Модуль Леасофт БКИ

Рынок лизинга: падение продолжается

16 декабря 2015
На ежегодной конференции «Лизинг в России – 2015» самые крупные и активные игроки рынка обсудили текущее состояние отрасли, поделились своими планами и прогнозами на ближайшее будущее

Согласно исследованию рейтингового агентства RAEX («Эксперт РА»), за 9 месяцев 2015 года российский рынок лизинга сократился на четверть и составил 385 млрд рублей. Без господдержки авто- и авиализинга уменьшение количества новых сделок составило бы порядка 40%, уверены в агентстве.

«Мы видим, что по сравнению с пиковыми значениями 2012-2013 годов рынок просел очень сильно. Постепенно в портфелях компаний ж\д технику замещает авиатехника. В новом бизнесе эта тенденция также прослеживается: резко выросла доля авиализинга, – отметил в ходе своего доклада управляющий директор по банковским рейтингам RAEX Станислав Волков. – Доля сделок с МСБ немного сократилась, но остается выше 50%. Во многом это происходит благодаря тому, что в сегмент работы с малым и средним бизнесом вышли госкомпании».
Серьезный удар по рынку лизинга наносит повышение ставок банковского кредитования: даже несмотря на снижение по сравнению с пиковыми значениями начала 2015 года, они остаются очень высокими. Также, по оценке агентства, наблюдается существенный рост объема проблемных сделок. По итогам 9 месяцев 2015 года этот показатель составил 12%, тогда как двумя годами ранее он был менее 4%.
Произошло резкое падение рентабельности лизинговой деятельности. И бизнес реагирует на это сокращением расходов и максимальной оптимизацией всех процессов.

В RAEX наблюдают резкий рост короткого фондирования. «Компании опасаются брать длинные кредиты по текущим ставкам, так как понимают, что после стабилизации рынка, клиенты придут к ним с просьбой индексации лизинговых ставок, в то время как банки не пойдут на снижение ставок по кредитам, выданным под эти сделки», – рассказал г-н Волков.
В 2016 году сокращение нового бизнеса продолжится, но речь будет идти о процентных пунктах, а не о десятках процентных пунктов, считают в RAEX.

Согласно базовому прогнозу агентства, сокращение рынка лизинга в 2015 году составит порядка 25%, объем нового бизнеса не превысит 510 млрд рублей. Сегмент лизинга ж\д техники ждет 50% сокращение. За счет господдержки в виде субсидирования лизинга российских самолетов прирост объема нового бизнеса в сегменте авиализинга составит около 14%. Автолизингу не удастся избежать падения на 20%, даже несмотря на программу господдержки. Сжатие прочих сегментов рынка составит около 30%.
Динамика рынка лизинга в 2016 году во многом будет зависеть от масштабов и эффективности антикризисных госпрограмм. По мнению RAEX, при позитивном сценарии рынок сократится на 10%, при негативном – на 15% и составит около 440 млрд рублей.
«В ж\д сегменте, с одной стороны, ставки остаются невысокими, с другой, – велика вероятность массового списания старого парка, а также растет значимость субсидирования приобретения инновационных вагонов. В сегменте авиатехники большую роль сыграет заключение новых сделок с самолетами «Трансаэро», а также с б\у судами других авиакомпаний, покинувших рынок. Серьезное влияние на автолизинг окажет продление программы господдержки данного сегмента», – подытожил Станислав Волков.


Марина Пуговкина, специально для All-Leasing.Ru

При любом виде копирования либо цитирования материалов сайта и размещении их на других интернет-ресурсах требуется наличие активной гиперссылки на главную страницу портала All-leasing.ru либо на страницу с копированным материалом.

Оперативные новости на телеграм-канале портала: t.me/Allleasing_ru

Автор: Марина Пуговкина
Источник:  Портал All-leasing.ru
Комментарии
Чтобы оставить комментарий авторизуйтесь или зарегистрируйтесь