Объем нового бизнеса за 2018 год вырос на 20% и превысил 1,3 трлн рублей. Позитивная динамика во многом была обусловлена сделками лидеров, обеспечивших 80% прироста лизингового портфеля. В 2019 году темп роста рынка не превысит 15% ввиду снижения активности лизингополучателей в транспортных сегментах.
Лизинговый рынок продолжает активно расти третий год подряд. Объем нового бизнеса по итогам прошлого года составил 1,31 трлн руб., что на 20% больше результатов 2017 года. Всего участие в исследовании «Эксперт РА» приняли 123 компании, на которые, по нашей оценке, приходится около 96% всего лизингового рынка. Сокращение объемов бизнеса продемонстрировали всего 28 компаний, в том числе «ВЭБ-лизинг», на который приходится более 12% рынка.
Объемы и динамика рынка могли оказаться выше, однако отсутствие крупных сделок, заключаемых традиционно в конце года, привело к тому, что на IV квартал пришлось только 23% годового объема нового бизнеса (для сравнения — в 2016 и 2017 году более трети всех сделок приходилось на последний квартал).
График 1. Объем нового бизнеса за 2018 год достиг 1,3 трлн руб.
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Сумма новых лизинговых договоров в 2018 году выросла на 30%, превысив 2 трлн руб. При этом в сумме новых договоров отмечается повышение концентрации на трех крупнейших компаниях до 48% против 35% годом ранее. Именно сделками лидеров рынка был обусловлен рекордный за последние шесть лет рост лизингового портфеля, который за год вырос на 25% и составил 4,3 трлн рублей на 01.01.19. Так, без учета ГТЛК, «Сбербанк Лизинг» и «ВТБ Лизинг» темп прироста портфеля составил менее 4%.
Лидером рынка третий год подряд становится компания ГТЛК, на которую приходится 16% объема нового бизнеса. Второе место удерживает «Сбербанк Лизинг», лидирующий в сегменте оперлизинга за счет сделок с авиатехникой. На третье место в рэнкинге поднялся «ВТБ Лизинг», нарастив в прошлом году сделки в ж/д-сегменте. Наибольшие темпы роста из топ-20 компаний продемонстрировал «РЕГИОН Лизинг» (ГК), объем нового бизнеса которого увеличился более чем в три раза по сравнению с 2017 годом, в том числе за счет присоединения «МКБ-лизинг» в июле 2018 года.
Таблица 1. Топ-20 лизинговых компаний России по итогам 2018 года
Место по новому бизнесу |
Наименование компании |
Рейтинг кредитоспособности «Эксперт РА» на 01.03.2019 |
Объем нового бизнеса (стоимости имущества) за 2018г., млн руб. |
Темпы прироста нового бизнеса 2018/2017 |
Сумма новых договоров лизинга за 2018г., млн руб. |
Объем лизингового портфеля на 01.01.19, млн руб. | |
01.01.19 |
01.01.18 | ||||||
1 |
1 |
Государственная транспортная лизинговая компания |
|
214 848 |
51,3% |
441 986 |
925 844 |
2 |
2 |
«СБЕРБАНК ЛИЗИНГ» (ГК) |
|
196 161 |
56,0% |
298 711 |
609 211 |
3 |
4 |
«ВТБ Лизинг» |
ruA+ |
158 587 |
58,3% |
276 709 |
575 479 |
4 |
5 |
«ЛК «Европлан» |
|
73 268 |
19,3% |
н.д. |
84 397 |
5 |
9 |
«Альфа Лизинг» (ГК) |
|
63 876 |
107,2% |
102 496 |
149 058 |
6 |
3 |
«ВЭБ-лизинг» |
|
58 654 |
-46,2% |
76 784 |
374 076 |
7 |
— |
«Газпромбанк Лизинг» (ГК) |
|
50 670 |
— |
90 894 |
192 623 |
8 |
7 |
«Балтийский лизинг» (ГК) |
ruA |
42 578 |
23,4% |
60 851 |
51 226 |
9 |
8 |
«Сименс Финанс» |
|
38 967 |
16,0% |
н.д. |
57 174 |
10 |
10 |
«РЕСО-Лизинг» |
ruA+ |
34 488 |
50,3% |
54 642 |
47 749 |
11 |
11 |
«ЮниКредит Лизинг» |
ruAAA |
23 360 |
21,9% |
32 583 |
40 495 |
12 |
16 |
«Мэйджор Лизинг» |
|
21 882 |
81,6% |
35 375 |
36 223 |
13 |
15 |
«CARCADE Лизинг» |
|
20 622 |
55,6% |
29 664 |
22 817 |
14 |
6 |
«ТрансФин-М» |
ruA- |
18 811 |
-46,7% |
41 276 |
290 018 |
15 |
— |
«Росагролизинг» |
|
15 710 |
— |
19 217 |
48 999 |
16 |
13 |
«Элемент Лизинг» |
|
14 214 |
3,1% |
20 955 |
15 709 |
17 |
24 |
«КАМАЗ-ЛИЗИНГ» (ГК) |
|
14 174 |
72,7% |
21 281 |
24 122 |
18 |
35 |
«РЕГИОН Лизинг» (ГК) |
ruBBB- |
14 013 |
235,2% |
25 240 |
39 758 |
19 |
19 |
«СТОУН-XXI» (ГК) |
|
13 761 |
32,1% |
20 503 |
17 526 |
20 |
27 |
«Райффайзен-Лизинг» |
|
10 095 |
47,8% |
13 952 |
18 278 |
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Основу лизингового рынка традиционно составляют транспортные сегменты, на которые по итогам 2018 года пришлось 73% объема нового бизнеса и 85% портфеля. Объем нового бизнеса с морскими и речными судами за прошедший год вырос более чем в два раза, что было во многом обусловлено крупными договорами компании ГТЛК, на которую приходится около 75% сделок в данном сегменте.
Отсутствие крупных сделок в IV квартале 2018 году привело к замедлению темпов роста ж/д-сегмента, но несмотря на это, он второй год подряд продолжает демонстрировать положительную динамику и по итогам текущего года вырос на 49%. Наращивание сделок с ж/д-техникой в прошлом году было обусловлено увеличением спроса на подвижной состав вследствие роста объема грузовых перевозок на 2%, в том числе экспортных грузов на 4%, по данным «РЖД». По нашим оценкам, в текущем году меньший по сравнению с 2018 годом рост погрузки на ж/д-транспорте и сокращение дефицита подвижного состава, характерного для 2017-2018 годов, не позволят ж/д-сегменту вырасти более, чем на 30%.
График 2. Ключевым драйвером лизингового рынка в 2018 году стал ж/д-сегмент
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Отсутствие крупных сделок в IV квартале 2018 наибольшее влияние оказало на динамику авиализинга, объем нового бизнеса в котором по итогам прошлого года сократился на 17% по сравнению с результатами 2017 года. Поскольку основная часть оперативного лизинга приходится на авиасегмент, то снижение объемов сделок с авиатехникой привело к тому, что доля оперативного лизинга в объеме нового бизнеса по итогам прошлого года опустилась ниже 10%.
График 3. Доля оперативного лизинга опустилась ниже 10% впервые за четыре года
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Помимо авиализинга отрицательную динамику продемонстрировали еще 2 из 18 сегментов, выделяемых «Эксперт РА», тогда как в 2017 году снижение объемов нового бизнеса отмечалось в 6 сегментах. Объем новых сделок с с/х-техникой в прошлом году снизился на 30% ввиду уменьшения объемов госсубсидирования, а объем нового бизнеса с телекоммуникационным оборудование сократился почти в 7 раз.
За счет интенсивного роста ж/д-сегмента доля крупного бизнеса среди лизингополучателей превысила 50%. Доля розничных сегментов, к которым «Эксперт РА» относит автосегмент, строительную и сельскохозяйственную технику, в объеме нового бизнеса снизилась до 44,4% против 46% за 2017 год. Тем не менее, в абсолютном выражении объем розницы вырос на 15,5% за счет положительной динамики автолизинга, как крупнейшего розничного сегмента.
Объем субсидий, предоставленных на поддержку автолизинга, в 2018 году был сокращен до 8 млрд руб., тогда как годом выделялись 14 млрд руб. Несмотря на снижение объемов господдержки автолизинг продолжает оставаться крупнейшим сегментом на рынке. В 2018 году объем автосегмента вырос на 19% и составил 453 млрд руб. или 34,5% лизингового рынка.
Продажи легковых автомобилей растут второй год подряд, при этом, по оценкам «Эксперт РА», степень проникновения лизинга в автопродажи легкового автотранспорта на протяжении последних двух лет не претерпела существенных изменений и находится на уровне 9%. Основным источником финансирования покупки автомобиля по-прежнему являются автокредиты, на которых приходится около половины всех автопродаж.
Таблица 2.За 2018 года около 9% легковых автомобилей реализовано через лизинг
|
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
Продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей, тыс. шт. |
1 601 |
1 426 |
1 596 |
1 801 |
Количество переданных в лизинг легковых автомобилей, тыс. шт. |
87 |
114 |
140 |
160 |
Доля лизинга в продажах легковых автомобилей, % |
5,4 |
8,0 |
8,8 |
8,9 |
[1] Согласно данным Ассоциации европейского бизнеса (AEB).
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Рост автосегмента был во многом обусловлен удовлетворением отложенного спроса на обновление устаревших основных фондов. По данным АВТОСТАТа, средний возраст легкового автомобиля в России вырос с 11,8 лет в 2011 году до 13,1 лет в 2017 году. Кроме того, благоприятное влияние на рынок оказало снижение стоимости фондирования ввиду снижения ставок по банковским кредитам. Поддержку лизингу легковых автомобилей оказало развитие каршеринговых сервисов в крупных городах. В 2018 году только прирост столичного автопарка составил 11,5 тыс. штук автомобилей, что, по оценке «Эксперт РА», составляет около 7% всех переданных в течение года в лизинг легковых автомобилей. Результатом активного роста авторынка стало увеличение числа лизинговых компаний, предоставляющих в лизинг автотранспорт, на 10% за 2018 год, а также рост общего числа лизинговых сделок до 230 тысяч штук.
В результате активного роста продаж легковых автомобилей на протяжении последних двух лет рынок легковых автомобилей близок к насыщению. Рост автосегмента в 2019 будет происходить за счет обновления легковых коммерческих автомобилей и грузового автотранспорта, средний возраст которого в прошлом году достиг почти 20 лет, по данным «Автостата». При сохранении запланированного на 2019 год объема господдержки (4,9 млрд руб.), автосегмент вырастет на 12%.
График 4. Доля грузового автотранспорта в структуре автолизинга последние два года превышает 50%
Источник: «Эксперт РА», по результатам анкетирования ЛК
Согласно макроэкономическому прогнозу «Эксперт РА», в текущем году темп прироста ВВП составит всего 1,4% против 1,9% в 2018 году. Слабый экономический рост и сохранение текущей денежно-кредитной политики окажут сдерживающее влияние на инвестиционную активность потенциальных лизингополучателей, в результате чего темпы прироста рынка замедлятся и не превысят 15% по оценкам «Эксперт РА».
На фоне снижения объемов госсубсидирования автолизинга, крупные федеральные лизингодатели для поддержания бизнеса будут запускать собственные льготные программы, жертвуя частью своей маржи. Пойти на подобные меры в 2019 году игрокам позволит уровень маржи, который за последние три года восстановился и составляет в среднем по рынку 4,5-5%. Небольшим компаниям будет затруднительно соревноваться с лидерами рынка в стоимости услуг, поскольку последние обладают возможностью привлекать более дешевое фондирование, а также имеют устоявшиеся связи с дилерами и производителями, что позволяет приобретать предметы лизинга на более выгодных условиях. Компании второго и третьего эшелона в борьбе за клиентов будут прибегать к неценовым методам конкуренции: снижать авансы по сделкам и расширять клиентские сервисы, а также предлагать клиентам экспресс-продукты по более высоким ставкам, смягчая при этом критерии риск-менеджмента.
График 5. В 2019 году темпы роста рынка замедлятся
Источник: оценка «Эксперт РА»
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|