Наш читатель Андрей Бочаров дал расширенный комментарий по поводу проблемы, которую мы затронули в обзоре «Досрочный выкуп предмета лизинга: риски, позиция лизингодателей». В нем он делает акцент на том, что лизинговые компании достаточно либерально подходят к досрочному завершению договора лизинга, но при этом крайне незначительно сокращают финансовую нагрузку на клиента. Оба тезиса нашего читателя вполне правомерны и имеют подтверждение на практике, а вот что стоит за позицией лизинговых компаний, мы попросили рассказать наших экспертов.
Прежде всего, о либеральном подходе к срокам. «Раньше негласным правилом по сроку досрочного выкупа было — не ранее истечения половины срока лизинга, затем срок сократился до года. Исследование показывает, что некоторые лизингодатели уже сокращают срок до 6 месяцев», — пишет Андрей Бочаров.
— Досрочное завершение договора лизинга не предполагает каких-либо существенных налоговых рисков для лизингодателя и также минимальны они и для лизингополучателя, — пояснила порталу All-leasing Елена Ситникова, эксперт компании «БДО Юникон». — В чем главное преимущество лизинга, с точки зрения налогообложения, налогом на прибыль? В ускоренной амортизации лизингового имущества. Но именно ее действие прекращается после досрочного выкупа предмета лизинга. Так что можно говорить о том, что в этой части трудно предъявить претензии лизингополучателю в том, что он получает какую-либо налоговую выгоду. Это глобальный вывод, при том, что каждая ситуация имеет свою специфику, которую нужно оценивать применительно именно к ней. Когда досрочный выкуп совершается слишком быстро либо по минимальной цене, можно говорить о том, что фактически он прикрывает сделку купли-продажи предмета лизинга с целью быстрого списания в расходы по налогу на прибыль его стоимости.
Но при наличии реальных причин для подобных действий (появление свободных денежных средств для выкупа и т.п.) и правильном документальном оформлении данных действий лизингополучателем высока вероятность возможности обосновать реальность сделки лизинга и правомерность применения налоговых последствий к сделке лизинга.
Практику определения выкупной стоимости мы попросили прокомментировать Наталью Панских, генерального директора копании «Технолизинг»:
У нас, как и в большинстве компаний, в договоре прописано, что при досрочном расторжении клиент должен оплатить всю оставшуюся сумму.
На практике мы идем на уменьшение финансовой нагрузки в части страховых платежей и процентов по кредиту банку, но не сокращаем собственную маржу. Мы, как и многие компании, строим движение денежных средств по договору таким образом, что в начале срока деньги клиента идут на покрытие банковского кредита, а в конце они, собственно, и составляют маржу.
Если договор расторгнуть досрочно, «простив» клиенту все оставшиеся платежи, то лизингодатель вообще может остаться без маржи, на что он, как коммерческая организация, пойти не может. И, конечно, при определении выкупной цены предмета лизинга нужно учитывать его остаточную стоимость на момент досрочного завершения договора, поскольку налоговики ревностно отслеживают выбывание ОС с убытком (этот убыток увеличивает налог на прибыль).
Наталья Панскихгенеральный директор копании «Технолизинг»
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|
Татьяна, спасибо большое Вам и экспертам за предоставленные комментарии.
|
|