По оценке «Эксперт РА», доля лизинга в продажах легковых автомобилей достигла 10% вследствие снижения автопродаж на фоне роста автолизинга, который активно развивает дополнительные сервисы.
За первое полугодие 2019 года на российском авторынке, по данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB), было продано порядка 829 тыс. новых легковых и легких коммерческих автомобилей, что на 2,4% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако на фоне сокращения автопродаж проникновение лизинга в продажи легковых автомобилей, к которым мы относим легковые (PC), а также легковые коммерческие и грузовые коммерческие автомобили массой не более 3,5 тонн (LCV), по нашим оценкам, выросло с 9% до 10% в первом полугодии 2019 года.
Увеличение доли лизинга обусловлено не только падением объема продаж легковых автомобилей, но и ростом объема нового бизнеса в автосегменте в первой половине этого года на 24% до 112 млрд руб. При этом поддержку автолизингу все больше оказывает активная работа лизинговых компаний в таких быстрорастущих сегментах как такси и каршеринг. Несмотря на рост лизинга в автопродажах, основным источником финансирования покупки легкового автомобиля по-прежнему являются автокредиты, на которые приходится более половины всех проданных легковых автомобилей (52%).
Таблица 1. За 1пг2019 около 10% легковых автомобилей реализовано через лизинг
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
1пг2019 |
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей[1], тыс. шт. |
1 601 |
1 426 |
1 596 |
1 801 |
829 |
Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. |
87 |
114 |
140 |
160 |
81 |
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, % |
5,4 |
8,0 |
8,8 |
8,9 |
9,8 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Помимо увеличения доли лизинга в продажах автомобилей тенденцией для автолизинговых компаний в 2016-2018 гг. стал рост доли доходов от дополнительных услуг с 8% до 10% в общей структуре доходов. Подобная динамика объясняется преимущественно ростом доходов от дополнительных услуг (например, от страхования водителей и пассажиров, страхования аванса или непогашенной задолженности, шиномонтажа, сезонного хранения шин). Несмотря на позитивные изменения, для подавляющей части российских лизинговых компаний по-прежнему характерна высокая концентрация на доходах от финансового лизинга, в то время как на развитых рынках доля доходов от дополнительных сервисов у крупных автолизинговых компаний может составлять около 20% общих доходов.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|