения, а не аренды имущества. Причем не самый популярный из-за несовершенного налогового законодательства и невозможности оптимизации налогообложения в этом случае. Как итог, лишь 9% всех реализованных в лизинг машин в России приобретались физлицами. Конкуренции как таковой здесь нет — каждый покупатель решает для себя, какой вид владения ему предпочтительнее. Между тем лизинг в целом становится все популярнее: на данный момент каждый десятый автомобиль, реализованный на рынке, приобретается при помощи этого финансового инструмента. И такси с каршерингом для лизинга — скорее, подспорье. Хотя и «отщипывают» понемногу у всего авторынка.
В заключении Вячеслав Михайлов из ВТБ Лизинг рассказал, что эру потребительской активности сменяет эра проката/аренды. Данный тренд наблюдается как на Западе, так и у нас в России. Уже сейчас парк каршеринга по сравнению с июлем прошлого года увеличился больше чем в 2 раза. Переток до 10% постоянных пользователей такси в систему каршеринга выглядит вполне реалистичным. В августе Россия, обогнав Японию, стала мировым лидером по количеству парка автомобилей каршеринга. Сегодня он приближается к 35 тысячам машин, мы прогнозируем рост еще на 80 тысяч единиц к 2023 году. В Москве, по данным столичного правительства, одним каршеринговым автомобилем в день пользуются 7 человек, что делает город абсолютным лидером в этом направлении. Отчасти каршеринг уже сегодня влияет на обстановку на дорогах: вместо 7 автомобилей потребности людей в передвижении удовлетворила одна машина. Логично, что правительство Москвы планирует активно содействовать развитию системы каршеринга как путем выдачи отдельных парковочных разрешений, так и путем субсидирования или компенсации части процентов по кредитным или лизинговым договорам.
В развитии рынка каршеринга крайне заинтересованы также производители и дилеры крупных марок, для которых это новый существенный канал продаж с серьезными (в т.ч. региональными) перспективами.
Сервисы каршеринга, автомобили по подписке, прокат — это все наши клиенты, автомобили для них приобретаются в лизинг. При этом пользователи этих сервисов — физические лица, таким образом, через них идет развитие автолизинга на рынке b2c. Постепенно российский рынок каршеринга подтягивается к мировым стандартам и уровню сервиса, и он совершенно точно еще не насыщен. У этого сегмента большие перспективы, он может вырасти в 3–4 раза, при этом места на нем хватит всем участникам.
На горизонте нескольких лет, когда модели каршеринга или подписки на пользование машиной в полной мере достигнут своего развития, владение собственным автомобилем станет атавизмом.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|