Как мы писали ранее, Министерство намерено разработать единый механизм субсидирования, не зависящий от предмета финансовой аренды.
При этом, по данным газеты «Коммерсантъ», лизинговые компании будут получать доступ к участию в программах государственной поддержки на конкурсной основе. Предполагается, что основным критерием отбора выступит готовность передать в лизинг технику на наибольшую сумму при наименьшем использовании средств государственной поддержки.
Напомним, что самыми массовыми видами господдержки отечественного производителя являются льготный автолизинг и финансовая аренда строительно-дорожной и коммунальной техники. В реализации данных программ на сегодняшний день задействовано более ста лизинговых компаний. Финансовая суть программ господдержки в том, что лизинговые компании, покупая для клиента технику за полную стоимость, передают ее конечному потребителю со скидкой от 10 до 15 процентов. Выпадающие доходы лизингодателя впоследствии компенсируются из бюджета.
При этом, как свидетельствует исследование, проведенное в минувшем году журналом «Лизинг ревю» и аналитическим агентством «БизнесДром», около 10% нового бизнеса за 1 полугодие 2018 обеспечили сделки с использованием средств госпрограмм поддержки. Наиболее вовлеченными в программы господдержки являются компании среднего размерного класса — доля таких сделок в их новом бизнесе составляет около 11%. На компании из топ-10 приходится наибольший объем заключенных сделок с участием средств господдержки (около 40 млрд руб. за 1 полугодие 2018 года, или 85%), однако в структуре их нового бизнеса эти сделки составляют только около 8%.
Таким образом, новые правила отбора лизинговых компаний могут отсечь от работы с бюджетным субсидированием небольшие региональные компании, которые наиболее активно сотрудничают с предприятиями малого и среднего бизнеса.
Мы попросили прокомментировать предлагаемые изменения Алексея Долгих, генерального директора компании «Лизинг-Трейд»:
— В реализации инициативы Минпромторга мне видятся три проблемы.
Первая — непрозрачность конкурсной процедуры. На сегодняшний день участникам рынка непонятно, как будут сформулированы критерии при отборе компаний. Но из того, что в настоящий момент озвучено, очевидно, что нарушен глобальный принцип конкурентности. Преимущества в конкурсной процедуре будут иметь компании из ТОП-10, в первую очередь с государственным участием. Рискну предположить, что даже не все частные игроки из числа ТОП-10 примут на себя подобные риски. Представим себе, что лизинговая компания не смогла выйти на заявленные показатели. Как она будет наказана? Штрафными санкциями? Государственные компании могут себе позволить штрафные санкции, а частной компании будет невозможно объяснить это акционерам.
Отсюда вытекает вторая проблема. Когда ставится условие передать как можно больше техники в лизинг при наименьшем риске невыполнения заявленного плана, то, очевидно, что это проще реализовать с крупными лизингополучателями. Подобный подход отсекает малый из средний бизнес из числа клиентов: на розничных сделках лизинговые компании могут не выйти на заявленные показатели. Значит, выгодоприобретателем государственной поддержки будут крупные лизингополучатели. А это будет транслироваться на весь рынок услуг. Транспортные корпорации получат, например, КАМАЗ за 4 миллиона 500 тысяч, а малое предприятие — за 5 миллионов, что в свою очередь скажется на их конкурентоспособности в борьбе за коммерческие и государственные контракты.
Подобный подход отсекает малый из средний бизнес из числа клиентов: на розничных сделках лизинговые компании могут не выйти на заявленные показатели.Алексей Долгихгенеральный директор компании «Лизинг-Трейд»
И, наконец, подобный подход снижает доступность государственной поддержки для конечного клиента. Небольшие региональные лизинговые компании не пройдут конкурсный отбор, а именно они проявляют больше гибкости и работают с представителями бизнеса в таких секторах, которые федеральным компаниям неинтересны.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|