Если в большинстве стран с развитой экономикой история лизинга продолжается десятилетиями, то в России отношение к этому виду аренды было весьма неоднозначным по ряду причин. Существует четыре основных этапа развития отечественного лизинга, каждый из которых соотносится с определенными нормативами и актами в лизинговом законодательстве. Сегодняшний четвертый период можно определить, как реформирование и совершенствование имеющейся правовой базы в области лизинга.
Первый этап по понятным причинам относится ко времени, когда лизинговое законодательство отсутствовало в принципе – до начала 90-х. Лизинговая деятельность была доступна только организациям, которые занимались внешней торговлей в 80-х годах ХХ века. Лизинг для таких компаний был чем-то вроде формата приобретения дорогостоящего крупного оборудования – производственных станков, авиатранспорта, автомашин, кораблей и т.д. Его называли «специальной формой долгосрочного кредита».
Во время перестройки лизинговые контракты стали заключать чаще. Эту форму приобретения основных средств использовали организации, специализирующиеся на внешнеторговой деятельности – Автоэкспорт, Авиаэкспорт, Советский флот, Тракторэкспорт. Министерство морского флота СССР практиковало аренду морского судна без экипажа, а также лизинг зарубежных контейнеров.
Внутри страны лизинг практиковался крайне редко, поэтому его развитие было незаметным до 1989 года – именно в это время начался перевод предприятий на арендные форматы ведения хозяйственной деятельности.
Знаковыми нормативными актами относительно лизинга стали основы законодательства СССР от 1989 года об аренде и письмо Госбанка «О плане счетов бухучета», где были прописаны четкие правила учета операция аренды и лизинга в бухгалтерских проводках.
Он начался в 1990 году и продолжался до середины 90-х. Именно в этот период в договорах компаний начали появляться основные элементы лизинговых операций. Но при этом государство держалось в стороне от данной формы ведения хозяйственной деятельности и не спешило формировать лизинговое законодательство. Вплоть до 1996 года лизинговые сделки не предусматривались законом РФ, но и не противоречили ему.
Лизинг стали классифицировать как разновидность финансового посредничества в 1993 году. Чтобы активно обновлять основные фонды, правительство РФ стало создавать лизинговые компании с долей государственных банков и финансовых структур. Ярким примером является «Евролизинг» — международная фирма, основанная в 1991 году. Главными учредителями компании стали Внешэкономбанк, Госснабжение и Советский морской флот. Вскоре появились коммерческие негосударственные компании по лизингу, учредителями которых выступали банки.
Данный период становления отечественного лизинга (середина 1990-х – 2002 г.г.) ознаменован принятием лизингового законодательства.
В 1994 году группа из пятнадцати компаний основала ассоциацию РФ «Рослизинг». В 21 веке ее членами стали более 80 лизинговых организаций, банков и коммерческих организаций. Все коммерческие объединения постепенно стали обретать формальную основу благодаря наличию нормативной базы.
Нормативы, которые способствовали ускоренному развитию лизинговых операций, принимались на уровне ведомств и Министерств. Также важную роль в истории развития лизинговой деятельности сыграли следующие постановления:
Свои коррективы в лизинговую деятельность внес августовский кризис 1998 года. Многие лизинговые организации заморозили свой бизнес, а банки значительно сократили объемы долгосрочного кредитования.
В 1998 правительство РФ приняло закон «О лизинге», который противоречил в некоторых моментах с ГК РФ. Впоследствии он получил более формальный характер.
В 2002 году был урегулирован порядок льготного налогообложения лизинговых сделок. А после того, как главный закон «О лизинге» был скорректирован поправками, уменьшились риски по лизинговым операциям.
С 2002 года отмечается уверенная динамика отечественного лизингового рынка, которая длилась до 2008 года, когда произошел мировой финансовый кризис. Лизинговый рынок не смог пережить кризис без потерь.
Объем лизингового рынка сократился почти на 28% после 2008 года. Стремительный спад продолжился до лета 2009 – за этот период около сорока лизинговых организаций стали банкротами.
Также ухудшение макроэкономической ситуации в 2014 году привело к снижению объемов бизнеса на 13%. А в 2015 году рынок лизинга сократился на четверть. Самые быстрые темпы восстановления после кризиса отмечались у автолизинга. Его рост объяснялся двумя причинами:
Уже на 30 сентября 2018 г. сумма новых лизинговых сделок превысила 1 трлн рублей.
Однако еще есть ряд проблем, которые мешают лизинговым компаниям осуществлять финансовую деятельность в соответствии с законами Российской Федерации. В планах Центробанка – реформировать лизинговую отрасль к 2021 году. До этого времени рынок лизинга должен будет пережить переход на новый план счетов и новую бух. отчетность.
Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru
|