О возможностях финансовой аренды при модернизации объектов ЖКХ и городской инфраструктуры порталу All-leasing рассказала Ольга Макарихина, исполнительный директор компании «Уралбизнеслизинг»:
Отрасль жилищно-коммунального хозяйства наиболее остро нуждается в обновлении и модернизации материально технической базы, так как от ее состояния напрямую зависит комфорт и уровень жизни людей в любом населенном пункте России.
Современный автотранспорт, спецтехника и оборудование призваны обеспечить бесперебойную работу, своевременный ремонт и обслуживание всех систем жизнеобеспечения, будь то качественные дорогие, современно-оборудованный городской транспорт или водо- и теплоснабжение жилых домов.
Бюджеты организаций и регионов не позволяют закупить необходимое оборудование и транспорт единовременно. Решить эти проблемы способен лизинг, условия которого становятся все более привлекательными как для коммерческих, так и для государственных и муниципальных предприятий.
Справка All-leasing. По итогам работы за 2018 год «УралБизнесЛизинг» занимает 2 место в сегменте оборудования для предприятий ЖКХ в рэнкинге крупнейших лизинговых компаний России (по данным РА «Эксперт»).
«УралБизнесЛизинг» — универсальная лизинговая, предлагающая на условиях финансовой аренды (лизинга) автотранспорт, спецтехнику и любое оборудование. Универсальный подход к предметам лизинга позволяет компании комплексно подходить к оснащению предприятий и удовлетворять потребность предприятий в полном объеме.
Наша компания финансирует проекты предприятий коммунального хозяйства и благоустройства, водоснабжения и водоотведения, теплоснабжающих организаций, предприятий отрасли обращения с ТКО. Это как частные коммерческие предприятия, так и государственные и муниципальные организации, осуществляющие закупку оборудования и техники в рамках госзакупок по 44 и 223 ФЗ РФ.
Безусловно, на первом месте в предметах лизинга стоит автотранспорт и спецтехника для выполнения планово-ремонтных работ. Автомобили для ремонтных бригад, экскаваторы, погрузчики пользуются наибольшим спросом. При этом предприятия каждой сферы деятельности приобретают узкоспециализированную технику и оборудование под реализацию отраслевых задач.
Коммунальные и обслуживающие организации приобретают в лизинг коммунальную технику, ассенизаторные и уборочные машины, технику для строительства и ремонта дорожного полотна.
Предприятия водоснабжения и водоотведения заключают договор лизинга на поставку илососных и каналопромывочных машин. Высоким спросом пользуются специализированное очистное и насосное оборудования, оборудование для прокладки труб. Например, в 2019 году в рамках госзаупки мы реализовали инвестиционную программу для водоканала города Ижевска на поставку насосного оборудования стоимостью более 40 млн рублей для водозабора Кама-Ижевск, обеспечивающего водой более полумиллионное население города.
Перед предприятиями теплоснабжения стоит острая задача по обновлению и модернизации устаревших тепловых систем на более экономичные и современные. Для реализации таких решений, экономии энергии и уменьшения потерь на теплотрассах для объектов социальной сферы приобретают в лизинг индивидуальные блочно-модульные котельные. Такой передовой опыт был реализован в городе Губаха Пермского края, когда для децентрализации отопительной системы всего города было приобретено в лизинг и установлено 60 газовых блочно-модульных котельных.
В связи реализацией госпрограммы льготного автолизинга Минпромторга России в последние годы наблюдался высокий спрос на междугородние и городские автобусы отечественного производства. Государственные и частные предприятия обновляют автобусный парк современно оборудованными автобусами, увеличивают частоту движения общественного транспорта и его безопасность. Особым спросом у перевозчиков пользуются автобусы по программе «Доступная среда» с оборудованными местами и низкопольной площадкой для заезда инвалидов-колясочников.
Отдельным примером можно привести поставку в рамках госконтракта пяти троллейбусов с автономным ходом модели Тролза-5265.08 «Мегаполис», переданных в лизинг для троллейбусного парка МУП «Курскэлектротранс».
Уникальность новых троллейбусов в том, что они могут обеспечить пробег на автономном ходе (без электропитания от контактной сети и подзарядки) до 20 км и захватывать районы, где нет электропроводов, а выйдя к контактным линиям продолжать движение, как обычный троллейбус.
Строительство троллейбусной линии с тяговой подстанцией для отдаленного района обошлось бы городскому бюджету примерно в 200 млн рублей. Кроме того, с учетом дефицита бюджетных средств схема приобретения в лизинг снижает ежегодную нагрузку на городской бюджет и позволяет приобрести единовременно большую партию троллейбусов.
В связи с проведением реформы региональные операторы и предприятия, заключившие контракт на вывоз и переработку мусора, активно приобретают и оснащают материально-техническую базу для того, чтобы соответствовать высоким требованиям.
Участники отрасли приобретают в лизинг мусоровозное оборудование на разных типах шасси, бункеровозы и мультилифты, дробильные установки, пресс-компакторы, измельчители, мусоросортировочные линии.
В связи с увеличением объема мусора острую потребность в новой спецтехнике испытывают полигоны.
Оснащение мест накопления ТКО необходимым контейнерным парком — одна из приоритетных задач, которую должны решить региональные операторы.
Наша компания одной из первых в 2017 году начала финансирование пластиковых и металлических контейнеров для мусора в лизинг, так как мы понимали, что для качественной работы нужна не только спецтехника, но и «расходный» материал —контейнеры.
В начале 2019 года ПК «Российский экологический оператор» (РЭО) заявил о разработке программы по субсидируемому лизингу на покупку контейнеров и мусоровозов. Операторы по вывозу ТКО смогут воспользоваться этим инструментом. Мы уверены, что это приведёт к увеличению спроса на лизинговые услуги предприятий данной отрасли.
Выбор поставщиков и производителей зависит от инвестиционной программы, которую реализует предприятие. Если финансирование осуществляется в рамках государственной программы поддержки отечественного производителя, то это оборудование российского производства.
Если говорить о конкретной отрасли ТКО, то это в 90% случаях дорогостоящее оборудование иностранного производства, бывшее в эксплуатации не более 5 лет. Такое оборудование проходит полную техническую проверку и ремонт перед эксплуатацией, и поставщик дает на него гарантии.
Если говорить про котельные, то это всегда индивидуальное изготовление под задачи клиента. Их изготавливают на территории России, но из импортных комплектующих.
Как правило, в сделках с оборудованием мы финансирует проекты в рамках банковских лимитов, где риск установлен на лизинговую компанию. Все риски мы принимаем на себя, поэтому в таком случае лизингополучатель и предмет лизинга подвергается более тщательному анализу.
Когда мы оцениваем риск по таким проектам, то анализируем не только действующий бизнес клиента, но и руководствуемся контрактной базой предприятия. Например, если это региональный оператор, то у него заключен контракт с администрацией региона, как правило, на 10 лет, и мы понимаем, что это надежный долговременный партнер, соответствующий всем требованиям отрасли.
Риски мы также снимаем поручительством собственников бизнеса или дополнительным залоговым обеспечением. В нескорых ситуациях, когда мы не уверены в устойчивости бизнеса, мы берем поручительство регионального оператора.
К сожалению, в работе с тендерами и государственными закупками в рамках 44 и 223 ФЗ РФ нет общей законодательной базы, которая бы регламентировала закупочную деятельность по лизингу. Для реализации таких закупок используется только практически наработанный опыт самих предприятий, лизинговых компаний и поставщиков.
Мы часто сталкиваемся с ситуацией, когда потребность в закупке техники и оборудовании высокая, а опыта в формировании конкурсной документации нет. Поэтому в нашей компании создан департамент по тендерам и госзакупкам, который осуществляет полное сопровождение и консультирование предприятий по формированию конкурсной документации и начальной (максимальной) цены контракта и помогает на всех этапах прохождения закупки.
Если говорить о типичных ошибках в формировании закупки, то можно выделить три основные момента.
Первое — это неверно сформированная начальная (максимальная) цена контракта. Перед закупкой ее формируют, исходя из минимум трех коммерческих предложений от поставщиков и лизинговых компаний. Но часто от формирования цены до организации закупке есть временной разрыв (бывает даже до полугода). При этом стоимость техники может значительно вырасти.
Изменение рыночной стоимости предмета приводит к тому, что максимальная цена контракта на момент проведения торгов ниже рыночной и закупка не может состояться. В таких случаях организуют новый тендер, а на подготовку новой закупки и согласования может уйти от месяца до трех, что значительно отодвигает срок получения, порой очень нужной, техники.
Во-вторых, неверно сформированное техническое задание на первоначальном этапе. Бывает, что в техническом здании к закупке прописанные характеристики конкретной модели, что ограничивает конкуренцию и снижает диапазон выбора техники. Важно правильно сформировать техническое задание, на основе нескольких коммерческих предложений, тогда в тендере будет максимальное количество участников и клиент получит максимально выгодное предложение.
Третьей типичной ошибкой является срок уплаты авансового платежа. В документации мы видим, что некоторые клиенты ставят срок уплаты аванса уже после получения техники, что, по сути, авансом уже не является. Это может ограничить клиента по выбору финансирования, так как большинство лизинговых компаний не берутся за сделку без аванса.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|