Модуль Леасофт БКИ

Евгений Шулепов: Как реформа изменит лизинговую отрасль?

20 июня 2019
Евгений Шулепов: Как реформа изменит лизинговую отрасль?

Одной из ключевых тем прошедшего в Санкт-Петербурге 9-го Съезда Объединенной лизинговой ассоциации стала реформа отрасли. По первоначальной идее законопроект, разработанный в Банке России, предполагал, что под регулирование подпадут все лизинговые компании. Это вызвало бурное возражение отрасли, поскольку накладывало на ее участников дополнительную финансовую нагрузку, которую они, в свою очередь, невольно переложили бы на потребителей.

В результате, по оценкам экспертов, небольшие компании в регионах могут уйти с рынка, что приведет к дальнейшей монополизации отрасли. Первое чтение в Государственной Думе законопроект прошел уже в изменённом виде: в круг регулирования, по мнению авторов, попадают компании с государственным участием или те, кто работают по программам государственной поддержки отечественной промышленности. Данная концепция воспринята профессионалами рынка тоже неоднозначно. (Подробнее — в интервью с Дмитрием Корчаговым, генеральным директором «Балтийского лизинга»).

Именно поэтому участники съезда так живо обсуждали предстоящие изменения. Свое мнение по этому вопросу высказал председатель Экспертного совета по небанковским финансово-кредитным организациям депутат Государственной Думы Евгений Шулепов, принявший участие в работе Съезда:

— Наш совет выступает за то, чтобы лизинговый бизнес в России получил больше самостоятельности и, соответственно, больше условий для свободного развития. Однако ЦБ планирует взять лизинг под свой контроль и регулировать его практически по тем же принципам, что и банки.

Каковы риски такого подхода? На мой взгляд, это грозит монополизацией лизингового рынка, закрытием большинства мелких компаний, удорожанием лизинга для конечного потребителя, появлением дополнительных административных барьеров и нагрузок как для лизингодателей, так и для лизингополучателей. Центробанк в данном случае полностью оправдывает своё предназначение регулятора.

Но дело ведь не в том, чтобы установить тотальный контроль над отраслью, а в том, чтобы эта отрасль работала!

Да, статистика показывает хорошие результаты. Доля новых лизинговых инвестиций в экономику растёт. За прошлый год рост составил 20% и достиг 1,3 трлн рублей, а общий лизинговый портфель составил уже более 4 триллионов. Особенно удачно складывается ситуация в сфере железнодорожного, автомобильного и авиатранспорта.

Но истина познаётся в сравнении. Мы серьёзно отстаём от европейского, американского и особенно китайского лизингового рынка. Кроме того, наш рынок имеет деформации как в региональном аспекте, так и по отраслям. Лизинг у нас в основном сосредоточен в Москве. Регионам и сельским территориям достаются крохи. А на долю машиностроительного оборудования и сельскохозяйственной техники приходится всего чуть больше 3% от общего объема лизинга.

И как в таких условиях проводить техперевооружение, развивать периферию, строить многоукладную сельскую экономику?!

К сожалению, многие эксперты видят корень проблем отрасли в низких показателях экономики. Логика у них такова: в Китае экономика растёт невиданными темпами, поэтому и лизинг там растёт такими же темпами. У нас экономика на спаде, поэтому и в лизинге прорыва ждать не стоит.

Очень жаль, что на уровне государства ещё допускаются такие нарушения причинно-следственных связей. Выходит по этой логике, что ветер дует от того, что деревья качаются, а не наоборот.

Лизинг — это инструмент роста экономики, один из самых эффективных механизмов, который может обеспечить ресурсами десятки отраслей, и, в первую очередь, промышленность, машиностроение, сельское хозяйство. Это позволит им, не дожидаясь господдержки, самостоятельно проводить обновление фондов, наращивать производство, быть конкурентоспособными на глобальном рынке.

А пока что лишь 5% составляет доля лизинга в объеме инвестиций в основные фонды наших предприятий. В Европе — 30%. Почувствуйте разницу!

И в это время мы обсуждаем реформу лизинга не с позиции обеспечения взрывного роста отрасли, а с позиции усиления ее регулирования! Явно заходим не с того конца. Опять соседи нам в пример. Китай в ближайшие пару лет собирается внедрить лизинг во все ведущие отрасли промышленности, делегировать полномочия по содействию лизингу местным властям, преобразовать налоговую систему, адаптировав ее под лизинговые компании. Вот такой нестандартный и смелый подход!

Это говорит о том, что и нам необходимо сегодня модернизировать весь инструментарий финансового рынка. А лизинг, вне зависимости от реформ, должен искать ниши для своего развития, быть в тренде всех национальных приоритетов, принимать самое активное участие в реализации нацпроектов.

Пока же мы видим, что и государство, и бизнес действуют осторожно, никаких смелых и прорывных шагов не предпринимается. Потому и слово «реформа» в отношении лизинга я бы употреблять не стал. Реформа подразумевает прогрессивные преобразования. Мы же пока делаем шаг вперёд и два шага назад.

Все это нам предстоит снова обсуждать на площадке Госдумы при участии Правительства, ЦБ и бизнеса. Надеюсь, уже в ближайшее время мы придём к общему знаменателю со всеми участниками законодательного процесса. Ведь речь все-таки идёт не о регулировании какой-то одной отрасли, а об экономике страны в целом, и времени на раскачку и долгие обсуждения просто нет!

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь